4.4. Рабочее место как динамичный компонент триады

В научной литературе, как правило, недостаточно внимания уделяется такой «единице» труда, как рабочее место. В 1970-1990-х гг. оно вообще отсутствовало в системе научных понятий отечественной психологии труда. Необходимость введения еще одного конструкта в понятийный аппарат дисциплины на рубеже веков определяется следующим:

•   исторически последовательно возрастают эргатический потенциал, роль и социальная ответственность отдельного человека как субъекта труда;

•   на протяжении XX в. последовательно возрастает значение личности человека как субъекта труда;

• во второй половине XX в. более значимой становилась роль коллективного субъекта труда (рабочей смены, экипажа, бригады), структуры функциональных и межличностных отношений работников, возможностей перераспределения трудовых функций и др.

Таким образом, психологическая наука подходит к необходимости более детального анализа деятельности отдельного субъекта не только в масштабе профессии в целом, не только в масштабе отдельной специальности — трудового поста, но и в рамках конкретной технологии работы человека в совокупности конкретных условий в данной организации в процессе профессиональных и межличностных взаимодействий с другими конкретными людьми в конкретный период времени. Другими словами, все более значимыми и весомыми становятся конкретные ситуационные факторы профессиональной деятельности человека в сравнении с ранее изучаемыми инвариантами труда. Эти ситуационные факторы могут и должны фиксироваться посредством новой единицы, дополняющей профессию и трудовой пост.

Особенности рабочего места сравнительно с другими единицами труда — профессией и трудовым постом — таковы:

1) высокая динамичность технологий производства конкретного товара и услуг;

2) высокая динамичность (изменчивость, гибкость) служебных обязанностей субъекта на конкретном рабочем месте в обозримом интервале времени;

3) предельная специфичность трудовых действий и операций и, соответственно, служебных обязанностей субъекта высококвалифицированного труда;

4) возрастание значимости для успешности труда субъекта организационных факторов (корпоративная культура, стиль руководства, уровни служебной иерархии, стадии развития организации, психологический климат, групповые нормы, характер совместной и индивидуальной деятельности, индивидуальные особенности партнеров и др.);

5) воздействие внешних факторов среды (историческая эпоха, культура и субкультура региона, социально-экономическое положение в стране, развитие демократических институтов, рынок рабочей силы, уровень безработицы, престиж профессии и др.);

6) высокая значимость индивидуальных особенностей субъекта (образование, уровень профессионализма, мотивация труда, особенности личности и др.);

7) возрастание значимости коллективного субъекта труда и, соответственно, индивидуальных особенностей членов контактных рабочих Групп;

8) широкие возможности адаптации средств и условий труда «иод исполнителя»;

9) широкие возможности формирования индивидуальных форм адаптации субъекта к средствам и условиям труда (формирование индивидуального стиля деятельности, перераспределение функций в рабочей группе и др.).

Итак, обозначим наиболее динамичную часть системы «труд» понятием «рабочее место». Под рабочим местом будем понимать единичный трудовой пост, заданный и ограниченный специфическими условиями. Рабочее место — это реальное пространство трудовой деятельности субъекта, определяемое конкретными физическими, социальными, психологическими, этическими и правовыми факторами. Рабочее место есть интегральная характеристика профессиональной деятельности отдельного субъекта, взаимодействующего с другими субъектами в процессе совместного труда.

Введение еще одного научного понятия важно не только для отражения новых, не учитываемых ранее изменчивых составляющих труда человека. Это понятие, по существу, следует из необходимости целостного научного отображения исторически становящейся реальности. Обращение к нему методически есть операция трихономии — введение третьей составляющей системной триады (см. «Предисловие ко второму изданию (2007)»).

По существу, понятия «профессия», «трудовой пост», «рабочее место» — это пересекающиеся множества (см. рис. 4.1). Абсолютное большинство профессий в настоящее время: строитель, врач, инкассатор, психолог и др. — выступают как множества различных трудовых постов. Например, профессия врача воплощена в таких трудовых постах, как хирург, педиатр, терапевт, офтальмолог и пр. Как правило, существенно различается и содержание деятельности врача на разных рабочих местах. педиатр — в поликлинике и стационаре (клинике); хирурги обычно специализируются по сердечно-сосудистым заболеваниям или болезням опорно-двигательного аппарата, серьезно различается деятельность хирурга-травматолога и хирурга-окулиста в связи с особенностями функциональных систем организма и используемых в профессиональной деятельности технических средств и технологий. Еще 150-200 лет назад в медицине не было такой дифференциации по специальностям. Профессия стала интенсивно «расщепляться» во второй половине XX в. Аналогична картина и в системе высшего образования.

Как правило, современная профессия объединяет в себе представителей разных специальностей, занимающих разные трудовые посты и конкретные рабочие места. В медицине давно оформилась технологическая цепочка: врач — лаборант — техник-рентгенолог (или специалист, обслуживающий другие технические средства диагностики) — патологоанатом. Невозможно обеспечить скорую медицинскую помощь без водителя автомобиля. В сфере управленческой деятельности в связи с возрастанием ее объективной сложности и значимости принимаемых решений также наблюдается усложнение управленческой технологической цепочки: руководитель — заместитель — секретарь — помощник — советник — эксперт — руководитель среднего звена — руководитель низового звена — исполнитель.

Профессия, естественно, выделяется как единая сфера социальной деятельности ее представителей с общим для них законодательным оформлением (с соответствующими правами, обязанностями, социальными льготами), но в то же время затруднительно составить единые акты, определяющие их профессиональные обязанности и права на конкретных рабочих местах.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?