|
Глава 9. Профессиография и профессионализм
9.1. Профессиография, профессиограмма и психограмма
Целенаправленное изучение труда людей предполагает изначальное получение комплексного знания об основных формах его организации, о профессии в частности, о профессиональном труде в условиях крупных организаций, являющемся основным объектом психологии труда. Исторически сложилась интеграция знания о профессии как сложном социальном явлении, необходимая для решения разных научно-практических задач, предполагающая выделение двух полюсов системы: предметной деятельности (профессии) и субъекта.
Эмпирическое изучение профессий в психотехнике, которое было начато в 1920-1930-х гг., в период 1950-1970-х гг. обрело методологическую завершенность психологии труда и продолжает активно развиваться в настоящее время [99,105,106,107,108, 109,162,181, 220]. В 1920-1930-е гг. в России эта работа проводилась в двух основных направлениях.
Первое предполагало обстоятельное описание и психофизиологический анализ профессий для решения задач профотбора, профконсуль-тации, профобучения, рационализации рабочего места, профилактики утомления (Б. Г. Ананьев, Н. А. Бернштейн, А. К. Гастев, С. Г. Геллер-штейн, Н. Д. Левитов, И. Н. Шпильрейн и др.).
Второе направление ориентировалось на классификацию профессий с целью их проектирования (С. Г. Геллерштейн, А. Ф. Лазурский, И. Н. Шпильрейн и др.).
Сложившиеся приемы и принципы оформились в специальный подход — профессиографию, под которой понимают описательно-техническую и психофизиологическую характеристику различных видов профессиональной деятельности [81,108,162,181, 220]. В результате профессиографии составляются профессиограммы — сводки знаний (социально-экономических, технологических, психофизиологических) о профессии и организации труда, а также психограммы профессий, то есть психологические «портреты» профессии, представленные группой психологических функций, актуализируемых данной профессией [57,58,108,162].
Схемы изучения представляют собой программу, включающую перечень вопросов, состав которых обусловлен конкретной целью исследования. Основные методы изучения профессий складывались исторически (см. гл. 2).
В периоды активного развития ученые с разных позиций рассматривают и объясняют предмет дисциплины и особенности научных подходов. Так, Э. Ф. Зеер [99], ссылаясь на зарубежные аналоги, дает предельно широкое определение предмета профессиографии (профессиональная психология, профпсихология), фактически отождествляя ее с психологией труда, настаивая на ее статусе как самостоятельной дисциплины. О. Г. Носкова, также рассматривающая и зарубежные аналоги, более корректно определяет предметную область профессиографии [181]. Е. М. Иванова раскрывает содержание профессиографии в традициях отечественной науки. Ее предмет определяется более ограниченным, хотя и очевидна тенденция расширения объема и содержания профессиографии, судя по публикациям последних двадцати лет [105-109]. Такую трактовку содержания отрасли и ее предмета разделяют многие ученые [75,139, 181 и др.].
«...В прикладной психологии оформилась новая отрасль — психология профессий, или профпсихология. Ее содержанием являются описание и анализ профессионального поведения человека и его профессиональной биографии, а также развития личности с начала формирования профессиональных намерений до ухода из профессиональной жизни.
Системообразующим фактором психологии профессий является взаимодействие личности с профессией: выбор, качество освоения, психологическое содержание деятельности, восхождение к вершинам профессионализма, преодоление профессиональных деструкции (кризисов, конфликтов, деформаций, профессионального старения), а также психологическое сопровождение профессионального становления. Потребности людей в психологической поддержке при профессиональном самоопределении, преодолении трудностей профессиональной жизни, профадаптации, реориентации безработных, профессиональной реабилитации лиц с ограниченными психофизиологическими возможностями, потере трудоспособности и уходе на пенсию настоятельно требуют подготовки психологов, способных решать эти социально, профессионально и личиостно значимые проблемы» [108, с. 3-4].
«...Предметом профпсихологии являются психологические особенности, закономерности, механизмы профессионального становления личности. Отсюда следует, что профпсихология — это отрасль прикладной психологии, изучающая закономерности формирования профессиональных намерений, выбора профессии, овладения ею, становления и оценки специалиста и профессионала, а также профессиональных деструкции личности.
Объектом профпсихологии является взаимодействие личности и профессии» [108, с. 16].
«...Психологическое профессиоведение (психология профессий) — направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации.
В психологии труда и психологическом профессиоведении используются следующие термины: "труд" (work) — общественно необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов; "задача", "задание" (task) — единица труда, которая предполагает выполнение трудовых действий; "трудовой пост", "должность" в организации (position); трудовых постов в организации столько, сколько в ней работает людей, если все должности заняты; должность может быть и вакантной; "работа" (job) или обязанности работника, вид конкретной трудовой деятельности объединяет группы сходных постов, должностей. Виды работ могут быть групповыми или индивидуальными (субъект труда — один человек или команда, группа)...
..."Профессия" — область общественного разделения труда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость; сам процесс трудовой деятельности, его своеобразие; требуемая профессиональная квалификация и уровень компетентности работников; осознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу (профессиональная идентичность). Используются и другие термины, например "специальность" (как разновидность профессиональной образовательной программы в учебном заведении). В англоязычных странах применяются такие термины: occupation — профессия, занятие как группа сходных видов работ в разных учреждениях; vocation — профессия — главное дело жизни, призвание; career — карьера, понимаемая как последовательность постов, работ, профессий, которые человек занимает в течение жизни, характеристика общей схемы трудовой жизни; "профессиональная роль" role — специфические обязанности работника, его типичные функции, а также воспринимаемые обязанности человека в организации (со стороны самого работника и других людей).
Изучение профессий может проводиться как исследование конкретных видов профессиональной деятельности либо с точки зрения профессионального развития, карьеры.
...Процесс изучения отдельной профессии традиционно называется про-фессиографированием. Название неточное, так как проблема состоит не только в описании профессионального поведения или его результатов, но и в анализе своеобразия психики человека — субъекта труда. Итоговое описание профессии называется термином "профессиограмма"» [181, с. 36-37].
«...Психологическая профессиография является тем теоретико-методическим инструментарием, который обеспечивает психологическое изучение любой профессиональной деятельности как для научно-познавательных, так и для практических целей. Это область научно-практического знания. Она включает теоретико-методические средства изучения профессиональной деятельности человека, психологические описания разных видов труда и их классификацию. Профессиография позволила сформулировать психологические признаки и психические регуляторы труда, описать своеобразие образа мира, специфичного для разных типов профессий, и раскрыть качества субъекта труда, необходимые профессионалам этих типов. Психологическая профессиография позволяет понять, спрогнозировать и оценить особенности поведения и действий человека в экстремальных видах профессиональной деятельности, а также определять причины ошибок человека и разрабатывать средства психологической помощи» [108, с. 7].
«...Профессиографический подход к изучению психологических особенностей профессиональной деятельности включал в себя следующие компоненты: схемы изучения профессиональной деятельности; комплекс методов изучения, анализа и экспериментального исследования профессиональной деятельности; правила организации экспериментального исследования в профессиографии.
Схемы профессиографирования позволяли осуществлять сбор, описание и систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации, а также анализировать ее с разных сторон: социально-экономической, производственно-технической, психологической, психофизиологической и т. п. Схемы представляли собой своеобразную программу исследования профессиональной деятельности, включающую перечень вопросов» [109, с. 9-10].
«...Профессия как род занятий человека, нормативно регламентированный социальными, юридическими и техническими правилами исполнения, реализуется в трудовой деятельности и существует независимо от желания исполнителя. ...Профессия как объективная реальность "оживает"только в профессиональной деятельности, исполняемой человеком; вто же время, осваивая профессию, человек познает себя, свои возможности и профессиональную реальность как общественную и жизненную необходимость, осознает свою социальную роль и ответственность. ...Таким образом, человек и профессия — это два взаимосвязанных явления...» |109, с. 21-22]. «...Познание профессиональной деятельности... позволяет объяснить те субъект-объектные взаимосвязи, которые обусловливают деяние и поведение человека» [109, с. 37].
Как и в стадии становления профессиографии в русле психотехники, так и в период ее развития в русле психологии труда сохраняются различия подходов ученых. Некоторые исследователи полагают, что психограмма должна отвечать более жестким требованиям, а именно: 1) отражать необходимые и некомпенсируемые свойства, предъявляемые к любому среднему работнику; 2) отражать желательные свойства, определяющие возможность достижения высшего уровня профессионализма.
А. К. Маркова в определении рабочих понятий профессиографии акцентирует внимание на субъекте труда как системообразующем факторе профессии. Из этого следует, что профессиограмма (включающая в себя и психограмму) — это обобщенная модель успешного специалиста в данной области; это научно обоснованные нормы и требования профессии к качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно их выполнять. Она есть описание психологической деятельности чело: века и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней [162, с. 22]. Психограмма отражает социальную норму профессий [162, с. 16].
В целом, постулируется, что возможны разные подходы к изучению профессий и построению их профессиограмм:
• комплексный (учитывается широкий круг характеристик: социальных, технологических, медицинских, гигиенических);
• аналитический (анализ обобщенных нормативных и морфологических показателей структуры профессии).
В нервом блоке рассматриваются объективные характеристики нрофессии, выработанные общественным опытом, во втором — психологическая деятельность человека и требования к его качествам.
А. К. Маркова [162] использует предложенный В. Е. Гавриловым [52] модульный подход к психологической классификации профессий. При задачно-личпостном подходе первоначально выделяют единицы деятельности (по типу модулей). Основой модуля является определенная профессиональная задача, связанная с личностными качествами субъекта. Таким образом, одна часть модуля включает объективные профессиональные задачи, профессиональные знания, умения, результаты труда, вторая часть модуля — психологические характеристики субъекта, необходимые для выполнения объективных задач, — включает знания, психологические действия, личностные качества и др. Примером реализации задачно-личностного подхода может служить профессиограмма государственного служащего (см. приложение 12).
«...Профессиограмма должна отвечать ряду требовании:
• четко выделять предмет и основные результаты труда;
• подчеркивать направленность труда на благо конкретного человека (гу мам и стическ и й человеко1 ieii тризм);
• не выделять отдельные составляющие профессии, а описывать ее целостно, в системе характеристик, особо подчеркивая ее приоритетные составляющие;
• показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в процессе труда, позволяющие человеку выбирать оптимальные направления роста с учетом своей индивидуальности; показывать перспективы изменений в самой профессии;
• иметь направленность на решение практических задач (профотбор, обучение, рационализация трудовой деятельности);
• отражать некомпенсируемые профессионально важные качества» [162, с. 26].
|
|