9.4. Профессионально важные качества и способности

В контексте профессиографии профессионально важные качества (ПВК) (в 1920-1930-х гг. — профессионально важные признаки; см. раздел 3.7) рассматриваются как компоненты профессиональной пригодности, то есть такие качества, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач. В силу сложности феноменов «труд» и «профессия» к ПВК традиционно относят предельно широкий спектр разных качеств — от анатомии, морфологии и физиологии до профессиональных знаний, получаемых в процессе организованного профессионального обучения или самоподготовки человека, до капризов его мотивации и изменчивых смыслов труда [56,113,157,171,182,235].

Важно отметить, что к ПВК относят едва ли не все особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер и др.), психофизиологические особенности (темперамент, особенности высшей нервной деятельности и сенсорных систем), особенности психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения) человека [34, 81, 104, 108, 114, 139,162].

В последней четверти XX в. ученые признают, что ПВК представляют собой интегральные психофизиологические и психологические образования, которые формируются в процессе профессиональной деятельности как специальные (профессиональные) способности по механизму функциональных систем [7, 34, 35, 80, 183, 225].

Оперирование понятиями «система», «структура», «функциональная система», «элемент», «компонент» и другими предполагает соответствующую подготовку читателя. Не обсуждая научные представления о сущности систем, автор ограничивается констатацией факта активного испол ь-зования в психологии этих понятий и кратким экскурсом.

Понятие «система» введено в научную лексику Людвигом фон Бер-таланфи в 1936 г. В 1960-х гг. в социальных науках при изучении объектов действительности доминирующим становится системный подход. С 1970-х гг. он активно используется в отечественной психологии. В 1970-1980-х гг. системный подход становится одним из важнейших методологических принципов отечественной психологии — принципом системности.

В 1980-х гг. в естественных науках оформляется становление одного из наиболее мощных, методологически и методически разработанных вариантов системного подхода — синергетики. С 1990-х гг. ее аппарат все чаще привлекают для исследования ряда вопросов в социальных науках.

Два этапа принципиально различаются. Методология и понятийный аппарат первого этапа адресованы к так называемым малым системам (В. Г. Афанасьев, Л. Берталанфи, У. Р. Эшби, Э. Г. Юдин и др.); методология и аппарат второго — к большим системам (И. Пригожин, Г. Хакен, С. П. Кур-дюмов, Г. Г. Малеиецкий, М. Файсрбаум и др.) [110]. Сущность функциональных систем рассматривается в работах П. К. Анохина, его учеников и последователей [6, 246, 272, 284 и др.]. Как уже отмечалось, теория функциональных систем активно используется отечественными психологами.

С 1990-х гг. специалисты обращают внимание на структуру ПВК как ключевой критерий формирования профессиональной пригодности субъекта на разных стадиях его профессионализации [34, 35, 201, 204, 239, 251,284,285,295]. В ряде независимых исследований показано, что профессиональная пригодность человека характеризуется не столько совокупностью отдельных, «исходных», элементарных составляющих ПВК, сколько зависит от складывающейся в процессе обучения и овладения профессией их внутренней организации — от структуры ПВК. Этот тезис обстоятельно аргументируется в работах В. А. Бодрова, Б. А. Вяткина, В. Д. Шадрикова, М. Р. Щукина на материалах лонг-итюдных исследований становления профессионализма военных летчиков, рабочих-станочников, студентов и преподавателей [34, 35, 114, 284, 295]. В наших исследованиях эта концепция подтверждается эмпирическими данными изучения становления профессионализма государственных служащих и сотрудников служб безопасности [252, 259].

В психологии труда ПВК традиционно рассматриваются как способности человека к профессиональной деятельности в широком смысле слова [125,129,284,295]. Рассмотрим и «узкое» содержание этого неоднозначного, сложного, противоречивого, динамичного психологического явления.

В современной психологии способности понимают как свойство психологической функциональной системы обеспечивать достижение целей деятельности [85, с. 95]. Главными критериями способностей, отличающими их от других психологических образований, отечественные психологи вслед за Б. М. Тепловым называют успешность деятельности, скорость и легкость овладения ею [7,34, 85, 162].

Среди общих способностей различают: интеллект, обучаемость, Креативность. Под интеллектом понимают «способность, определяющую общую успешность адаптации человека (и животных) к новым ситуациям посредством решения задач во внутреннем плане действия ("в уме") при доминирующей роли сознания над бессознательным» [85, с. 18]. Возможны разные классификации способностей, например: а) по уровню — общие и специальные; б) по роли жизненного опыта в их проявлении — текучий, кристаллизованный интеллект.

Пол обучаемостью понимают совокупность способностей, помогающих быстрому и успешному овладению человеком знаниями и навыками в процессе обучения и взаимодействия с другими людьми в определенной социально-исторической культуре.

Креативность характеризуется склонностью к доминированию бессознательного — к проявлению форм неадаптивиой («сверхнормативной») активности, в том числе творческой. Креативность и общий интеллект связаны с двумя способами взаимодействия с действительностью — сознательного и бессознательного. Склонность системы к доминированию сознания ведет к интеллектуальной (адаптивной) активности. Так, например, в результате активного взаимодействия сознательной и бессознательной сфер психики формируются следующие характерные признаки творческой личности: 1) независимость (личные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений); 2) открытость ума (восприимчивость к новому и необычному); 3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям (конструктивная активность в этих ситуациях); 4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте; 5) уверенность в своих способностях и сила характера; смешанные черты женственности и мужественности; 6) мотивация процессом деятельности и личная увлеченность [85, с. 107].

Изучение в 1920-1940-х гг. психологии общих и специальных способностей привело к разработке двух основных моделей интеллекта как теоретических представлений об их структурно-функциональной организации.

Первая иерархическая модель интеллекта была предложена в 1927 г. К. Спирмсном, который различал общий фактор интеллекта — G-фактор («умственная энергия», латентный интеллект) и набор специальных факторов, участвующих в конкретных умственных способностях, — S-факторы (механические, арифметические, лингвистические). В 1941 г. Л. Терстоун выдвинул концепцию многофакторной модели интеллекта как совокупности независимых факторов (первоначально было выделено двенадцать, наиболее часто в разных исследованиях анализировались семь из них): V — словесное понимание (вербальное мышление, понимание пословиц); W — речевая беглость; N — числовой фактор (скорость и точность арифметических операций); S — пространственный фактор (пространственное мышление); М — ассоциативная память (механическое запоминание); Р — скорость восприятия (скорость и точность восприятия деталей); I — индуктивный фактор (нахождение логических правил).

Модели, объясняющие способности человека как совокупность независимых факторов, периодически заявляют о себе. Так, в 1983 г. Г. Гарднер определил интеллект как комплекс способностей, каждая из которых выступает как ключевая для достижения успеха в определенной сфере жизнедеятельности. Ценность и развитие способностей определяются общественными нормативами, препятствующими или способствующими актуализации следующих семи их комплексов: лингвистических; логико-математических; пространственных; музыкальных; телесно-кинестетических; интер- (или меж-) личностных (понимание других людей); иптра-персональных (понимание себя).

Широкое разнообразие видов способностей порождает вопросы их интеграции в аспекте как гармонизации личности, так и успешности субъекта деятельности. Одной из основных форм интеграции внешних и внутренних условий человека называют индивидуальный стиль деятельности, который также рассматривают и как общую способность человека к профессии [51, 112, 125, 170,295].

В 1950-х гг. Б. М. Теплов указывал на социально обусловленную операциональную составляющую многих способностей (математических, лингвистических, музыкальных и др.). Если способности формируются в процессе деятельности человека, то большое значение имеет уже сама организация этого процесса (социальные алгоритмы обучения, приемы и способы деятельности, организации и кодирования информации и т. д.). Наиболее завершенный вид в отечественной психологии эти представления получили в теории поэтапного формирования психических процессов П. Я. Гальперина; в зарубежной бихевиоральной психологии — в теории программированного обучения Б. Ф. Скиннера.

Обратим внимание и на уровни научного отражения объекта, на этапы приближения науки к пониманию психологического механизма тех или иных способностей. В случае изучения музыкальных способностей такие качественные этапы научного поиска составляют около 10-15 лет. 1-й этап: первоначальное их понимание как интегральных качественных образований (ладовое чувство, музыкально-ритмическое чувство, способность к слуховому восприятию — Б. М. Теплов, 1950-е), 2-й этап — выделение базовых составляющих (Б. М. Теплов, 1961), 3-й этап — операциональная дифференциация (К. В. Тарасова, 1976; А. В. Соловьев, 1987 и др. — табл. 9.1). Такая логика научного продвижения характерна и для понимания других профессиональных способностей: руководителя, оператора, летчика и т. д. [34, 35,201,247,248 и др.].

С 1980-х гг. обретает новую жизнь понимание успешности субъекта в связи с содержанием и структурой ментального или эмоционального пространства. В научных концепциях периода 1980-2000-х гг. выделяют практический интеллект (см.: Дж. Андерсон, Р. Стернбергер, Э. Эриксон и др.), эмоциональный интеллект (см.: Д. Големан, Д. Карузо, Дж. Майер, П. Соловей и др.), социальный интеллект (см. Д. В. Лючин, Д. В. Ушаков и др.).

Современные представления о природе способностей включают мета-когнитивные стратегии (М. А. Холодная и др.), духовность личности профессионала (В. А. Пономаренко), когнитивные ресурсы — «мощность множества связанных когнитивных элементов, которые субъект активно использует для создания ментальной модели задачи в процессе ее решения» (В. Н. Дружинин), и др.

Таблица 9.1 Структура музыкальных способностей

1 этап

II этап

III этап

Ладовое чувство

Абсолютный слух. Относительный слух

Гармонический слух. Мелодический слух. Полярный слух (полутоновые ошибки). Линеарный слух (ошибки на кварту). Точность различения от субконтроктавы до 4-й октавы

Способность к слуховому восприятию

Художественно-образное восприятие явлений жизни. Индивидуальные «тон-ячейки»

 

Музыкально-ритмическое чувство

Темп (скорость следования опорных звуков). Выделение «музыкального рисунка» (отношения длительностей и пауз). Музыкальный метр (отношения акцентированных и неакцентированных музыкальных элементов)

Развитие в онтогенезе: -— быстрый темп; — средний темп; — медленный темп

С 1990-х гг. в научный обиход вводится понятие «компетентность» как совокупность слабо формализуемых прямых и косвенных профессиональных и поведенчески важных характеристик субъекта как профессионала и как человека в широком смысле слова. В акмеологии, например, феномен компетентности рассматривается как важнейшая составляющая профессионализма субъекта [5,70,153 и др.]. В структуре профессионализма выделяют профессиональную, зависящую от специфики труда, и психологическую компетентность. Последняя, в свою очередь, разделяется на социально-перцептивную, социально-психологическую, психологическую, аутопсихологическую.

Также 1990-х гг. в гуманитарных науках утверждается термин «потенциал» — характеристика актуального и латентного, уже реализованного или способного заявить о себе в обозримой перспективе интегрального качества человека, некоторой его «социальной энергетики» (см.: М. Ф. Королев, В. Н. Марков, Ю. В. Синягин, А. И. Турчинов и др.). «Потенциал» предполагает уже не узко функциональную и прагматичную оценку человека как субъекта труда на конкретном рабочем месте, а экзистенциональный подход и оценку человека в широкой жизненной перспективе.

На рубеже веков кардинально изменяется и понимание роли и места способностей в структуре профессионализма и успешности деятельности специалистов [34,35,93, 239 и др.].

«При характеристике высокого профессионализма субъекта, наряду с его определениями, относящимися к собственно трудовой деятельности получают особое значение и определения... истинное содержание которых требует выхода за пределы системы "человек — профессия" в систему "человек — мир". Важнейшей координатой анализа высокого профессионализма становится в этом случае параметр "профессиональная деятельность — жизнедеятельность", позволяющий выяснить характер реального сопряжения субъектом своей трудовой активности с ценностями, отношениями и приобретениями его жизни во всем разнообразии ее аспектов. Важнейшими линиями такого сопряжения выступают: 1) ценностно-смысловая; 2) линия потенцирования профессионального труда различными возможностями субъекта и его жизненными приобретениями» [93].


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?