7.2. Профессиональный стресс

Стресс (от англ. stress — «давление», «напряжение») — термин, обозначающий большой круг состояний физического и психического напряжения, возникающих у человека в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (неблагоприятные, значительные по силе, продолжительные, неожиданные и пр.). Факторами стресса — стрессорами — могут быть как внутренние, так и внешние причины: сильные физические и психические травмы, инфекция, психические (сенсорные, эмоциональные, когнитивные), мышечные перегрузки, резкие изменения температуры и т. д.

Феномен стресса был открыт канадским (родился в Вене в 1907 г., переехал в Канаду в 1932 г.) физиологом Гансом Селье в 1936 г. для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Общий адаптационный синдром имеет три классические стадии — угнетение, мобилизация, истощение. Он может оказывать как мобилизующее, так и отрицательное влияние на поведение и деятельность — вплоть до полной их дезорганизации [319, 320].

Позже, с начала 1960-х гг., понятие «стресс» стало активно использоваться психологами для описания состояния человека в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом, поведенческом уровнях. Большой вклад в изучение психологических механизмов этого феномена внес Р. Лазарус, один из основоположников когнитивной теории стресса, базирующейся на субъективной оценке, которую дает человек угрожающим факторам [142].

В современных концепциях, в зависимости от вида стрессора, различают стресс физиологический и психологический. Последний разделяется на эмоциональный (появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т. д.) и информационный (возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе, при высокой ответственности за последствия решений) [14, 33, 51, 97, 142, 158, 198, 200].

Информационный стресс изучается как составляющая многих видов профессионального труда. Стресс в спорте наиболее активно изучался Б. А. Вяткиным, О. В. Дашкевичем, А. Ц. Пуни и др., в деятельности профессиональных военных — В. А. Бодровым, В. Л. Марищуком, В. А. Плахтиенко, В. А. Пономаренко и др. [33, 51, 198, 200].

Согласно В. А. Бодрову, оптимизация поведения работника в экстремальных и особых условиях предполагает решение нескольких стандартных научно-практических задач:

• изучение феноменологии психических состояний человека в особых и экстремальных условиях, механизмов их возникновения и развития;

•   разработку методов диагностики функциональных состояний на различных уровнях: психофизиологическом, психологическом, нозологическом;

•   разработку методов и средств управления и самоуправления функциональным состоянием;

•   моделирование «трудных» психологических состояний человека;

•   изучение возможности человека адаптироваться к деятельности в особых и экстремальных условиях, его психической стрессоустой-чивости.

В практическом плане выделяют четыре синдрома стресса.

1.  Когнитивный — проявляется в виде изменения восприятия и осознания информации, поступающей к человеку, который находится в экстремальной ситуации, в изменении его представлений о внешней и внутренней пространственной среде, в изменении направленности его мышления и т. д.

2.  Эмоционально-поведенческий — состоит в эмоционально-чувственных реакциях на экстремальные, критические условия, ситуации и т. д.

3.  Социально-психологический — проявляется в изменении стиля общения людей, находящихся в стрессогенных ситуациях. Эти изменения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций: в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним и т. п. Однако могут складываться и социально-негативные формы общения: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми и т. п.

4.  Вегетативный — проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые направлены на адаптацию, но могут стать основанием для развития так называемых болезней стресса [33, 51, 167, 168].

Индивидуальные различия в поведении людей проявляются в зависимости как от их индивидуальных особенностей, так и от выраженности стрессогенных факторов. При сравнительно невысокой экстремальности у большинства людей возникает активное стрессовое поведенческое и трудовое реагирование: увеличение скорости реакций, уменьшение количества ошибок и т. п. При сравнительно высокой экстремальности условий деятельности у большинства людей проявляются отрицательные формы стрессового реагирования и уменьшается количество лиц, активно и адекватно реагирующих.

Три классические стадии стресса хорошо просматриваются и слышатся в предельно искренних строках поэтов-фронтовиков:

Когда на смерть идут - поют, а перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою — час ожидания атаки. Снег минами изрыт вокруг и почернел от пыли минной. Разрыв. И умирает друг. И, значит, смерть проходит мимо. Сейчас настанет мой черед. За мной одним идет охота. Будь проклят сорок первый год — Ты, вмерзшая в снега пехота. Мне кажется, что я магнит, что я притягиваю мины. Разрыв — и лейтенант хрипит. И смерть опять проходит мимо.

По мы уже не в силах ждать. И нас ведет через траншеи окоченевшая вражда, штыком дырявящая шеи. Бой был короткий. А потом глушили водку ледяную, и выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую.

(С. Гудзенко. Перед атакой 1149]) ***

Я только раз видала рукопашный. Раз — наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.

(10. Друнина. Я только раз видала рукопашный... [149])


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?