12.8. Периодизация жизни и профессиональная карьера: синергетическая парадигма

Наиболее перспективным изучение профессионального становления субъекта, периодизации жизни и профессиональной карьеры, нам видится в синергетической парадигме. Эту парадигму молено описать как «новый взгляд», новый подход к изучению сложных систем разной природы, как иной понятийный аппарат с богатым эвристическим потенциалом, позволяющий адекватно и содержательно полно отражать сущность процессов жизнедеятельности человека в связи с его профессиональным трудом.

«Технологии профессии» и личность профессионала как средство деятельности. С научно-техническим прогрессом труд становится все более узкоспециализированным и технологии вносят все больший вклад в достижение конечных целей труда. Это относится не только к сфере машинного производства. Например, в медицине до 1930-х гг. переливание крови в качестве экстренной помощи пострадавшему было практически невозможно, не допускалось это и теорией дисциплины. В конце XX в. обычный врач, вооруженный современными технологиями, способен, пожалуй, на большее, чем гениальный Н. П. Пирогов в середине XIX в. Однако среди профессий немало таких, где важная и даже ведущая роль принадлежит не профессиональным технологиям и образованию человека, а неформализованным и интуитивным составляющим, — воспитание, психотерапия и т. п. Принципиально возможны познание, описание, конструирование «технологических» компонентов разных профессий, равно как и методов подготовки людей. Но согласимся, что проверять «гармонию алгеброй» — не то же, что создавать гармонию посредством алгебры.

Синергетика как разновидность системного подхода и как методология. Структурно-функциональные особенности взаимодействий в системах «субъект — объект» и «субъект — субъект» можно рассматривать в методологии синергетики — одного из наиболее разработанных системных подходов. Синергетикой (дословный перевод — «теория совместного действия») называют науку об общих закономерностях функционирования самоорганизующихся систем [20,131,206,207,227,228]. Синергетика анализирует универсальные закономерности развития сложных динамических систем, изменения состояния системы при ее взаимодействии со средой. Согласно основополагающим посылкам дисциплины, в результате действия многих подсистем на макроскопическом уровне возникает новая структура, функционирующая по-другому. Синергетика около двух десятилетий успешно применяется в естественных науках [20, 131, 206, 207], но еще только делает первые шаги в науках социальных [138, 227,228]. Для объектов психологии как научной дисциплины характерны все свойства систем, изучаемые синергетикой: незамкнутость, диссипа-тивность, неустойчивость, иерархичность, нелинейность (хотя в определенных границах изменения параметров имеются линейные связи между компонентами системы). Следовательно, встреча двух наук предрешена. Это лишь вопрос времени.

Карьера как интеграл взаимодействия человека со средой. Рассмотрим типовые варианты развития карьеры человека в синергетической парадигме, ее точки бифуркации и аттракторы (рис. 12.2 и 12.3).

Первый тип: традиционная профессиональная карьера, обусловленная совокупностью внешних условий (сословные, семейные традиции и формы собственности на средства труда, характер участия в общественном разделении труда и др., передаваемые из поколения в поколение).

Второй тип: труднопредсказуемое и редко возникающее сочетание внешних и внутренних условий, позволяющее человеку кардинально изменить социальное положение (неожиданное обогащение, нетипичный брак и т. п.); чаще такие бифуркации связаны с асоциальными действиями (обман, физическое уничтожение других людей).

Третий тип: кумулятивная карьера — постепенное накопление социальных благ и ресурсов (материальные средства, природные богатства, увеличение численности племени, рода или семьи), позволяющее со временем перейти в другое стабильное социальное положение (из крестьян — в священники, далее - в чиновники, следующая ступень феодального общества — личное и наследуемое дворянство, далее — получение титула)! Общество предоставляет человеку такие возможности на сравнительно поздних ступенях своего развития, а также — в его переходные периоды (в России — зарождение класса капиталистов в деревне и в городе после 1861 г.; нэп с 1922 г.; перестройка с середины 1980-х).

Четвертый тип: линейная служебная карьера (иерархическая, управленческая) — предсказуемое и формально закрепленное законодательством поэтапное иерархическое продвижение субъектов, прежде всего обусловленное развитием государственных институтов (государственное управление, регулярная армия, военный и гражданский флот и др.). С развитием торговли и производства такой тип карьеры становится нормой и в других сферах трудовой деятельности. Яркие представители этого типа — Ф. Тейлор, А. Файоль, А. Д. Меньшиков и др.

Пятый тип: мультивариативная карьера — предоставляемая развитым обществом возможность многим людям в процессе более или менее нормативного социального конкурса не только предсказуемо продвигаться в русле однажды избранного профессионального поприща, но и неоднократно в течение жизни изменять сферу профессиональной деятельности, либо перемещаясь на аналогичную социальную позицию, либо сравнительно быстро продвигаясь в новой профессии.

Вышеописанные типы карьеры, за исключением пятого, могут конструктивно рассматриваться в разных научных подходах с выделением соответствующих рекомендаций-технологий — от «Поучения детям» Владимира Мономаха и «Домостроя» Сильвестра до бесчисленных вариаций «Как стать богатым» и «Стратегий гениев». Продуктивный анализ карьеры пятого типа — активности субъекта в системах «субъект — объект» и «субъект — субъект» как взаимовоздействий подсистем, как взаимосвязанных и взаимодетерминированных составляющих — возможен только посредством аппарата синергетики. Ее согласованные рабочие понятия имеют высокий эвристический потенциал и без редукционизма наполняются соответствующим содержанием. Под самоорганизацией можно подразумевать процессы профессионального самоопределения, выбора профессии, становления профессионализма субъекта. Параметры порядка — социальные позиции, социальные роли, профессиональная квалификация. Аттракторы — интервалы между резкими или качественными изменениями социальной и профессиональной позиции субъекта — периоды «плато» как стабильные фазы между выраженными кризисами. Точки бифуркации — кризисы. Квантовый эффект — этапы, периодизация развития и карьеры. Фрактал — стиль жизни, ценности, смысловая реальность, которыми руководствуются и которые, в свою очередь, управляют субъектом как в отдельных актах его деятельности и поведения, так и в целом — в масштабе всей жизни.

Возможности синергетики позволяют отражать взаимосвязи разных процессов достаточно строго, используя соответствующие математические модели. В обосновании этого положения автор видит только одно ограничение — «Любая формула, включенная в книгу, уменьшает число ее покупателей вдвое» (Стивен Хокинг). Обратимся к реальным примерам. Образец монокарьеры первого типа в стабильном обществе.

А. Б. Родился в 1946 г. В 1963 г. по разнарядке военкомата закончил курсы водителей и в этом качестве начал свою профессиональную карьеру, завершив среднее образование в вечерней школе. В 1964 г. был призван на действительную военную службу и три года служил в автомобильном батальоне в качестве водителя. Мобилизовавшись из рядов Советской Армии в 1967 г., пошел работать водителем автокомбината № 2 города Л.; женился; через год у него родился ребенок. Отношения с женой и сыном складывались сложные, отчужденные.

С начала работы по профессии А. Б. взял за правило в конце недели, после рейса, перед выходным днем выпивать с друзьями. В течение последующих 30 лет он три раза менял место работы, оставаясь в той же должности. В октябре 1997 г. после очередного рейса А. Б., как обычно, крепко выпил, заснул и больше не проснулся.

Едва ли такую профессиональную карьеру можно назвать «поэтапным восхождением к вершинам мастерства», «оборвавшейся мелодией» и т. п. Она больше похожа на монотонный звук, который однажды просто прекратился.

Образец многовариантной карьеры пятого типа в динамичном обществе.

С. В. Родилась в 1968 г. в многодетной семье в небольшом городе одного из регионов России. С14 лет стала работать, совмещая работу с учебой в средней школе: в 14 лет мыла полы по чужому паспорту, с 16 лет работала на почте.

По окончании 10-го класса «провалилась» при поступлении на философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова (сказалось вынужденное совмещение работы и учебы в школе). После непродолжительного стресса она круто поменяла первоначальные планы. Поступила на 1-й курс вечернего отделения политехнического института, филиал которого располагался в родном городе. Днем работала на одном из предприятий. В 1987 г., после окончания 2-го курса, она перевелась на дневное отделение Московского горного института, который с отличием закончила в 1991 г. В том же году успешно сдала экзамены и поступила в аспирантуру вышеназванного института.

Невозможность жить на стипендию аспирантки в эпоху «шоковой терапии» побуждает опять совмещать обучение с работой. В 1991-1993 гг. она опять работает — сначала танцовщицей в кабаре (стремление выкраивать время для обучения), затем менеджером в крупной торговой компании. За полгода делает стремительную карьеру: менеджер — начальник отдела сбыта — коммерческий директор. В 1993 г. воспользовалась «одним шансом из 1000» (здесь и ниже — фразеологизмы респондента. — Т. В.) — возможностью самореализации, создала собственную научно-внедренческую компанию.

Организация быстро развивалась. После «дефолта» августа 1998 г. она была вынуждена три года работать по найму, «заниматься нелюбимой работой, чтобы отдать долги». В 2001 г. она вновь «обрела свободу» и опять создает и возглавляет свою частную организацию, шаг за шагом расширяя объем и содержание ее деятельности.

В 2000-2003 гг. она получила второе высшее образование. Новая профессия соответствовала профилю предполагаемой деятельности ее новой коммерческой фирмы. В 2003 г. она успешно защитила диплом и поставила перед собой задачу защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

В 2004 г., поставив первоочередной задачей укрепление здоровья детей, приостанавливает деятельность компании, к этому времени находящейся в фазе устойчивого развития.

В 2006 г. она находит возможным активно участвовать в трудовой деятельности и быстро становится известным тренером и консультантом. В 2007 г. уже рассматривает возможности расширения деятельности в сфере профессиональной подготовки руководителей, менеджеров и специалистов.

С. В. сравнительно поздно, по меркам XIX и даже XX в., вышла замуж, родила первого ребенка (в 1998 г.), в 2002 — второго. К 36 годам — за 12 лет профессиональной деятельности и 22 года трудовой — женщина семь раз круто меняла сферы социальной активности, свое профессиональное поприще. Постоянным оставалось лишь одно — желание «сохранить и приумножить себя в нашей разрушающейся и разрушающей стране». Средство — работа. Условие — профессиональная успешность на любом рабочем месте, быстрый прогресс как специалиста.

Внешняя сторона ее жизни может показаться калейдоскопичной, подчиненной исключительно внешним влияниям. Но более верное понимание истинных причин... может дать эволюция духовной жизни, цельной и целеустремленной. В подростковом возрасте и в ранней юности — равнение на «идеалы» (П. Корчагин, А. Мересьев, Ю. Гагарин) и высокая требовательность к себе, воплощаемая в делах (в спорте: неоднократно призер чемпионатов России, победа на Всесоюзной олимпиаде школьников и путевка в «Артек»), «воспитание себя», «работа над собой». Затем — «стремление быть лучшей» в студенческой группе, в трудовом коллективе, готовность это «доказывать».

В 28 лет — трудная любовь, «случайный приход в церковь», обращение к религии и открытие новых смыслов жизни и новых ценностей. «Умение смиряться» — главное из них, «умение прощать», «не снисходить до мелочей», «ответственно делать и большое и малое дело», а также открытие других «бытийных ценностей» (по А. Маслоу).

Прогнозировать дальнейшую карьеру этой женщины, опираясь на ее прошлое, равно как и на известные теории, сложно. С высокой вероятностью можно лишь прогнозировать социальную успешность нашего респондента в целом.

Размышляя и обобщая, можно выделить нижеследующее.

1.  Общая стратегия духовной эволюции — развитие личности по типу самоактуализации.

2.  Внешняя среда, часто «жесткая», всегда рассматривалась как ресурс. Всегда определяющими были поиск и нахождение оптимальной интеграции внутренних потенций с внешними условиями, с возможностями их внешней огранки.

3.  Важнейший ресурс развития — люди, характер взаимоотношений с ними.

4.  Выраженная способность «утилизировать случайные обстоятельства», круто изменять внешнюю траекторию профессиональной карьеры.

5.  Двойственность адаптации. С одной стороны, целеустремленность, работоспособность и установка на «лучший результат», с другой — умение «принимать обстоятельства», подчиняться внешним требованиям, находить в них смысл, основание для изменения поведения.

Образно говоря, второй пример карьеры было бы неверно назвать мелодией. Это скорее полифония, каждый новый акт которой исполняется не по правилам прошлого, а согласно целям, приоритетам, ценностям настоящего и будущего. В основе стиля жизни лежит ориентация на будущее, на избранные ценности и смыслы, высокая самоорганизация и «функциональная интегрированность на цель», готовность к длительному и сложному восхождению к «вершинам», способность искренне радоваться общению с людьми (сотрудниками, партнерами).

«Стартовые условия» и социальные ниши у этих двух людей были сходными, но их судьбы сложились совершенно по-разному, поскольку различны были социально-экономические условия самореализации, но главное — различались их личностные особенности. Отсюда — два почти полярных типа биографий. На одном полюсе — абсолютное подчинение человека внешним обстоятельствам (в том числе групповым нормам), на другом — построение собственной судьбы, не всегда — благодаря, но чаще — вопреки внешним обстоятельствам.

Проиллюстрируем процессы профессионального становления субъекта труда на примере состоявшихся карьер четырех высококвалифицированных профессионалов, представителей разных сфер деятельности, которых объединяет достигнутый ими уровень Мастера, обращаясь к литературному материалу.

Первый пример— история профессионального становления выдающейся оперной певицы Г. М. Вишневской: «...В городе к тому времени начала работать музыкальная школа... Я узнала, какой педагог самый знаменитый......Он был самым модным педагогом и с завидной легкостью портил голоса......Стала я у него заниматься. И через три месяца пропали у меня верхние ноты. ...Несколько лет ушло, прежде чем вернулся ко мне мой прежний голос.

...Не имея своего жилья, я скиталась по углам, по знакомым. Чувство одиночества и заброшенности не оставляло меня... с годами это превратилось в потребность создать свою собственную крепость, быть независимой, недосягаемой. Иметь возможность закрыть за собой дверь» [48, с. 43-44].

«...Искусство — ...тяжелый, изнурительный труд. И если хочешь быть большой актрисой, надо быть готовым ко многим, многим жертвам» [там же, с. 46]. «...Ябыла собранна, как перед боем, ни разу не ошиблась, легко пропела все трудные места. Я понимала, что сейчас решается моя судьба...» [там же, с. 97]. «...От первых ролей очень многое зависит в жизни начинающей артистки......Я поняла, что или сорву голос — или же, наоборот, научусь петь...» [там же, с. 100].

Второй пример — история профессионального становления актера М. А. Ульянова: «...И я старался работать изо всех сил. У меня в первый год учебы был звонкий, высокий голос. Решив укрепить его, сделать гибче и сильней, я начал самостоятельно заниматься, считая, что чем громче буду кричать, тем крепче и сильнее будет голос. И кричал......И однажды проснулся без голоса... С тех пор я всю жизнь мучаюсь со своим сорвавшимся голосом. И в студии, и в театральном училище я беспрерывно срывал его, болел, сипел. Только встреча с замечательным педагогом А. Н. Вороновым спасла меня для моей профессии» [261, с. 48].

«...Искусство — самая жестокая вещь. ...Работай, сколько хватит сил, энергии, умения» [там же, с. 52]. «...И если быть абсолютно откровенным, то кроме таланта... необходимо то счастливое стечение обстоятельств, при которых именно этот человек вдруг расцветет. ...Ежедневная, бесконечная, до последней капли сил работа, работа над собой, работа, не знающая перерыва, работа как единственная, не изменяющая тебе поддержка, работа над ролями, над голосом, над темой, работа, работа и работа — вот удел актера. ...И при всем том нужен еще ряд счастливых условий. ...Это и театр, в котором (и только в нем!) может развиться этот актер. ...Это и режиссер, его руководство, его помощь. Такое сочетание его индивидуальности и индивидуальности актера, которое рождает творческий союз, подлинную внутреннюю близость, понимание друг друга. Это... и особенности, и требования сегодняшнего репертуара» [там же, с. 62]. ...И нет человека, который бы не ошибался, не шел неверным путем, не возвращался на правильный путь, не начинал все сначала.... все начинается с малого. ...От накопления этих навыков рождается или не рождается впоследствии актер» [там же, с. 64-65].

«...Великое счастье встретить своего режиссера, с которым находишь общие творческие и человеческие взгляды......Актер зависит и от того, сложились ли у него человеческие отношения в труппе. ...Какой дух в данном театре......Актер, его творческая жизнь складывается (или не складывается) еще и оттого, родился ли он в свое время или нет. ...Без постижения своего времени актер не может раскрыться» [там же, с. 88—89]. «...Оттого, как сложились первые шаги актера в театре, часто зависит вся его творческая жизнь» [там же, с. 106].

Третий пример— история профессионал ьного становления известного спортсмена — Заслуженного мастера спорта Н. А. Дурнева: «...Стрелок Николай Дурнев, чемпион СССР, Европы, мира, отличавшийся неукротимым духом и спортивной одержимостью (стендовой стрельбой он стал заниматься в сорокалетнем возрасте), однажды в метро обратил внимание, что мелькающие за окном лампочки тоннеля напоминают ему полет мишеней в упражнении «круглый стенд». Постоянно заряженный на предмет своей спортивной деятельности, он не преминул использовать растрачиваемое на дорогу время в интересах дела. Так родилась оригинальная идеомоторная тренировка Дурнева — воображаемая стрельба по лампочкам, проносящимся за окном поезда метрополитена. А когда поглощенный этим занятием, забывшись, он подключал к этому процессу и руки, которые имитировали вскидку ружья и прицеливание, то сидящие рядом пассажиры невольно сторонились чудаковатого немолодого человека» [67, с. 64-65].

Ч е т в е р т ы й пример - история профессионального становления драматурга Виктора Мережко: «...С детства мне хотелось быть знаменитым и работать в кино. Но прежде я окончил полиграфический институт в Ростове, затем 3 года работал в ростовском издательстве. Только после этого решил приехать в Москву. С первой попытки поступил во ВГИК, проучился 4 года, а потом еще три года болтался практически без работы. Прописки у меня не было, паспорт вообще был просрочен. Но уезжать я не собирался ни при каких обстоятельствах, так как понимал, что только в столице можно реализоваться профессионально. К тому же материальные тяготы меня абсолютно не страшили: семья наша приехала в Ростов из глухой деревни, жили очень бедно, просто голодали.

...Чтобы добиться признания в чужом городе, в первую очередь нужны желание и уверенность в том, что все получится. ...Все начатое обязательно нужно доводить до конца. Человек должен стремиться добиваться своего во что бы то ни стало. Нужно быть профессионально амбициозным» [240, с. 3].

Биографии крупных деятелей науки, искусства, многих других людей, которые достигли выдающихся профессиональных результатов, ярко отражают особенности их мотивации достижения успеха и столь же убедительно оттеняют типичную структуру мотивации труда и профессиональной карьеры многих представителей массовых профессий:

1) важным мотивом выбора профессии и места работы является близость предприятия, организации к месту жительства;

2) следование примеру, образцу и рекомендациям близких (родителей, родственников, друзей);

3) важную роль играют фасилитивное общение, межличностные отношения, формальный и неформальный статус в контактной социальной (рабочей)группе;

4) важную роль играет социальная стабильность (четкие критерии оплаты труда, длительная работа на одном рабочем месте и т. п.);

5) предпочтение стабильности трудовой деятельности любым другим формам профессиональной самореализации («поискам себя», своей роли в жизни и в обществе, максимализм и перфекционизм и т. п.).

Обобщая, выделим сущностные аспекты социальных феноменов XXI в., входящих в состав изменяющегося предмета психологии труда (профессиональной карьеры в том числе), которые важны для предпочтения синергетической парадигмы в их изучении:

•   возрастание роли «случайных обстоятельств» в траектории и динамике жизненного пути человека;

•   снижение меры социальных санкций за неуспех;

•   увеличение продолжительности жизни и, соответственно, профессиональной карьеры;

•   уменьшение числа детей в семьях и ослабление прочности браков;

•   увеличение числа творческих профессий, числа их представителей и лиц, которые могут позволить себе большую свободу самовыражения, чем это могло быть в прошлом.

Если принять как посылки следующее: 1) изменяющиеся составляющие человека как субъекта труда на протяжении его профессиональной карьеры могут быть разными по динамике и знаку; 2) многие стабилизирующие социальные условия как своеобразные «социальные сети», «социальные матрицы» со второй половины XX в. ослабевают (происходит последовательное разрушение многоукладных семей, уменьшение числа детей в семье, снижается стабильность традиционных браков и т. п.); 3) выравниваются «стартовые» социальные условия; 4) появляются новые социальные условия, которые потенциально могут выступать в роли ситуативных детерминант развития, своеобразных акме-условий (второе высшее образование, повторные браки, миграции, новая работа и пр.); 5) внешний контроль и внешнее управление поведением человека все более смещается во внутренний, субъективный план сознания, — то следует признать, что синергетическая парадигма более адекватна для изучения становящейся реальности и, соответственно, новых форм жизнедеятельности людей.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?