|
9.2. Задачи практики и типы профессиограмм
В психологии труда, ориентированной на решение практических задач, содержание и объем профессиограммы часто определяются основными целями, с которыми производится изучение профессии. В отечественной профессиографии стал аксиомой принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности [81, 105,108,109,139,181 и др.], разделяемый многими исследователями. Можно выделить несколько подходов и типов профессиограмм соответственно их целям.
1. Профессиограммы, составленные для профориентации и профкон-сультации, должны охватывать широкий спектр вопросов. В них необходимо представлять актуальную для молодежи информацию: социально-экономические, исторические, производственно-технические знания; желательно дать психологический анализ основных моментов профессионального труда человека, процесса подготовки к нему, санитарно-гигиеническую характеристику условий труда, социальной, медицинской компенсации и др.
2. Спецификой профессиограммы, разрабатываемой в целях рационализации процесса производственного обучения, является установка на выявление в первую очередь тех важных для работы ключевых психофизиологических функций, значительное развитие которых возможно в процессе упражнений и обретения опыта по мере овладения профессиональным мастерством.
3. С целью рационализации режима и условий труда выявляют основные ПВК, наиболее эффективное использование которых должно поддерживаться посредством оптимизации условий самой деятельности. При этом особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит показателем наиболее слабых мест в организации труда. Данный (третий) тип профессиограммы по своим «исходным положениям» в определенном смысле противоположен второму.
4. Цель следующего (четвертого) типа профессий — инженерно-психологическое исследование — предполагает преимущественно анализ источников информации, которую получает оператор, способов ее переработки и хранения, последовательности действий, требований к их скорости и надежности, описание специфических условий работы. Такой анализ позволяет сформулировать требования к техническим средствам, технологиям, к конструкции органов управления и т. д. Выявление типичных ошибок операторов позволяет оптимально перераспределить функции между человеком и машиной. Этот тип отражает наиболее специфический («узкий» по логическому «объему») подход к решению задач, тем самым позволяя исследователю серьезно позаботиться о раскрытии содержания и динамики ключевых когнитивных процессов в труде.
В разных типах и при разных подходах, как правило, выделяют основные, «классические» разделы профессиограммы.
1. Общая характеристика профессии (описательная часть профессиограммы).
2. Основные производственные операции и условия труда.
3. Психограмма [80,81].
Б. В. Кулагин [139] предлагает следующую типологию профессио-грамм, соответственно доминирующим методам анализа профессиональной деятельности.
1. Описательная профессиография содержит следующие характеристики: общие особенности профессии, основные действия, операции, их последовательность и взаимообусловленность, необходимая специальная подготовка, требующиеся знания и навыки, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, характерные психофизиологические состояния (монотония, утомление, эмоциональная напряженность и др.), объем и характер перерабатываемой информации, физическая тяжесть труда, технологические аспекты труда, используемое оборудование и другие особенности. Недостатки этого типа: субъективность описаний, отсутствие количественных характеристик, трудность выделения данных, необходимых для обоснования критериальных требований и др.
2. Количественная оценка элементов: соотнесение их с технологией производства (гальванизация деталей и т. п.) или с общей характеристикой совершаемых субъектом действий (восприятие и переработка информации, принятие решений, взаимодействие и общение). Типичный пример — опросникPAQ(Position Analysis Questionnaire — McCormick, 1976), который позволяет оценивать 182 элемента, классифицируемых по шести категориям: вид предъявляемой информации (например — печатный текст), процесс ее обработки (например — кодирование), рабочие действия (работа на пульте управления), взаимодействие с другими работниками (речевой обмен), условия труда (уровень шума), профессиональное общение. Предварительно в этом типе профессиограммы выраженность элементов в Конкретной профессии оценивается экспертами с помощью оценочных шкал. В их основу положены различные критерии: значимость отдельных действий для достижения цели деятельности, затрачиваемое на них время, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (применительно к опасности для здоровья и жизни, серьезным экономическим и социальным последствиям и др.), частота использования, характерность элементов для труда в штатных ситуациях и т. д.
3. Метод критических инцидентов (Flanagan, 1954). Первоначально эксперты отбирают, анализируют и приводят реальные примеры поведения (действий) специалистов, которые характеризуют высокую или, напротив, низкую эффективность работы. Анализируются образцы поведения, зависящие исключительно от работника. Интенсивность, «вес» критических инцидентов определяются экспертами субъективно — по их влиянию на деятельность. Сравнительно простая может быть описана в 50-100 единиц КИ; сложная — в несколько сотен КИ. Так, например, в деятельности пилотов гражданской авиации эксперты выделили 24 разные группы (всего 733 КИ).
4. Факторный анализ (McCormick, 1957). Пример: 4000 профессий оценивались по 44 оценочным шкалам (от 2 до 9 баллов) для выделения типичных требований к субъекту. В результате факторизации выделены следующие показатели:
• образование и профессиональная подготовка;
• психомоторные, интеллектуальные качества, особенности физического развития;
• особенности общения с людьми;
• типичные психофизиологические состояния;
• особенности переработки информации;
• неблагоприятные санитарно-гигиенические условия труда. Наиболее содержательно структурированными были семь из двенадцати выделенных факторов: образование, профессиональная подготовка и умственное развитие, способность к точным операциям, быстрота и ловкость, эстетическое восприятие, способность к ручному труду, коммуникабельность, тяжесть труда. Для каждого фактора было найдено уравнение регрессии. На основании анализа комбинаций профессиональных требований выделено 115 паттернов (комплексов), включающих различное число профессий (33 паттерна включали 88 % профессий).
В качестве критериев успешности деятельности субъекта выступают как прямые показатели эффективности (качество и производительность), так и тесты профподготовлешюсти, отражающие отношение к труду, административные акты (дисциплинарные взыскания, поощрения, продвижения по службе и др.), текучесть кадров, несчастные случаи и происшествия, в том числе по вине работников, экспертные оценки и самооценки эффективности [34, 56, 81, 120,121, 252 и др.].
|
|