8.5. Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства

Совместная деятельность людей как общественно полезный труд преобразует их индивидуальные стили деятельности (ИСД) в стили профессиональной деятельности (СПД). Общностью операционального состава деятельности, мотивационно-смыслового поля, межличностного пространства интегрируют и преобразуют как отдельные предпочтения субъектов, так и целостные проявления их работы и поведения. Интеграция стилей отдельных субъектов предполагает согласованность и сопряженность их активности с социально-психологическими феноменами коллективного труда [248, 251].

Рассматриваемая тема более полно представлена в первоисточниках [248, 251].

Таким образом, проблема стиля — это не только и не столько вопрос индивидуальной деятельности отдельных людей. Это вопросы наиболее эффективной интеграции их активности в совместной деятельности и оптимального согласования индивидуальностей партнеров, оптимального и синергетического согласования личностных и профессиональных потенциалов.

К настоящему времени в психологии изучены и описаны различные виды стилей (когнитивные, эмоциональные, деятельности, руководства, общения, поведения, жизни, перцептивные, реактивные и многие другие). Понимание проблемы стиля сопряжено с широким спектром исследований индивидуальности, личности и ее жизненного пути, разработкой понятий субъекта деятельности, общения, совместной деятельности. Среди разнообразных подходов, сформировавшихся в 1940-1950 гг., можно выделить несколько методологически и методически наиболее последовательных, которые изложены в капитальных трудах и многочисленных публикациях.

Хронологически первым направлением можно считать стили жизни (поведения, активности, саморегуляции). Понятие стиля в психологию введено в начале XX в. А. Адлером для объяснения складывающихся индивидуальных черт, особенностей поведения, динамики жизненных целей человека, способствующих маскировке и компенсации его индивидуальных дефектов (физических, психологических, социальных) и преодолению комплекса неполноценности. Такой стиль формируется стихийно как следствие взаимодействия индивидуальности человека и условий его жизни. А. Адлер отождествлял понятия «стиль жизни», «характер», «личность».

Понимание стиля как личностных диспозиций в последующем изучалось Г. Оллпортом, Р. Стагнером и др. Широко известны периодизации развития и становления возрастных стратегий Ш. Бюллер, Э. Эрик-сона и др. (см. раздел 12.5). В отечественной психологии стили жизни рассматривались как «психологические механизмы социальной жизнедеятельности», как «соединение индивидуальности с условиями жизни», «неповторимость способа жизни, ее организации» [1,2].

Вторым крупным направлением можно считать стили руководства и лидерства, последовательное изучение которых началось в 1939 г. работой К. Левина [98, 171, 248, 251 и др.].

Третье направление — когнитивные стили (КС) (иначе — когнитивные контроли) — зарождается в подходе New Look в начале 1950-х гг., когда объектом исследования психологов становятся именно индивидуальные различия в протекании перцептивных и когнитивных процессов. Когнитивные стили определяются как «устойчивые и постоянные индивидуальные различия в когнитивной организации», «предпочитаемые способы когнитивного анализа и структурирования своего окружения», «профили умственных способностей», «системы когнитивных механизмов, опосредствующих намерения личности и требования объективной ситуации», «проекция личности на познавательную сферу».

Индивидуальные стили деятельности — четвертое направление, разработанное отечественными психологами Е. А. Климовым, В. С. Мер-линым, Е. П. Ильиным, Б. А. Вяткиным, М. Р. Щукиным, Л. Я. Дорфма-ном и др. [51,83,111,112,114,125,170,295]. Это направление отличается от зарубежных «деятельностным», а не «личностным» подходом к определению стиля. Его исходными теоретическими положениями стали идеи Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина о социальной обусловленности развития психики, социальной равнозначности разных биологических задатков, операциональной структуре способностей и возможности их взаимной компенсации.

Е. А. Климов, первым начавший исследование этой проблемы, рассматривал ИСД как «устойчивую систему способов (деятельности)»; или в широком смысле слова — как «индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей... индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [125, с. 49].

В концепции ИСД все особенности деятельности человека рассматриваются как обусловленные его индивидуальными особенностями и предметными условиями рабочего места. В наших исследованиях выявлен более сложный синдром адаптации. Во всех случаях, когда человек активно включен в совместную деятельность, в его ИСД происходят метаморфозы. Первоначально сформированные связи между индивидуальными особенностями и компонентами деятельности разрушаются и преобразуются. Стиль становится не только и даже не столько обусловленным исключительно индивидуальными особенностями субъекта, но уже во многом — сложившейся системой рабочих отношений, индивидуальностью и активностью всех взаимодействующих партнеров. Феномен преобразования ИСД в совместной деятельности был назван стилем профессиональной деятельности — СПД [248].

В концепции стилей профессиональной деятельности (СПД) помимо категорий «субъект» и «деятельность» нами привлекается и более широкое понятие «среда» (под которой подразумеваются ее физические условия, профессиональная деятельность и ее субъекты, их взаимодействия и порождаемые социально-психологические эффекты) [248, 251]. Формальнологические отношения изучаемых явлений в системе психологических понятий можно отобразить в виде пересекающихся окружностей (рис. 8.2).

Взаимодействия субъектов совместной деятельности создают ее новые качества по сравнению с деятельностью индивидуальной — особое строение компонентов деятельности и взаимодействий самих субъектов. При этом компоненты профессиональной деятельности организуются в подструктуры не только вследствие собственных закономерностей, но и под воздействием активности других субъектов. Действия социально-психологического вектора «кооперация — сотрудничество» приводят к более жесткому и устойчивому отбору и распределению по разным зонам пространства деятельности ролей, функций, действий, операций и стратегий субъектов [248].

Своеобразное структурирование деятельности субъектов не ограничивается образованием определенных психологических симптомоком-плексов особенностей — «интегральной индивидуальности» каждого из партнеров, а также их стилей. В пространстве совместной деятельности появляются явная неравномерность, дискретность, противоположность локализации, антагонизм функциональных взаимосвязей ее «единиц» — действий и операций, а также неравномерность распределения активности и физических позиций самих субъектов.

Совместная работа людей приводит к появлению новых социально-психологических эффектов. В общем социально-психологическом интерсубъектном пространстве деятельности происходят обусловленные индивидуальностью и активностью членов контактной группы уникальная организация и распределение трудовых функций, социальных ролей, «позиционирования», «инобытия» (представленности одного субъекта в другом), своеобразие их «ценностных вкладов» друг в друга и в результаты труда, своеобразно выстраиваются отношения сотрудничества-конкуренции, психологические позиции. Эта организация работы и распределение ролей, функций, стилей, позиций закрепляются в симбиотичёских диадах и триадах (устойчивых и «переплетенных» взаимодействиях партнеров), в психологических нишах активности субъектов. Физическое и психологическое пространство совместной деятельности структурируется — все его единицы своеобразно для данной группы людей организуются и «распределяются» [248].

Разным стилям присуща общая иерархическая структурно-функциональная организация: субъективно удобные условия деятельности (СУУД) — структура — тип организации деятельности (ТОД). Адаптация субъекта к деятельности начинается с учета ее неспецифических факторов (режим работы, предпочитаемые партнеры и другие СУУД), и уже на второй ступени идет овладение ее предметными, «техническими» действиями (структурой). Наиболее тонкое и полное уравновешивание, согласование индивидуальности и внешних требований происходит на третьей ступени, ТОД. Однако предметом отдельных исследований стиля субъекта обычно становятся лишь характеристики одного из трех иерархических уровней (например, «стиль принятия решений», «стиль общения» и т. п.), что и определяет ограниченность объяснения данного феномена.

Обычно интегральные схемы стилей строятся иерархически. Внутренним организующим условиям стиля внимание уделяется меньше. Изучение трех важных детерминант стиля — «индивидуально-психологической», «социально-психологической» и «профессионально-технологической» — позволяет выделить вероятную общность структурно-функциональной организации разных стилей (когнитивных, эмоциональных, руководства, поведения, индивидуальных стилей жизни) как их объединяющее основание. В исходном многообразии можно различать четыре основные группы стилей (табл. 8.3):

1)  «адаптации» (организации психической деятельности в определенной сфере ее проявления — когнитивной, эмоциональной, моторной, алиментарной)— локальные системы согласования индивидуальности со специфическими внешними условиями. К ним можно отнести когнитивные стили, эмоциональные, стили действия (моторики). Эта группа стилей отражает особенности адаптации человека к среде, проявления его индивидуальности, организации его моторной, эмоциональной и когнитивной сфер;

2)  «деятельности» (строятся с учетом объективного строения среды) — системы сопряжения индивидуальности с трудовыми, профессиональными, технологическими системами.

3)  «взаимодействия» — системы сопряжения индивидуальности субъекта с социальными структурами, процессами, другими субъектами. Эти стили характеризуют особенности соучастия, взаимодействия человека с другими в социальных и социотехнических системах (стили руководства, педагогической деятельности и т. п.);

4) «отношения» — системы сопряжения индивидуальности с социумом, совокупностью условий жизни (подразумеваются стили жизни, поведения). Они отражают особенности восприятия человеком мира, использования продуктов его деятельности/творчества, личностные смыслы, ценности и др.

Таблица 8.1 Классификация стилей в контексте «стилевого цикла»

Среда (организация среды)

1 Вид активности субъекта

Деятельность

Взаимодействие и общение

Специфическая среда (обусловленная технологией, формальной организацией)

Индивидуальные стили деятельности (учебная, спортивная, трудовая) /** /2

Стили руководства, педагогической f~~\ деятельности 3 ^( и т. п.

Неспецифическая среда (неструктурированная)

Когнитивные, ^ 1 эмоциональные V_ и психомоторные стили

4у Стили жизни -л^ (поведение, общение, лидерство, социальные роли)

Стиль жизни можно рассматривать как психологическую систему, обеспечивающую встречу человека с самим собой (как индивидом, субъектом, личностью, индивидуальностью), как оптимальное согласование индивидуальности человека с условиями среды (требованиями учебной или профессиональной деятельности; индивидуальностью партнеров и др.), как психологическую систему активной индивидуальной адаптации человека к среде в ряду разных стилевых проявлений: СЖ > СП > СПД > КС (ЭС, ПМС) [233]. Вероятно, разные стили представляют собой результат интегрирования более частных стилей по принципу вложенных систем. Метасистемой для них выступает стиль жизни как «судьба», как «жизненный путь» личности.

В заключение еще раз обратим внимание на качественную особенность феномена «стиль», отличающую его от других психологических образований. Стиль — не «черта», не «тип», не «характеристика». Стиль есть динамичная психологическая система активной адаптации субъекта к условиям среды. В качестве ее внешних условий могут выступать приемы и способы трудовой деятельности субъекта, элементы корпоративной культуры организации, требования вышестоящего руководства, межличностные отношения в коллективе, равно как и методики обучения и подготовки, реализуемые конкретным преподавателем. Словом, все, что может быть объективно или субъективно значимыми факторами для жизнедеятельности данного человека, все, что имеет определенную «валентность», по К. Левину.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?