|
1.5. Современная наука, или Структура научных революций
Каковы принципиальные отличия современной психологии труда от традиционной дисциплины — психологии труда? Вообще, каковы атрибуты современной науки? Что отличает один этап развития науки от предшествующего?
Одним из атрибутов современной психологии труда будем считать активную рефлексию, вторым — способность к обретению новых методологических и методических степеней свободы, способность к выходу в новое пространство, в новое измерение, способность к решению нового класса задач. В этой сложной картине онтологических, гносеологических и аксиологических составляющих познания мы выделим наиболее очевидный аспект — периодические смены доминирующих методов, правил, принципов, обозначаемых американским историком и методологом науки Томасом Куном (1922-1996) как научная парадигма [140], и соответствующие следствия этих изменений. Именно научная парадигма предопределяет как новое видение учеными мира в целом и предмета своей дисциплины, так и отдельных научных явлений, что, естественно, прямо выражается в эвристичности, научном и прикладном потенциале теорий.
В постпозитивистской философии1 различают два подхода к пониманию эволюции науки.
Один из них ориентирован на построение рациональных моделей перемен в науке, включая изменение ее правил и норм (К. Поппер, В. Ньютон-Смит и др.). Второй — рассматривал прогресс в науке не как строго поступательный, выделяя нерациональные механизмы роста знаний и изменений в науке. Т. Кун, П. Фейерабент, Л. Лаудан и др. зафиксировали историческую изменчивость идеалов и норм науки, существование в одну и ту же историческую эпоху конкурирующих нормативных структур, поддержку и ориентацию разными учеными разных нормативных структур при создании теории и оценке эмпирических фактов.
Многие исследователи отмечают расплывчатость основного понятия «парадигма», признавая достоинства концепции эволюции науки по Т. Куну: идею борьбы исследовательских программ, периодической смены доминант, трансляцию в культуре образцов исследовательской деятельности, воспроизведению в структуре и функционировании теории особенностей ее генезиса [134,238,300]. Согласно Т. Куну, развитие науки идет не путем постепенного наращивания новых знаний на сложившийся базис, а через периодическую коренную его трансформацию и смену доминирующих представлений или через периодически происходящие научные революции. Важная роль в развитии науки принадлежит парадигме — типу интеграции фундаментальных достижений в данной области, теорий, способов действия в науке, моделей, образцов решения исследовательских задач, критериев научности. Как единица, как целое, парадигма, однако, не может быть сведена к ее базовым составляющим.
Сущность парадигмы отчасти раскрывается понятием «дисциплинарная матрица». Дисциплинарная она потому, что учитывает принадлежность ученых к определенной дисциплине; матрица — потому, что она составлена из упорядоченных элементов разного рода, каждый из которых предполагает дальнейшую спецификацию. Основными компонентами дисциплинарной матрицы являются:
1) символические обобщения — те выражения и отношения, которые используются учеными без сомнений и разногласий; могут быть без особых усилий облечены в логические формы;
2) метафизические парадигмы — общепризнанные предписания, убеждения в специфических моделях, помогающие определить, что может быть принято в качестве решения или обьясиепия;
3) ценности — формирующие единство В сообществе ученых некоторые простые, несамопротиворечивые и правдоподобные положения более общего характера, чем символические обобщения и концептуальные модели. Примеры таких ценностей: научные предсказания должны быть точными; количественные предсказания должны быть предпочтительнее по сравнению с качественными; следует заботиться о соблюдении допустимого предела ошибки и т. д.
Важным понятием в концепции Т. Куна является и понятие научного сообщества, выступающего как логический субъект научной деятель: ности. Ученый может быть признан как ученый только при условии его принадлежности к научному сообществу, все члены которого придерживаются определенной парадигмы, характеризующейся конкретной совокупностью знаний и особенностей подхода к решению научных задач. Парадигма — «это то, что объединяет научное сообщество, и наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму».
Формирование парадигмы является ключевым признаком зрелости дисциплины, отражающим ее выход на эволюционную стадию нормальной науки. Принимаемая в качестве парадигмы теория видится научному сообществу предпочтительнее конкурирующих с ней других теорий, однако не требуется ее способность убедительно объяснять все научные факты. На стадии нормальной науки осуществляются накопление и систематизация знания в рамках исторически сложившейся парадигмы. Здесь разрабатываются следующие из парадигмы новые теории для разрешения оставшихся вопросов и появляющихся в процессе исследований неясностей. Вся научная деятельность строится на основании немногих канонов, в рамках строгих правил-предписаний, которые Т. Кун сравнивает с решением головоломок.
Эта стройность и четкость научного знания начинает разрушаться с осознания аномалий — установления фактов кардинального отличия феноменов природы от нормативов их объяснения. Возникают парадоксы. Поиск их объяснения приводит к неизбежному выходу за рамки строгих предписаний. Наука вступает в новую — экстраординарную фазу развития. Экстраординарная наука — это некумулятивные стадии ее развития, когда в результате кризиса старая парадигма замещается целиком или частично новой.
|
|