|
8.2. Профессиональная пригодность как «идеальный теоретический объект»
В разделе 4.1 отмечалось, что, исследуя сложные социально-психологические феномены, ученые не могут не абстрагироваться от одних и не акцентировать значение других признаков, которые обозначают или отражают целостность и основное содержание изучаемого объекта. В психологии труда феномены «профессия», «трудовой пост», «рабочее место» выступают как эмпирические теоретические объекты, сущность которых лучше всего отражается посредством выделения совокупности их атрибутивных признаков. Эти атрибуты как объекты науки являются идеальными объектами, или научными абстракциями. Но каждая конкретная профессия или трудовой пост описываются именно посредством выделенных в теоретическом анализе таких абстрактных признаков — атрибутов профессии и трудового поста.
И профессии, и трудовые посты реально существуют в более или менее развитой форме и поэтому могут с большей или меньшей полнотой отражаться посредством атрибутивных признаков профессии или трудового поста. Они имеют свое конкретное воплощение. Например, в конкретной профессии учителя, слесаря, инженера-технолога и в соответствующих специализациях (учитель географии, слесарь-сборщик и т. п.) и на конкретных рабочих местах (учитель географии средней школы № 454 г. Москвы, слесарь-сборщик цеха шоферских инструментов завода ТДиН г. Волгограда).
Но совершенно в другом статусе в структуре психологической науки представлен другой тип объектов. Ни в сфере физических, ни в сфере социальных реалий нет непосредственного воплощения, например, «профессиональной пригодности», «профессионально важных качеств», «компетенции», «компетентности» и т. п. Эти понятия и отображаемые ими отношения реальных объектов существуют исключительно как научные абстракции и представляют собой идеальные теоретические объекты. Они существуют как необходимые элементы научного знания и несут важные функции познания, но только в логических операциях, только в структуре какой-либо научной теории, теоретической схемы. Они наполняются тем или иным смыслом только в контексте соответствующей теоретической конструкции. Именно поэтому в объяснении таких понятий нет единства среди ученых. В научной литературе мы часто видим хаос и отсутствие четких определений идеальных теоретических объектов, критериев и параметров их оценки. Для этого ученым необходимо осуществить серьезную работу по рефлексии соответствующих явлений и понятий, их отражающих. Поскольку наука сама есть развивающаяся реальность, в ней всегда есть более и менее «зрелые» компоненты, и по мере ее развития концептуально выверенных компонентов становится больше, а сама она приобретает более стройный вид.
Итак, будем рассматривать профессиональную пригодность как идеальный теоретический объект.
|
|