Глава 7. Условия профессиональной деятельности и эффективность труда

7.1. Пути развития трудовой деятельности

Очевидный прогресс в механизации и автоматизации труда человека, казалось бы, должен был облегчить и упростить его труд. Однако данные психологов, медиков, физиологов, эргономистов свидетельствуют скорее об обратном. Можно выделить следующие характерные особенности содержания и формы труда в связи с активным применением техники.

Во-первых, резко увеличилось количество объектов (процессов, параметров), которые человек должен контролировать, и нередко одновременно. Следовательно, резко увеличивается объем информации, адресуемый человеку. Так, с 1950-го по 1980 г. прошлого века количество приборов на панели управления в самолете увеличилось примерно в 10 раз, а время выполнения отдельных операций сократилось в 5-7 раз.

Во-вторых, значительно расширился диапазон скоростей управляемых процессов. Часто это управление протекает в жестко заданных временных интервалах. С большими нервно-психическими нагрузками связана и противоположная ситуация труда — необходимость длительное время находиться в состоянии ожидания, управлять медленно изменяющимися процессами.

В-третьих, человеку часто приходится работать в самых разнообразных условиях — при измененном давлении, влажности, температуре, вибрации, при воздействии шума, перегрузок, действии сильных электромагнитных полей и т. д. В таких условиях работают представители многих так называемых массовых профессий — ткачихи, трактористы, комбайнеры, водители, сталевары, работники цехов термической обработки и др.

В-четвертых, человек в современном производственном процессе часто не имеет возможности непосредственно наблюдать за ходом технологических процессов, которыми он управляет. Информацию о происходящих изменениях он получает с помощью приборов, обобщает множество параметров, оценивает, принимает ответственные решения, что связано с дополнительными нервно-психическими затратами.

В - п я т ы х, специалисты часто управляют техникой со сложными динамическими характеристиками — инерционностью, колебательностью, нелинейностями, стохастичностью, запаздыванием и др.

В-шестых, человек-деятель часто находится в рамках жестких условий (временных, нормативных требований к количеству и качеству продукции). Необходимость перестройки поведения при изменении условий также связана с дополнительными нервно-психическими затратами (см. разделы 3.3 и 3.4) [34, 56, 93, 94, 95, 97, 98, 162].

Показательным видится исторический срез середины 1990-х гг. «...Результаты социологических опросов среди россиян за последние несколько лет свидетельствуют, что «доминирующими настроениями являются тревога, ощущение угрозы, неуверенности в завтрашнем дне, стрессы, заниженная самооценка. Все .что вызывает доминирование негативных, постоянно действующих психических состояний. Отсюда эмоциональные срывы, агрессивность, нетерпимость, стремление любой ценой (наркотики, алкоголь, психофармакологические средства) изменить состояние сознания, снизить травмирующую напряженность. Если к этому добавить общую нестабильность в обществе, рост преступности, снижение реального жизненного уровня, межнациональные конфликты, терроризм, то получается, что условия жизни многих россиян — и их труда соответственно — становятся особыми и экстремальными» [75, с. 9].

Информационные и эмоциональные перегрузки и их следствия, первоначально входившие в компетенцию инженерной психологии, становятся актуальной темой и других психологических дисциплин («стресс белых воротничков», «эмоциона/тъное выгорание», «профессиональная деформация» и т. п.). Во второй половине XX в. подобные эффекты стали быстро распространяться и на разные сферы деятельности — профессии типа «человек — образ», «человек — знак», «человек — человек». Деятельность современного руководителя, бухгалтера, менеджера или режиссера телевидения уже не многим отличается от деятельности типичного оператора — объекта инженерной психологии. На протяжении XX в. принципиальные изменения содержания и организации труда отмечаются во многих профессиях. На протяжении минувшего столетия качественно изменялись социально-исторические условия жизнедеятельности людей.

До позднего Средневековья включительно социальные ниши представителей разных общественных слоев были жестко фиксированы, в том числе образ жизни, средства и предмет труда. Ритмы жизни и деятельности сельского населения подчинялись прежде всего биологическим процессам (годовой цикл, режим севооборота, ухода за животными и др.). '. Ритмы жизни ремесленников — логике ручного труда и его нехитрой технике (гончарный круг, ткацкий станок и т. п.).

С формированием государства и государственных органов, с появлением политических партий, союзов, обществ, с развитием частного предпринимательства все большее количество людей оказываются вы-нуждеными часто принимать разные «тактические»'и «стратегические» решения, влияющие на их жизнь и жизнь других людей. У наиболее неординарных личностей появляется возможность карьерного роста, кардинально изменяющего условия и образ жизни, ценности, отношения с людьми. Яркий пример — «птенцы гнезда Петрова».

К середине XIX в. для многих категорий наемных работников, специалистов и служащих возможным становится прохождение нескольких должностных ступеней и, соответственно, изменение социальных уровней в сравнении со стартовой социальной нишей. В России, например, карьерное продвижение служащих соотносилось с изменением социальных характеристик Табели о рангах (льготы для служащего, для его детей, для внуков), в наполеоновской Франции солдаты «носили в ранце маршальский жезл».

К началу XX в. доступной для представителей разных социальных групп становится неограниченная карьера.

Отец генерала Л. Г. Корнилова (1870-1918), Верховного главнокомандующего русской армией, был коллежским асессором 14-го, самого низшего, класса.

Отец генерала И. А.Деникина (1872-1947), возглавившего белое движение в 1918 г., — унтер-офицер.

Отец В. И. Ульянова-Ленина, «инородец» И. Н. Ульянов (1831-1886), работая в сфере народного образования, дослужился до должности директора народных училищ и соответственно до потомственного Дворянства.

Председатель кабинета министров в 1905-1906 гг., министр путей сообщения с 1982 года, министр финансов с 1892-го, С. Ю. Витте (1849-1915) начинал как ординарный инженер-путеец.

К XX в. для многих категорий людей становятся нормой неоднократные изменения сформированных ранее образа жизни, психологических установок и пр.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?