|
1.3. Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами
Отмечая интегральный характер дисциплины и нередко нечеткость границ между собственно психологией труда и другими смежными дисциплинами, Е. А. Климов выделяет три категории наук, характеризующихся тесной взаимосвязью с психологией:
1) экономика труда, социология труда, физиология труда, гигиена труда, области медицины, связанные с изучением профессиональных заболеваний и экспертизой трудоспособности, профессиональная педагогика;
2) технические дисциплины, предметом которых являются теория, расчет и конструирование машин и приборов, иначе — орудийное оснащение трудовых процессов;
3) области объектов человеческой деятельности — биологические, технические, знаковые, социальные системы, искусство [126, с. 8-9].
Особенности понимания и изучения содержания труда и его субъекта в разных науках отражаются в их понятийном аппарате. Обращая внимание на потенциал, сферу компетентности и границы разных дисциплин, Е. А. Климов приводит несколько примеров систем научных понятий, преимущественно отражающих «непсихологические реальности».
Философия и политическая экономия: субъект труда, объект труда, орудия труда, процесс труда, необходимый труд, овеществленный труд и т. п.
Социология труда: труд как процесс, формирующий человека и общество, функции общественного труда, социальные факторы выбора профессии, труд в условиях технического прогресса, отношение к труду и др.
Экономика труда: трудовые ресурсы, производительность, организация труда, нормирование труда, оплата труда, планирование труда и т. д.
Законодательство о труде: трудовой договор, продолжительность рабочего времени, отпуск, обязанности, права, льготы разных категорий работников, обязанности рабочих и служащих, права несовершеннолетних, процедуры трудовых споров и т. п.
Физиология, гигиена труда, производственная санитария: режим труда и отдыха, работоспособность, динамика работоспособности, утомление, напряженность труда и др.
Педагогика трудового обучения и профессиональная педагогика: трудовое воспитание, трудовое обучение, производственное обучение, подготовка учащихся к труду и др. [126, с. 6-7].
Содержание смысловых категорий и дисциплинарных систем рабочих понятий отражает определенную односторонность отображения в разных науках феноменов человеческого труда, оперируя при этом обезличенным и пассивным субъектом. Человек как активный субъект деятельности, субъект труда в совокупности своих социальных, психологических, физиологических, анатомических особенностей наиболее полно представлен лишь в психологии труда. Эта дисциплина активно интегрирует достижения естественных и гуманитарных наук, вырабатывает собственный понятийный тезаурус, постоянно уточняет сферу своей компетентности, свою предметную область.
|
|