|
Глава 4. Профессия, трудовой пост и рабочее место
4.1. Профессия и трудовой пост как «идеальные эмпирические объекты»
Исследуя сложные социальные феномены — профессию, трудовой пост, рабочее место, — нельзя не абстрагироваться от одних и не акцентировать значение других признаков, в своей совокупности обозначающих, очерчивающих, более или менее адекватно отражающих целостность феномена. Когда речь идет о сравнительно быстро изменяющейся реальности, а к таковой можно отнести едва ли не все социальные феномены, баланс абстрагирования/акцентирования становится принципиально важным. Этот баланс во многом определяется исторической методологией дисциплины. Очевидно, что в отечественной психологии труда этот баланс был деформирован идеологией сильно политизированного общества (см. раздел 1.1). Но именно такое научное наследство мы имеем и именно с ним мы должны работать.
Согласно сложившимся канонам наиболее оптимальным считается путь познания сущности феномена посредством выявления его атрибутов, то есть наиболее существенных признаков, при отсутствии которых он утрачивает и свою целостность, и свои существенные свойства. Целость феномена при этом может определяться «областью перекрытия» его атрибутов. С точки зрения структуры теоретического знания речь идет о построении идеальных эмпирических объектов, науки, по В. С. Степину (см. раздел 1.6), то есть о поиске таких отличительных признаков, которые будут присущи реальным объектам действительности.
Другими словами, для психологии труда как научной дисциплины феномены «профессия» и «трудовой пост» выступают как такие теоретические объекты, сущность которых можно отразить только посредством выделения совокупности их атрибутивных признаков. Каждый из таких атрибутов является абстракцией, обобщенным понятием, концептом. Но каждая конкретная профессия или трудовой пост с большей или меньшей полнотой могут описываться посредством выделенных в теоретическом анализе атрибутов «профессии» или «трудового поста» как специфических социальных явлений. Их сущность наиболее полно проявляется (про-является) именно в концентрации выделенных атрибутов, в области их сочетания, «наложения» другна друга.
Другой путь — описание конкретных профессий или постов непосредственно, ориентируясь на наблюдаемые исследователем или рефлексируемые опытными профессионалами признаки, менее продуктивен, как уже не раз показала история становления научных дисциплин.
Более продуктивным путем познания является путь «от абстрактного к конкретному», которому, как правило, в становлении дисциплины предшествует этап «от конкретного к абстрактному». При всех ограничениях наиболее надежной оказывается опора на теоретические конструкты дисциплины [238]. При этом не обязательно, чтобы каждый конкретный эмпирический объект — конкретную профессию или трудовой пост — мы непременно могли бы четко и однозначно выделить среди других аналогов, опираясь на выявленные атрибуты. Последние — ориентиры, маяки, критерии в сложном процессе познания. Но именно этот путь научного познания социальных феноменов позволяет более точно и быстро фиксировать, а также описывать данные конкретные объекты, более адекватно отражать сущностные особенности каждой изучаемой профессии или трудового поста.
Опора на исторически сложившиеся структуры теоретического знания дисциплины позволяет решать отдельные практические задачи более качественно, быстро и, что немаловажно, схватывать даже те признаки, которые не всегда лежат на поверхности явления, сразу же привлекают внимание наблюдателя, настойчиво заявляют о себе.
В отечественной психологии труда общепринятой является научная реконструкция сущности профессии и трудового поста: специализации, сделанные Е. А. Климовым в 80-х гг. прошлого века [126, 127]. Фактически эти сложные, исторически изменчивые, многогранные реальности отражаются через специфическую совокупность нескольких отличительных признаков, предположительно атрибутивных (критические замечания о философских основаниях отечественной психологии даны в разделах 1.1 и 1.7).
|
|