12.7. Социальная среда, становление профессионализма, профессиональная карьера: две парадигмы

Социальная среда. Взаимодействия субъектов в совместной деятельности обнаруживают дополнительные, неаддитивные эффекты, изменяющие простую сумму их активности. При совместной деятельности в группе может возникать социальная фасилитация (от англ. facilitate — «облегчать») - присутствие других людей как стимулирование и облегчение деятельности индивида, повышение производительности труда и содействие успеху. Вместе с тем объединение физической и социальной активности людей может иметь и отрицательные эффекты, например снижение производительности труда индивида в группе, блокирование социальной активности индивида (эффект М. Рингельмана — прогрессивное снижение усилий участников пропорционально увеличению группы), «групповое единомыслие» — снижение интеллектуальной эффективности, искажения оценок действительности и моральных качеств членов группы; издержки неадекватного стиля руководства и т. д. На уровне функционирования организации и ее подразделений эти аспекты входят в компетенцию психологии управления, социальной психологии. Разнообразные эффекты непосредственных производственных взаимодействий субъектов, однако, пока еще мало учитываются традиционной психологией труда.

Изучение взаимодействий субъектов совместной деятельности приводит к необходимости привлечения таких «единиц» анализа, как диада» («учитель — ученик», «врач — больной», «психотерапевт — клиент» и т. п.), триада («тренер — спортсмен — партнер», «вышестоящий руководитель — руководитель — подчиненный»), психологическая ниша, отражающих закономерности «горизонтального» и «вертикального» распределения социальной активности субъектов в пространстве деятельности [248, 251]. Такие устойчивые интегральные социальные образования отражают неоднородность социальной группы, конкретизируют функциональные и межличностные взаимодействия и взаимоотношения субъектов и нередко становятся определяющим условием их профессионального становления и развития. Так, например, в спортивных единоборствах высших ступеней мастерства достигают только спортсмены, соответствующие по своим психофизиологическим особенностям своему тренеру.

Карьера. Карьеру человека как субъекта деятельности (от лат. camts — «телега», «повозка»; от итал. camera — «бег», «жизненный путь», «поприще»; от фр. cariere — «продвижение в какой-либо сфере деятельности», «достижение известности, славы, выгоды») в разные исторические эпохи понимали по-разному. Так, в XIX в. карьера определялась как «путь, ход, поприще жизни, служба, успех и достижение его», «успех в обществе, быстрое достижение чинов и орденов». В начале XX в. — как путь и продвижение человека к внешним успехам, выгодам, славе, почету, а также достижение им личного благополучия, как будущность и судьба. В конце XX в. феномен карьеры становится объектом исследования в разных гуманитарных дисциплинах. Не только расширяется ее понимание и анализируются типологии, но и выделяется множество ее актуальных и латентных детерминант. Показано, что карьера имеет собственную онтологию и генезис и не сводится ни к профессиональному опыту как распредмечешюй человеком области общественной практики и представленной в субъективированных (профессия, специализация, специальность) и объективированных формах (должность, рабочее место), ни к стажу — продолжительности выполнения человеком определенной деятельности.

До 1990-х гг. карьера чаще рассматривалась в узком смысле слова — как «разбитый на определенные промежутки жизненный путь человека, связанный с его работой», как «успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и другой деятельности или как род занятий, как профессия», как «последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни», как «последовательность должностей, занимаемых сотрудником в одной организации», в целом — как динамика положения и активности человека в трудовой сфере [232, 288 и др.]. Сегодня карьеру чаще понимают в широком смысле слова — как профессиональное продвижение, профессиональный рост, переход с одной ступени профессионализма на другую; как динамику и общую последовательность этапов развития человека в основных сферах жизнедеятельности (труд, семья, досуг); как динамику социально-экономических и статусно-ролевых позиций; как форму социальной активности человека; как успешность всей жизни человека; как стремление человека достигать положения, позволяющего ему наиболее полно удовлетворять свои потребности; активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способов жизнедеятельности, обеспечивающее его устойчивость в потоке социальной жизни; как успешность жизни в целом; как собственные суждения субъекта об успехах и неудачах; как взаимосвязь личностного и профессионального развития человека [157, 182, 232, 288].

При определении карьеры используют ряд взаимосвязанных понятий: перемещение, мобильность, продвижение.

Пространственно-территориальное перемещение — наиболее широкое из них.

Мобильность есть изменение положения индивида в обществе, его социального статуса.

Продвижение — это движение по служебной лестнице, производство в чин.

В качестве психологических компонентов карьеры выделяют характер целей, которые ставит человек, включаясь в социальную деятельность, систему побуждающих его мотивов, степень актуализации способностей специалиста и др. Нередко построение карьеры понимается как процесс профессионального самоопределения, то есть как чередующиеся выборы, имеющие в своей основе устойчивую Я-концегщию личности -— относительно целостное личностное образование, постепенно изменяющееся по мере социального, психологического и профессионального созревания личности, а самоопределение рассматривается как составная часть карьеры [4, 130, 232, 288].

При процессуальном подходе карьера понимается как способ достижения целей, результатов, как форма личностного самовыражения.

С позиций статусного подхода — это результаты деятельности человека, социальный статус и т. п.

В рамках ценностного подхода карьера связана с общественной значимостью деятельности человека.

С позиций индивида карьера представляется как своеобразный трудовой путь.

Исследователи выделяют несколько механизмов карьерного процесса: 1) активность, энергичность человека; 2) внешние источники — социальная среда (потребности, интересы общества и др.); 3) конкуренция как механизм карьерного отбора.

Признается, что карьерные цели чаще находятся в зоне пресечения интересов индивида, организации, общества. Карьерная стратегия представляет собой способ продвижения, призванный обеспечивать оптимальное использование движущих механизмов и ослаблять действие любых сдерживающих факторов и сопротивления («Расширять пространство своей судьбы. Укреплять то, что содействует жизни». Э. Фромм). Основная цель потенциирования карьерного процесса самим субъектом и руководством — организация «карьерного пространства». Стратегическая цель — обеспечение стратегической устойчивости карьерного процесса. Специалисты формулируют следующие принципы карьерного продвижения: принципы непрерывности; осмысленности (нахождение и совмещение смысла личной жизни, смысла слунсбы и смысла социальных процессов); соразмерности (индивидуальное/командное — более надежное); маневренности (смягчение сил столкновения, обход препятствий, компромиссы, движение «зигзагом», выход на другие «маршруты» и пр.); экономичности (распределение сил на всю жизнь); заметности и уникальности (уметь представлять результаты своей деятельности). Показательными примерами такого отношения к делу и своей карьере могут быть моменты биографии Б. Н. Ельцина, первого президента Российской Федерации. Получив диплом «инженер-строитель» после окончания вуза, он отказывается от поприща преподавателя и идет на производство. Получив назначение на должность мастера, договаривается с руководством строительного комбината и на год откладывает исполнение у правленческих функций. Вместо этого 12 месяцев работает рабочим— в течение одного месяца осваивает новую для него строительную специальность (плотник, каменщик, электросварщик и т. д.), сдает квалификационный экзамен и переходит к освоению другой специальности в рамках профессии «строитель». Освоив за год 12 специальностей, он переходит к руководящей должности. Последовавший за этим быстрый карьерный рост Б. Н. Ельцина — до самой верхней административной позиции — можно считать логичным следствием стратегического планирования своей карьеры.

Арнольд Шварценеггер уже в ранней юности имел четкий жизненный план: добиться успеха в спорте, стать кинозвездой, жениться на девушке из высшего общества, получить политическую власть. Эмигрировав в США 'i в, молодом возрасте, плохо говорящий по-английски, он решил все поставленные перед собой задачи.

Парадигма самоактуализации: самоактуализация и профессиональная деятельность. В последние два-три десятилетия парадигма самоактуализации стала, пожалуй, самой модной в гуманитарных дисциплинах. В психологии управления мало найдется учебников, которые освещаются без обращения к концепции А. Маслоу, вернее, к части его работ, а точнее — к описанию одной лишь «пирамиды А. Маслоу». Признавая высокий научный статус названной концепции, отдавая должное высокому гуманистическому пафосу работ этого автора, заявляя о высоком уважении к его личности, кратко сформулируем несколько замечаний, связанных с некритичным привлечением теории самоактуализации и необоснованно широкой ее экстраполяции в области психологии труда.

1.  Профессии и профессиональная деятельность человека не были «логическим центром» концепции, а находились на ее периферии. Они рассматривались скорее как одна из внешне наглядных сфер воплощения личности и проявления ее новообразований, чем как предмет исследования.

2.  Профессиональная деятельность в анализе А. Маслоу берется как нейтральная, аморфная среда, в которой самоактуализирующаяся личность легко и естественно, исключительно в силу своих имманентных свойств «кристаллизируется» в свое новое и высшее состояние.

3.  Концептуально А. Маслоу исходил из того, что реально самоактуализирующихся личностей немного, около 1 %. В одной из попыток практического выделения таких лиц среди студентов он нашел возможным выделить лишь одного из 3000 [164, 265]. В его понимании, самоактуализирующаяся личность есть тип, тот вариант развития человека, который возможен и который является наиболее естественным, истинным вне связи с исторической реальностью, с фактической статистикой.

4.  Когда речь идет о профессиональной деятельности людей, в которую вовлечено подавляющее большинство человечества соответственно исторически сложившимся формам их социализации, видам технологии труда и трудовых отношений людей, нет никаких оснований говорить о самоактуализации всех трудящихся или даже каких-либо привилегированных категорий — собственников, топ-менеджеров, представителей творческих профессий и пр. Скорее напротив, интенсивный профессиональный труд и высокая мотивация часто выступают предпосылкой грядущих личностных деформаций и профессиональных деструкции людей, достигающих высокого профессионализма.

5.  В продолжение долгой профессиональной карьеры, спутника успешной самоактуализации, человек проходит разные стадии своего биологического и социального развития, в соответствии с которыми изменяются его мотивация, ценности, смыслы, оптимальные виды социальной активности (см. Ш. Бюллер, Д. Сьюпер, Э. Эрик-сон и др.).                                                                                     •;';;'

Обобщая, можно заключить следующее: самоактуализация, рассматриваемая как концентрация исключительно позитивных моментов жизнедеятельности человека, скорее является предметом искусства или религии, чем науки. Да, концепция А. Маслоу имеет несомненные достоинства и сыграла важную роль в развитии психологии. Но рассматривать ее все же следует как научную концепцию, как теоретическую схему, то есть признавая ее сильные стороны и слабые места.

Обратимся к обстоятельному анализу обсуждаемой теории, который был проведен Д. А. Леонтьевым на основании обзора зарубежных источников [148].

«...Первым объектом критики стало само исследование самоактуализирующихся людей, не отвечающее критерию повторяемости... субъективность выбора таких людей.

Второе... теориям самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерса и др. — Т. В.) присуща эгоцентрическая модель личности и ее развития......Они закрывают глаза на все происходящее вне индивида, не учитывают возможности столкновения его интересов с интересами других людей и социальных общностей.

...Третьим уязвимым аспектом... является отождествление позитивного развития человека с максимальным развитием заложенных в него потенций... связанных с сущностью человека...

...Четвертый аспект... отрыв личности от общества, утверждение о независимости развития личности от факторов социокультурного окружения.

...Пятый аспект... противоречия во взглядах А. Маслоу... разрыв между личностью и обществом... с пониманием биологической природы человека...» [ 148, с. 29-37].

Акмеологическая парадигма. На рубеже XX-XXI вв. появляются новые интегральные дисциплины, тесно взаимодействующие с психологией труда: андрогогика, андрология, акмеология, психология профессий и др. Ключевой составляющей их предметной области становится один из периодов развития человека — самый протяженный по времени, отмеченный самой высокой социальной активностью, наибольшими возможностями самореализации человека, потенциально и преимущественно находящийся в ведении его личности, а не биологических законов, социальных структур и норм как в начальных и в завершающих фазах развития.

Появление таких дисциплин в XX в. закономерно. Оно продиктовано рядом причин: изменением отношения к человеку в государственном масштабе, усилением приоритетов общечеловеческих ценностей, увеличением продолжительности жизни людей, возраста и времени пребывания в стадии «ученичества» и т. п. Какие бы акценты такие дисциплины ни носили, их социальная направленность очевидна. В России одним из энергично развиваемых учений с начала 1990-х гг. стала акмеология, которая в качестве своего предмета избрала период биологической зрелости человека (взрослости), рассматривая его как субъекта квалифицированного труда, как личность на высоком уровне своего развития [5, 73, 74, 75, 76, 161, 162 и др.]. Такой подход предлагает новое видение основных процессов биологического, личностного и профессионального становления субъекта труда, их интеграции и, возможно, синергии. В акмеологии акцентируются ранее вызревшие и сформулированные идеи, теории и представления Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхаповой-Слав-ской, А. В. Бруптлинского, А. Маслоу, К. Роджерса, С. Л. Рубинштейна. Если в парадигме самоактуализации внимание мыслителей сосредоточено на личности, стоящей независимо и высоко над профессией, то в ак-меологической парадигме оба полюса: человек — предметная среда (отождествляемая с профессиональной деятельностью), рассматриваются в их нерасторжимом единстве, что, в целом, есть очередной шаг вперед в познании сущности феномена «человек социальный». Детерминирующим началом в акмеологической парадигме выступает именно профессиональная деятельность: становление человека как субъекта труда «подтягивает», точнее, увлекает и перестраивает его личность; социальная среда в широком смысле отождествляется с профессиональной деятельностью в ее узком смысле (не рассматриваются составляющие совместной деятельности, должностная позиция и многое другое); становление профессионализма есть кумулятивный процесс; пол и возраст человека, социальный статус профессии и многое другое остается без должного внимания. В русле акмеологии был сформулирован ряд идей, эвристичных в научном плане и потенциально продуктивных в прикладном. Выделим основные, на наш взгляд, наиболее конструктивные из них:

•   идея профессиональных инвариантов, сформулированная В. Г. За-зыкиным [75]. Предполагается существование сложных психологических образований, профессионально важных качеств, равно присущих всем профессионалам высокого класса вне связи со спецификой их труда;

•   идея двух сопряженных процессов — личностно-профессионально-го и профессионально-личностного развития [161,230]. Профессиональное становление субъекта видится единством двух тенденций. По мере возрастания профессионализма и специфического опыта человек изменяется и как личность. Опыт и изменение профессионального статуса человека как субъекта труда иррадиируют, формируя и преобразуя личностные структуры, приводят к личностно-профессиональному развитию. Параллельно идет становление и специфических особенностей, типичных для данной деятельности, понимаемых как профессионально-личностное развитие.

Возможность нейтральной, равно как и негативной, динамики профессионализации человека в данной концепции не рассматривается;

•   представления о стадиях профессионализма, сформулированные А. К. Марковой [162]. Высший профессионализм человека рассматривается как многоуровневая восходящая траектория, каждая из стадий развития человека предполагает наличие узловой ячейки развития, жестко сцепленной пары — виды труда — этапы личностной и профессиональной зрелости: труд по самообслуживанию — человек-индивид; потребительный труд — человек-работник и т. д. Завершает лестницу профессионального восхождения последняя связка: творческий производительный труд — человек-творец-изобретатель, новатор, суперпрофессионал [162, с. 31]. К сожалению, не рассматриваются важные для понимания такой эволюции аспекты: мера жесткости связи пар, возможность восхождения, минуя «историческую фазу», соотношение этих диад в исполнительском по сути и в творческом труде, личностные смыслы, мотивы и ценности, мера свободы человека как личности в развитии его ценностной и смысловой сферы от накопленного профессионального опыта;

•   концепция потенциала. Показано, что в процессе профессиональной адаптации кадров государственного управления у представителей одного типа жизненного пути достигнутый ими должностной уровень различается; в рамках единого социально-исторического контекста выделяется несколько типичных вариантов жизненного пути и трудовой биографии, которые приводят к одинаковым или разным достижениям в сфере управления. Для объяснения индивидуальной вариативности управленческих достижений субъектов государственной службы используется концепция «личностно-профессионально потенциала» [75,161,233].

Оценивая особенности акмеологической парадигмы, можно выделить следующее:

•   обобщаются и привлекаются все позитивные суждения о сущности «человека идеального», недооценивается преобладание де-факто разных жизненных и карьерных траекторий, чаще не блистательных;

•   обобщаются и совмещаются атрибуты разных феноменов и процессов (субъект высококвалифицированной деятельности, личность, гармоничное развитие, полнота самореализации человека в разных сферах). Достигающий стадии «акме» человек, согласно духу ак-меологии, должен быть непременно физически здоров, социально благополучен, счастлив в браке, карьерно успешен, Пр но состоятелен, счастливо избавлен от жизненных кризисов, сопровождающих жизнь «человека ординарного»;

•    развитие личности связывается исключительно с ее гармоничностью, социальным успехом и высокими официально удостоверенными профессиональными достижениями;

•   предмет дисциплины четко не выделен (см. «Акмеологический словарь» и другие источники). В качестве ее объекта представлены все мыслимые феномены позитивного развития человека, ее предмет — модели и схемы [5, с. 14-15]. Заявленная акмеологией предметная область входит или активно осваивается рядом других научных дисциплин. Не разрабатываются и не выделяются критерии, отграничивающие акмеологию от других дисциплин, что является ключевым требованием методологии науки [84, 154, 300]. Постулируется неограниченное множество методологических принципов. В рамках одной дисциплины различают возрастную и социальную, дифференциальную акмеологию, юридическую, военную и другие акмеоло-гии [5,73,75];

•   многие ценные в научном плане идеи пока не получили убедительного эмпирического основания. В активе быстро расширяющейся ак-меологии пока отсутствуют серьезные комплексные и лонгитюдные исследования. Аргументами служат эффекты одного-двухдневного тренинга. Имеющиеся эмпирические данные отражают весьма незначительные различия между полярными категориями людей (с высоким и низким потенциалом, конфликтными и гармоничными и т. д.), фиксируемые посредством стандартных психодиагностических методик [14, с. 228; 161, с. 71-75 и др.];

•    в качестве образца, модели самоактуализированной личности, гармоничной личности и в то же время профессионала высокого класса де-факто избран российский чиновник — успешно делающий карьеру государственный служащий (см. темы защищаемых диссертаций по специальности 19.00.13) [75]. Согласно акмеологии, именно чиновничество представляет собой творческую, постоянно личност-но развивающуюся часть российского общества. Неочевидно, что содержательно это наиболее адекватная модель исследования. Отметим также, что типичная биография государственного служащего отлична от типичной биографии ординарного россиянина, выступающего одним из объектов управленческих воздействий. Корпус госслужащих состоит из людей социально благополучных, рожденных и воспитывавшихся в полных семьях [161].

Размышляя о сущности высшего профессионализма и хорошо прожитой человеком жизни, следует согласиться, что пути творческой самореализации личности более многообразны, чем описываемые в ак-меологических концепциях, а их предпосылки часто противоположны.

Нередко основой профессионального восхождения и личностного развития выступают отнюдь не «классические достоинства», о которых приятно и принято говорить и писать, а многообразие личностных изъянов, человеческих слабостей и несовершенств.

Приведем фрагменты [«записей и признаний наших именитых современников, профессионально состоявшихся, имеющих выраженную личностную позицию, духовно независимых от «власть предержащих». «...Я абсолютно одинокий человек. ...Не было у меня никогда и сейчас нет чувства собственного достоинства» (М. М. Жваиепкий). «...Талантлив я от стыда...» (Г. И. Бурков), «...От боли я ною» (А. Б. Пугачева), «...Когда мне плохо, а это бывает часто, я хочу тут же выйти на сцену» (И. Д. Кобзон). «...Если бы у вас были дети, хотели бы вы, чтобы они были актерами?» — «Нет! Ни в коем случае!» — «О чем сожалеете из несделанного?» — «Мне надо было родить детей... Мне нужно было вернуться в Ленинград. Товстоногов приезжал в Москву за мной, уговаривал: "Здесь ты будешь ходить но гвоздям". ... Так и вышло...» (фрагмент телевизионного интервью Т. В. Дорониной). «...Каждая моя новая роль — это ребенок, который зачат, выношен и рожден в муках» (А. Б. Фрейндлих). «Каждая новая роль — как экзамен, как недосягаемая вершина» (А. Д. Папанов).

Подобная неоднозначность духовного возвышения и высокого профессионализма, видимо, не является исключительно свойственной нашим современникам, а была всегда присуща, в частности, звездам российской словесности первой величины. «...И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю...» — исповедовался А. С. Пушкин. В частном письме командира Тындинского пехотного полка читаем размышления зрелого человека о своем подчиненном, поручике М. Ю. Лермонтове: «...Посредственный офицер, плохой товарищ и при этом — признанный литератор. ...Не понимаю...».

Современную акмеологию можно сравнить с медициной, изучающей человека до пояса, вернее, до уровня груди — лишь продуцируемые им высокие мысли и чувства. Потенциал и перспективы развития акмеоло-гии, несомненно, есть. Но если в парадигме самоактуализации недооценивается роль профессиональной деятельности, то в акмеологической парадигме она гипертрофируется, вводится в качестве абсолюта и самодетерминирующего начала. Несколько упрощая, сформулируем наше понимание сущгюсти.акмеологйческого подхода: акмеологические факторы — это множество условий жизнедеятельности человека, которые в определенные периоды его жизни становятся ключевыми, хотя и ситуативными доминантами его личностного и профессионального развития. Одни и те же объективные условия (достижение определенного возраста, болезнь, вступление в брак или его расторжение, получение образования, назначение иа должность или увольнение, социальный успех или неуспех) для разных людей в силу их разного субъективного отношения к себе, внешнему миру, к результатам своей деятел ьности могут выступать как нейтральные, негативные или позитивные, изменяющие жизнь человека. Если периоды жизни понимать как качественно разные феномены адаптации человека к среде, детерминированные совокупностью биологических, психических и социальных факторов его развития, то возможно предположить, что периодизация представляет собой не раз и навсегда установленную четкую смеиу фаз развития, а скорее «индивидуальный ответ» организма, психики или личности человека на условия его жизнедеятельности. Из такого понимания периодизации следует, что в разные исторические эпохи продолжительность фаз развития зависит от условий среды, личностной зрелости и жизненной позиции человека как активного субъекта своей жизнедеятельности, а сами фазы могут смещаться, флуктуировать.

Данные, полученные нами на выборках государственных служащих, учителей, врачей станций «скорой медицинской помощи» 1249,254 ], дают основание для следующих, довольно неожиданных выводов. Темп развития профессионализма субъектов на всем протяжении карьеры неравномерен и имеет крутую восходящую ветвь и нисходящую с фрагментарно восходящими или стабильными участками. В динамике профессионализма явно различаются две части, два этапа карьеры — восходящая (до 35-45 лет) и нисходящая ветви (после 40-45 лет). Темп развития профессионализма наиболее высок в интервале между 25-30 годами. Затем в интервале между 30-35 годами он замедляется примерно в два раза. К 35-40 годам развитие составляющих профессионализма замедляется еще на 30-90 % от начальных величин (см. табл. 11.4 и 11.5, рис. 11.2 и 11.3). В этот период могут происходить кардинальные изменения в производительности труда, системе саморегуляции, здоровье. «Пики» развития более простых составляющих профессионализма субъектов приходятся на более ранний возраст, более сложных — на более поздний. Высока роль средовых факторов: первоначально отца, позже — первого руководителя, трудового коллектива, супругов, числа детей в собственной семье 1254].


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?