|
8.6. Уровни психологической поддержки субъекта труда
Вопрос взаимодействия в системе «субъект — субъект» («учитель — ученик», «тренер — спортсмен», «инструктор — курсант», «врач — пациент», «психолог — клиент») еще недостаточно изучен в гуманитарных науках. Он является одним из центральных для общей, педагогической психологии, акмеологии, андрогогики. Он тесно связан с методологическими принципами науки, с мощным влиянием положений гуманистической психологии, активным использованием хорошо разработанных техник психотерапии (гештальттерапия, НЛП, роджерианский подход, понимающая психология и др.), изменением статуса психологии, расширением сферы ее использования [42,218].
В практическом плане многое определяется профессионализмом, этическими позициями и активным арсеналом самого психолога. Н. С. Пряж-ников [209, 210] выделяет следующие «концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении:
1) адаптационно-производственный (адаптационно-технологический). Главная цель — помочь человеку "вписаться" в данную производственную структуру для повышения ее эффективности. При этом часто интересы самого человека находятся на втором плане (хотя учитываются его способности и другие психологические характеристики);
2) социально-адаптационный. Цель — помочь человеку построить привлекательный образ жизни (добиться жизненного "успеха") с помощью удачного выбора профессии или места работы. Интересы человека учитываются в большей степени, но пути к 'Успеху"могут быть и неадкватиыми (в частности, в этическом плане). При этом могут оставаться нерешенными проблемы смысловой сферы личности;
3) ценностно-смысловой. Цель - помочь человеку обрести смысл в профессиональном и личностном самоопределении (профессиональное самоопределение неизбежно рассматривается в контексте жизненного и личностного самоопределения). Именно здесь учитываются самые важные, жизнеопределяющие устремления человека, поэтому именно этот уровень с полным правом можно считать личностно ориентированным» [210, с. 9].
Понятно, что реализация задач третьего уровня сопряжена с объективными трудностями (неготовность клиента принимать ответственность за обстоятельства своей жизни, рассматривать свои проблемы на сложном — ценностно-нравственном и смысловом — уровне; готовность и способность психолога решать сложные проблемы профессионального самоопределения человека в масштабе его жизнедеятельности; несхожесть позиций, интересов и запросов «клиента», «заказчика», например руководителя организации, в которой работает психолог). Вопросы профессионального и нравственного самоопределения, готовность принять позицию человека как активного субъекта своей жизнедеятельности имеют отношение не только к другим лицам («клиентам» и пр.) — это прежде всего актуальные вопросы для самого психолога на протяжении всей его профессиональной карьеры.
|
|