4.3. Профессия как система социальных отношений

Профессии (отлат.professio — «оглашать», «говорить публично»)— «исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества» [99, с. 123] — как социальный феномен далеко выходят за пределы трудового поста, включая в свой состав качественно новые компоненты. Феномен профессии Е. А. Климовым представлен в четырех «основных значениях», основных аспектах социальных отношений, или в четырех ее компонентах, которые в целом можно рассматривать как хронотоп середины 1980-х гг.

1.  Область приложения сил человека как субъекта труда, ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда).

2.  Общность людей, выполняющих определенные трудовые функции, имеющих общественно полезный характер.

3.  Подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация) человека, благодаря которой он способен выполнять соответствующие трудовые функции.

4. Деятельность профессионала как процесс реализации трудовых функций, выполняемых профессионально [126, с. 107-108].

Два десятилетия спустя профессия представлена этим же автором несколько иначе: здесь уже акцентируется внимание на ее эволюционных аспектах {хронотоп 2004 г.).

1.  Область приложения сил человека как субъекта труда.

2.  Общность людей.

3.  Деятельность и область проявления личности.

4.  Исторически развивающаяся система.

5.  Реальность, творчески формируемая субъектом [130, с. 90-124].

Следуя Е. А. Климову, Н. С. Пряжников предлагает выделять «основные характеристики» профессии, которые также можно рассматривать как хронотоп-2000.

1.  Ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда).

2.  Общественно полезная деятельность.

3.  Деятельность, предполагающая специальную подготовку.

4.  Деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, «моральное и материальное, дающее человеку возможность удовлетворять свои насущные потребности, выступающее необходимым условием его всестороннего развития».

5.  Деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (дело человека, работа — как главная, самая актуальная «визитная карточка», во многом формирующая Я-концеп-цию множеством «составляющих» профессии: должность, стаж, квалификация, высшие профессиональные достижения, пережитые экстремальные ситуации, травмы, «боевые раны» и т. д.).

6.  Отношение к данной работе как к своей профессии, как «главная психологическая характеристика» [210, с. 67-68].

Э. Ф. Зеер выделяет следующие «отличительные признаки» профессии: профессиональная компетентность, профессиональная автономия, групповые нормы и ценности, самоконтроль [99, с. 123].

А. К. Маркова, рассматривая феномен профессии, выделяет три аспекта:

1) профессии как исторически возникшие и социально востребованные формы деятельности, «для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности»;

2) профессии «с точки зрения общества» — «социально зафиксированная область осуществления трудовых функций», «система профессиональных задач, форм и видов деятельности, особенностей личности»;

3) профессия «с точки зрения конкретной личности» — «деятельность, посредством которой человек участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию» [162, с. 15].

К вышеприведенным характеристикам профессии, выделенным признанными специалистами, следует добавить еще несколько:

•  способ структурирования человеком времени своей жизнедеятельности — организацию и периодизацию социальной и биологической активности человека в микро- и мезофазах (сутки, недели, месяцы) посредством внешних условий;

•  средство осознанного структурирования жизненного пути — организацию и периодизацию социальной и биологической активности человека в макрофазах (периоды жизни, профессиональная карьера, жизнь в целом) посредством внешних условий;

•  средство самосозидания человека как личности — привлечение внешних условий для процессов зарождения, становления и смены личностных образований.

Раскрывая сущность феномена «профессия», Н. С. Пряжников различает несколько смежных понятий:

•  профессия — группа родственных специальностей (профессия — врач, специальность — врач-терапевт, хурург, окулист; профессия — учитель, специальность — учитель географии, истории и т. п.);

•  квалификация — уровень профессионального мастерства. Различают формальную квалификацию, выраженную в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и т. п., и реальную квалификацию — уровень мастерства, который человек действительно может проявлять;

•  должность — «размытое понятие», определение которого затруднено, несмотря на то что именно это и есть объективно и документально фиксируемое проявление профессии. Должность может отождествляться с квалификацией (например, младший научный сотрудник), временными обязанностями (и. о. заведующего, руководитель проекта), профессией в целом (психолог в организации) [210, с. 68-69].

Е. А. Климов для этой же цели использует другие понятия: «специальность»- — «относительно частное подразделение внутри более широкого представления о том, где, чем и как занят человек, что он знает и умеет. Например, профессия — педагог, специальность — учитель математики, географии», «занятие» — «относительно широкое понятие, включающее и профессии, и специальности, и должности», и «должность» — «место, занимаемое трудящимся в организационной, производственной структуре. Предполагается, что должность более или менее соответствует уровню профессиональной подготовки человека» [129, с. 108].

Э. Ф. Зеер обращает внимание, что в англоязычной среде различают понятия «профессия» (profession) — как характеристику небольшого круга высокостатусных видов профессиональной деятельности — и «занятие» {occupation) —все другие виды работ, занятий, специальностей [99,с. 123]. Также различаются «профессия» и «специальность» как целое и часть.

В немецкоязычной литературе также отмечается многообразие видов трудовой занятости людей (работы, труда, социальной активности) и сложность их оценки [121, 315].

О. Нойберг, анализируя разные определения работы, выделяет среди них оплачиваемую работу как особую социальную целенаправленную активность и деятельность, которая: 1) целенаправленна, социально организована, структурирована и упорядочена; 2) требует определенных физических и психических сил; 3) удовлетворяет естественные и духовные потребности; 4) воспринимается как бремя, тяготы и усилия; 5) вознаграждается; 6) имеет результаты в виде товаров или услуг; 7) меняет социальное и материальное окружение; 8) изменяет самого человека [315].

Э. Кирхлер, соглашаясь с вышеназванными характеристиками, добавляет, что работа является органичной частью культуры, что именно общество ее организует, структурирует, регулирует и оценивает, что она вознаграждается и таким образом удовлетворяет широкий спектр потребностей человека, что она формирует личность «за счет социализации на рабочем месте» [121, с. 19]. Он также отмечает сложность определения и оценки работы в связи с изменением ее социального статуса: «...Когда-то работу прислуги... не считали работой в общепринятом значении... общественный статус прислуги тогда был слишком невысок... По этой причине и ведение домашнего хозяйства долгое время не было признано в качестве работы» [ 121, с. 19].

Завершая краткий обзор, констатируем своеобразный «парадокс профессии»:

1) сложность и неоднозначность феномена, в разных национальных культурах фиксируемого посредством разных понятий («профессия», «занятие», «работа»);

2) различная интерпретация учеными содержания этих феноменов;

3) историческое изменение содержания феноменов и их общественной оценки, во многом включающей и ориентирующейся на внешние социальные критерии (престиж, социальный статус и т. п.).

Рассмотрим некоторые из выделенных характеристик.

Профессия как социально фиксированная область возможного выполнения трудовых функций существует в форме множества распределенных в обществе трудовых постов [126, с. 107]. Каждый трудовой пост, в свою очередь, представлен конкретными рабочими местами с их специфическими особенностями [251, 259].

Профессия как общность людей, согласно Е. А. Климову, относительно независима от существующей системы трудовых постов. Люди не перестают быть членами данной общности в свободное от работы время, при перемене места работы и пр. Как представители данной профессии, люди характеризуются определенным социально- и профессионально-типичным складом сознания, личности. Профессионалы, специалисты, сотрудники — это всегда контактные социальные группы. Следовательно, здесь мы имеем и все соответствующие социально-психологические феномены (групповые нормы, одобряемые ценности, санкции, лидерство, референтные группы, стереотипы восприятия, культурные эталоны, парадигмы и др.).

В связи с этим выбор профессии — это не только предпочтение и способность выполнять соответствующие трудовые функции, но и принятие человеком соответствующего образа мыслей и образа жизни (яркий пример — присяга у военнослужащих или клятва Гиппократа у врачей). Так, военнослужащий юридически обязан в любых обстоятельствах предпринять действия к пресечению нарушений общественного порядка; врач, где бы он ни находился, — оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, кем бы он ни был. Человек как специалист даже после выхода на пенсию может оставаться в своей профессии в том или в ином качестве (эксперт, наставник, пропагандист и т. д.).

Профессиональная подготовленность, профессиональная квалификация раскрываются посредством изучения психологических феноменов профессионализма, структуры профессионального мастерства, «внутренних» (личностных) и «внешних» (средовых) условий его формирования, профессионального образования, индивидуального стиля деятельности.

В деятельности профессионала как процессе реализации трудовых функций, профессионально выполняемых на соответствующем трудовом посту в совокупности конкретных особенностей определенного рабочего места, воплощаются разные составляющие профессии, а также цели, ценности, смыслы деятельности человека как субъекта. Именно в этих процессах и происходит его воплощение в продуктах труда как личности и как индивидуальности.

Деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, задает, таким образом, целую систему технологических, финансовых, эстетических, этических и других критериев оценки количества и качества труда, с одной стороны, развивающих всю систему общественных отношений — с другой.

Трудовая деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус, — на первый взгляд, не самая значимая ее характеристика. Однако она выступает важнейшей составляющей личности, элементом Я-концегщии, настоятельно заявляет о себе при любых изменениях привычной внешней социальной или внутренней, психологической среды человека (возрастные и профессиональные кризисы, решения вопросов о карьере, о семье, ситуация безработицы и др.).

Помимо вышесказанного, профессия, ее ценности, смыслы, эталоны поведения задают определенную социальную «матрицу профессионального поведения» человека как субъекта, выходящую за границы и порою «перекрывающую» другие «поведенческие матрицы» — нормативную этику, личностные отношения, правовые отношения, присяги, клятвы и т. д. [253].


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?