Глава 8. Адаптация человека к профессиональной деятельности

8.1. Психологические механизмы адаптации деятельности человека в организации

По мнению Е. А. Климова, основная задача психологии труда состоит в том, чтобы исследовать и помогать человеку строить оптимальную по мотивации и содержанию профессиональную деятельность [126, с. 13]. Н. С. Пряжников общим методом дисциплины считает исследование я развитие субъекта труда [210, с. 7]. Изучение психологических механизмов адаптации человека к профессиональной деятельности на протяжении всей профессиональной карьеры (то есть в данной организации, на конкретном рабочем месте) отвечает вышеназванным ключевым задачам дисциплины.

Тс или иные аспекты адаптации человека как субъекта к условиям социальной среды традиционно рассматриваются в разных психологических дисциплинах (психологии труда, психологии личности, социальной, психологии развития и акмеологии, дифференциальной психологии и психофизиологии, социологии и др.). Такое разделение «предмета исследования» приводит к неизбежной потере для научного изучения некоторых из системных свойств целостного феномена.

В 1950-1970-х гг. в отечественной психологии было убедительно доказано, что индивидуальность человека во многом предопределяет своеобразие оптимальных для него способов адаптации, стилей деятельности, адекватность разных режимов работы, обучения и пр. [50, 122,160,264,266].

Учет индивидуальных особенностей человека способствует быстрому освоению профессии, стабильной работе, более высоким профессиональным достижениям. Однако эти ресурсы адаптации пока еще недооцениваются ни в организационной психологии, изучающей совокупность процессов «организационного поведения» человека, ни в других смежных с психологией дисциплинах.

Взаимодействия компонентов разных подструктур организации (институциональной, технологической, формальной, неформальной, вне-формальной) далеко не всегда синергичны, что также приводит к потере потенциальных ресурсов. Множество социально-психологических феноменов (групповых норм, корпоративной культуры и др.) не всегда способствуют, а нередко даже препятствуют эффективной деятельности лучших специалистов, их полноценной самореализации как личности и индивидуальности. Очевидно, что всегда есть пути, средства, формы оптимальной интеграции основных составляющих социальной и биологической активности человека и деятельности организации, в отличие от стихийно складывающихся. Адаптацию человека к работе в организации можно рассматривать как динамический процесс постоянного порождения и разрушения ресурсов взаимодействующих субъектов; в масштабе жизнедеятельности отдельного человека — процесс как порождения (профессионализм, мастерство, мудрость, самоактуализация, самоэффективность), так и параллельного разрушения его ресурсов (профессиональная деформация личности, физические и психические заболевания).

Состояние вопроса механизмов адаптации человека к труду в организации в современной научной литературе можно свести к следующим положениям.

1.  Адаптация есть перманентный процесс активного согласования человеком своих индивидуальных особенностей (индивидных, личностных) с условиями внешней среды (требованиями рабочего места, особенностями партнеров, социальных групп, организационной культуры и др.), обеспечивающих успешность его профессиональной деятельности и полноценную личностную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности.

2.  Адаптация человека к труду есть совокупность психологических механизмов, проявляющихся в успешности его профессиональной деятельности, удовлетворенности своим трудом, оптимальной психической и физиологической «цене» результата, согласованности с нормативами деятельности, групповыми нормами, требованиями организационной культуры, взаимодействий с партнерами, проявляющихся как оптимальная профессиональная карьера, в целом отражающая качество согласования «внешних» и «внутренних» условий субъекта, его полноценную самореализацию в разных сферах жизнедеятельности.

3.  Адаптация являет собой фазовый процесс периодических изменений ее форм, обусловленных динамикой совокупности биологических, личностных, профессиональных особенностей человека как субъекта деятельности, проявляющихся в периодических изменениях структуры ПВК, в периодизации профессиональной карьеры (служебные перемещения, кризисы и др.), в периодах большей и меньшей эффективности его как субъекта труда, в периодах большего или меньшего социального благополучия, в общей динамике жизненных кризисов и возможностей максимальной самореализации — в стадиях «акме», «плато» и «спады». 4. Адаптация имеет место на протяжении всей профессиональной карьеры [256].

Можно выделить пять уровней отношений человека как субъекта деятельности и организации в системе «человек — организация» и адекватных им «единиц» анализа:

1) «человек — профессия» (рабочее место, трудовой пост, подразделение) — «профессионально важные качества» (ПВК), «индивидуальный стиль деятельности»;

2) «человек — человек» (как субъекты совместной деятельности) — «профессионально важные качества», «социальные роли», «стили профессиональной деятельности»;

3) «человек — социальная группа» (профессиональные и межличностные взаимоотношения в трудовом коллективе) — ПВК, «социальные роли», «стили профессиональной деятельности»;

4) «человек — организация» (профессиональные и межличностные взаимоотношения в контексте корпоративной культуры) — «социальные роли», «стили профессиональной деятельности»;

5) «человек — социум» (совокупность политических, социально-экономических условий исторической эпохи) — «социальные роли», «стили жизни» [253].

Обобщая, можно выделить три основные «единицы» анализа: профессионально важные качества — роли — стили.

Едва ли не все стороны отношений людей в иерархической системе «человек — профессия» могут компенсироваться и замещаться другими. Например, недостатки ПВК отдельного субъекта легко компенсируются перераспределением трудовых функций в группе. В рабочей группе субъективное восприятие ПВК партнеров может быть более весомым, чем реальное развитие этих качеств. Феномен индивидуального стиля деятельности и его индивидуально-психологические детерминанты в совместном труде «снимаются» закономерностями стилей профессиональной деятельности, где интегрированы стили и индивидуальности всех взаимодействующих партнеров. В феномене стиля (деятельности, руководства, общения) особенно ярко проявляется возможная вариативность взаимодействия людей в зависимости от их индивидуальности даже в нормативно заданном диапазоне содержания их труда, от структурированности производственных задач и социальных норм [251].

В целом, разные уровни отношений отражают не только различия составляющих системы «человек — профессия», но и области ресурсов компенсации возможных недостатков и ограничений отдельных субъектов, участников совместной профессиональной деятельности.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?