|
8.5. Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства
Совместная деятельность людей как общественно полезный труд преобразует их индивидуальные стили деятельности (ИСД) в стили профессиональной деятельности (СПД). Общностью операционального состава деятельности, мотивационно-смыслового поля, межличностного пространства интегрируют и преобразуют как отдельные предпочтения субъектов, так и целостные проявления их работы и поведения. Интеграция стилей отдельных субъектов предполагает согласованность и сопряженность их активности с социально-психологическими феноменами коллективного труда [248, 251].
Рассматриваемая тема более полно представлена в первоисточниках [248, 251].
Таким образом, проблема стиля — это не только и не столько вопрос индивидуальной деятельности отдельных людей. Это вопросы наиболее эффективной интеграции их активности в совместной деятельности и оптимального согласования индивидуальностей партнеров, оптимального и синергетического согласования личностных и профессиональных потенциалов.
К настоящему времени в психологии изучены и описаны различные виды стилей (когнитивные, эмоциональные, деятельности, руководства, общения, поведения, жизни, перцептивные, реактивные и многие другие). Понимание проблемы стиля сопряжено с широким спектром исследований индивидуальности, личности и ее жизненного пути, разработкой понятий субъекта деятельности, общения, совместной деятельности. Среди разнообразных подходов, сформировавшихся в 1940-1950 гг., можно выделить несколько методологически и методически наиболее последовательных, которые изложены в капитальных трудах и многочисленных публикациях.
Хронологически первым направлением можно считать стили жизни (поведения, активности, саморегуляции). Понятие стиля в психологию введено в начале XX в. А. Адлером для объяснения складывающихся индивидуальных черт, особенностей поведения, динамики жизненных целей человека, способствующих маскировке и компенсации его индивидуальных дефектов (физических, психологических, социальных) и преодолению комплекса неполноценности. Такой стиль формируется стихийно как следствие взаимодействия индивидуальности человека и условий его жизни. А. Адлер отождествлял понятия «стиль жизни», «характер», «личность».
Понимание стиля как личностных диспозиций в последующем изучалось Г. Оллпортом, Р. Стагнером и др. Широко известны периодизации развития и становления возрастных стратегий Ш. Бюллер, Э. Эрик-сона и др. (см. раздел 12.5). В отечественной психологии стили жизни рассматривались как «психологические механизмы социальной жизнедеятельности», как «соединение индивидуальности с условиями жизни», «неповторимость способа жизни, ее организации» [1,2].
Вторым крупным направлением можно считать стили руководства и лидерства, последовательное изучение которых началось в 1939 г. работой К. Левина [98, 171, 248, 251 и др.].
Третье направление — когнитивные стили (КС) (иначе — когнитивные контроли) — зарождается в подходе New Look в начале 1950-х гг., когда объектом исследования психологов становятся именно индивидуальные различия в протекании перцептивных и когнитивных процессов. Когнитивные стили определяются как «устойчивые и постоянные индивидуальные различия в когнитивной организации», «предпочитаемые способы когнитивного анализа и структурирования своего окружения», «профили умственных способностей», «системы когнитивных механизмов, опосредствующих намерения личности и требования объективной ситуации», «проекция личности на познавательную сферу».
Индивидуальные стили деятельности — четвертое направление, разработанное отечественными психологами Е. А. Климовым, В. С. Мер-линым, Е. П. Ильиным, Б. А. Вяткиным, М. Р. Щукиным, Л. Я. Дорфма-ном и др. [51,83,111,112,114,125,170,295]. Это направление отличается от зарубежных «деятельностным», а не «личностным» подходом к определению стиля. Его исходными теоретическими положениями стали идеи Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина о социальной обусловленности развития психики, социальной равнозначности разных биологических задатков, операциональной структуре способностей и возможности их взаимной компенсации.
Е. А. Климов, первым начавший исследование этой проблемы, рассматривал ИСД как «устойчивую систему способов (деятельности)»; или в широком смысле слова — как «индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей... индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [125, с. 49].
В концепции ИСД все особенности деятельности человека рассматриваются как обусловленные его индивидуальными особенностями и предметными условиями рабочего места. В наших исследованиях выявлен более сложный синдром адаптации. Во всех случаях, когда человек активно включен в совместную деятельность, в его ИСД происходят метаморфозы. Первоначально сформированные связи между индивидуальными особенностями и компонентами деятельности разрушаются и преобразуются. Стиль становится не только и даже не столько обусловленным исключительно индивидуальными особенностями субъекта, но уже во многом — сложившейся системой рабочих отношений, индивидуальностью и активностью всех взаимодействующих партнеров. Феномен преобразования ИСД в совместной деятельности был назван стилем профессиональной деятельности — СПД [248].
В концепции стилей профессиональной деятельности (СПД) помимо категорий «субъект» и «деятельность» нами привлекается и более широкое понятие «среда» (под которой подразумеваются ее физические условия, профессиональная деятельность и ее субъекты, их взаимодействия и порождаемые социально-психологические эффекты) [248, 251]. Формальнологические отношения изучаемых явлений в системе психологических понятий можно отобразить в виде пересекающихся окружностей (рис. 8.2).
Взаимодействия субъектов совместной деятельности создают ее новые качества по сравнению с деятельностью индивидуальной — особое строение компонентов деятельности и взаимодействий самих субъектов. При этом компоненты профессиональной деятельности организуются в подструктуры не только вследствие собственных закономерностей, но и под воздействием активности других субъектов. Действия социально-психологического вектора «кооперация — сотрудничество» приводят к более жесткому и устойчивому отбору и распределению по разным зонам пространства деятельности ролей, функций, действий, операций и стратегий субъектов [248].
Своеобразное структурирование деятельности субъектов не ограничивается образованием определенных психологических симптомоком-плексов особенностей — «интегральной индивидуальности» каждого из партнеров, а также их стилей. В пространстве совместной деятельности появляются явная неравномерность, дискретность, противоположность локализации, антагонизм функциональных взаимосвязей ее «единиц» — действий и операций, а также неравномерность распределения активности и физических позиций самих субъектов.
Совместная работа людей приводит к появлению новых социально-психологических эффектов. В общем социально-психологическом интерсубъектном пространстве деятельности происходят обусловленные индивидуальностью и активностью членов контактной группы уникальная организация и распределение трудовых функций, социальных ролей, «позиционирования», «инобытия» (представленности одного субъекта в другом), своеобразие их «ценностных вкладов» друг в друга и в результаты труда, своеобразно выстраиваются отношения сотрудничества-конкуренции, психологические позиции. Эта организация работы и распределение ролей, функций, стилей, позиций закрепляются в симбиотичёских диадах и триадах (устойчивых и «переплетенных» взаимодействиях партнеров), в психологических нишах активности субъектов. Физическое и психологическое пространство совместной деятельности структурируется — все его единицы своеобразно для данной группы людей организуются и «распределяются» [248].
Разным стилям присуща общая иерархическая структурно-функциональная организация: субъективно удобные условия деятельности (СУУД) — структура — тип организации деятельности (ТОД). Адаптация субъекта к деятельности начинается с учета ее неспецифических факторов (режим работы, предпочитаемые партнеры и другие СУУД), и уже на второй ступени идет овладение ее предметными, «техническими» действиями (структурой). Наиболее тонкое и полное уравновешивание, согласование индивидуальности и внешних требований происходит на третьей ступени, ТОД. Однако предметом отдельных исследований стиля субъекта обычно становятся лишь характеристики одного из трех иерархических уровней (например, «стиль принятия решений», «стиль общения» и т. п.), что и определяет ограниченность объяснения данного феномена.
Обычно интегральные схемы стилей строятся иерархически. Внутренним организующим условиям стиля внимание уделяется меньше. Изучение трех важных детерминант стиля — «индивидуально-психологической», «социально-психологической» и «профессионально-технологической» — позволяет выделить вероятную общность структурно-функциональной организации разных стилей (когнитивных, эмоциональных, руководства, поведения, индивидуальных стилей жизни) как их объединяющее основание. В исходном многообразии можно различать четыре основные группы стилей (табл. 8.3):
1) «адаптации» (организации психической деятельности в определенной сфере ее проявления — когнитивной, эмоциональной, моторной, алиментарной)— локальные системы согласования индивидуальности со специфическими внешними условиями. К ним можно отнести когнитивные стили, эмоциональные, стили действия (моторики). Эта группа стилей отражает особенности адаптации человека к среде, проявления его индивидуальности, организации его моторной, эмоциональной и когнитивной сфер;
2) «деятельности» (строятся с учетом объективного строения среды) — системы сопряжения индивидуальности с трудовыми, профессиональными, технологическими системами.
3) «взаимодействия» — системы сопряжения индивидуальности субъекта с социальными структурами, процессами, другими субъектами. Эти стили характеризуют особенности соучастия, взаимодействия человека с другими в социальных и социотехнических системах (стили руководства, педагогической деятельности и т. п.);
4) «отношения» — системы сопряжения индивидуальности с социумом, совокупностью условий жизни (подразумеваются стили жизни, поведения). Они отражают особенности восприятия человеком мира, использования продуктов его деятельности/творчества, личностные смыслы, ценности и др.
Таблица 8.1 Классификация стилей в контексте «стилевого цикла»
Среда (организация среды) |
1 Вид активности субъекта |
Деятельность |
Взаимодействие и общение |
Специфическая среда (обусловленная технологией, формальной организацией) |
Индивидуальные стили деятельности (учебная, спортивная, трудовая) /** /2 |
Стили руководства, педагогической f~~\ деятельности 3 ^( и т. п. |
Неспецифическая среда (неструктурированная) |
Когнитивные, ^ 1 эмоциональные V_ и психомоторные стили |
4у Стили жизни -л^ (поведение, общение, лидерство, социальные роли) |
Стиль жизни можно рассматривать как психологическую систему, обеспечивающую встречу человека с самим собой (как индивидом, субъектом, личностью, индивидуальностью), как оптимальное согласование индивидуальности человека с условиями среды (требованиями учебной или профессиональной деятельности; индивидуальностью партнеров и др.), как психологическую систему активной индивидуальной адаптации человека к среде в ряду разных стилевых проявлений: СЖ > СП > СПД > КС (ЭС, ПМС) [233]. Вероятно, разные стили представляют собой результат интегрирования более частных стилей по принципу вложенных систем. Метасистемой для них выступает стиль жизни как «судьба», как «жизненный путь» личности.
В заключение еще раз обратим внимание на качественную особенность феномена «стиль», отличающую его от других психологических образований. Стиль — не «черта», не «тип», не «характеристика». Стиль есть динамичная психологическая система активной адаптации субъекта к условиям среды. В качестве ее внешних условий могут выступать приемы и способы трудовой деятельности субъекта, элементы корпоративной культуры организации, требования вышестоящего руководства, межличностные отношения в коллективе, равно как и методики обучения и подготовки, реализуемые конкретным преподавателем. Словом, все, что может быть объективно или субъективно значимыми факторами для жизнедеятельности данного человека, все, что имеет определенную «валентность», по К. Левину.
|
|