12.5. Периодизация жизни и профессионального развития

Периодизация жизни — это научная и практическая проблема, отражающая закономерности физического, психического и духовного развития человека. Являются ли процессы развития лишь развертыванием определенных программ, диалогом человека с обществом или усвоением общественного опыта? Почему весь процесс развития человека делится именно на такие периоды? Какие внутренние противоречия приводят к смене этих периодов? Изменяется ли что-то в этих закономерностях в течение обозримого исторического времени? Вероятно, вопросы периодизации всегда будут оставаться «проблемными» в гуманитарных науках.

В начале прошлого столетия внимание психологов было сосредоточено преимущественно на периодах раннего и позднего детства [15, 29, 49, 145, 221,270, 296, 316 и др.]. В середине XX в. становится актуальным вопрос развития человека в течение всей его жизни. Одно из первых масштабных исследований в этой области провела Ш. Бюллер, изучавшая динамику целеполагания на протяжении всей активной

жизни человека [306]. Согласно Д. Левинсону [313], в течение каждой эры, продолжительностью около 20 лет индивидуум выстраивает структуру жизни преимущественно из своих отношений с внешним миром. Эта структура образует основу образа жизни, служа одновременно границей и связующим звеном между личностью и обществом. В определенные возрастные периоды люди начинают испытывать сомнения и разрушать существующую структуру жизни. Затем они создают новую структуру, соответствующую текущим потребностям.

Роберт Кеган [312] предлагает комплексный подход к рассмотрению развивающегося Я. На его работу повлияли труды Джейн Ловин-гер [314], которая пыталась описать процесс формирования человеком связанных, непротиворечивых представлений о себе и установить, можно ли развитие таких Я-концепций представить в виде последовательности предсказуемых стадий. Согласно Роджеру Гоулду [307], взросление есть процесс отказа от детских иллюзий и ложных предположений относительно уверенности в своих силах и самопринятия. Поведение и жизненно важные решения индивидуума определяет его смысловая сфера. По мнению Э. Эриксона [299], все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития. Каждая из стадий определена той проблемой или кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного хода развития.

В середине XX в. в проблеме периодизации открывается другая актуальная тема — профессиональная карьера. Дональд Сьюпер [322,323] разбил цикл трудовой жизни на пять этапов профессионального пути, исходя из того, какое место работа занимает в нашей жизни на том или ином ее отрезке. Во время профессионального самоопределения человек развивает и уточняет свою профессиональную Я-концепцию.

1.  Этап роста (от рождения до 14 лет): развитие Я-концепции. Дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях. У них появляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.

2.  Этап исследования (от 15 до 24 лет): люди пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях; определить варианты профессиональной карьеры; осваивают профессию.

3.  Этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет): работники стараются занять прочное положение в выбранной ими сфере деятельности.

4.  Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет): люди стремятся сохранить то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.

5.  Этап спада (после 65лет).

Роберта Хейвигхсрста [309] интересовали стадии приобретения установок и трудовых навыков, которые необходимы для того, чтобы стать полноценным работником.

1.  Идентификация с работником (5—10 лет). Дети идентифицируют себя с работающими отцами и матерями, и намерение работать в будущем становится частью их Я-конценции.

2.  Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (10-15лет). Школьники учатся организовывать свое время и усилия для выполнения различных задач, в определенных обстоятельствах начинают следовать принципу: сначала работа, а потом игра.

3.  Приобретение конкретной профессиональной идентичности (15 -25лет). Человек выбирает профессию, готовится к ней, приобретает трудовой опыт, помогающий ему сделать выбор и начать карьеру.

4.  Становление профессионала (25-40лет). Человек совершенствует свое профессиональное мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и движется вверх по служебной лестнице.

5.  Работа на благо общества (40—70 лет). После достижения пика профессиональной карьеры люди начинают задумываться о той гражданской и социальной ответственности, с которой сопряжен их труд, и находить время для выполнения своих обязательств перед обществом.

6.  Размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70лет). После выхода на пенсию люди с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных достижениях.

Несколько позже с точки зрения хронологии предметом научного исследования становятся основные кризисы взрослого человека, сопряженные с его карьерой.

Кризис «вырывания корней» (18-22 года), но Г. Шихи, характеризуется конфликтом желаний, мечтаний молодого человека, с одной стороны, а с другой — стремлением обеспечить свою безопасность и комфорт. «Искания в двадцать лет» (после 23 лет): в поведении начинает доминировать «должно», зависящее от модели родительской семьи, субкультуры и пр. Типичное заблуждение двадцатилетних — убеждение, что выбор профессии сделан окончательно. Попытка «осознать свои тридцать» (с 30 лет) связана с признанием того, что ранее сделанные выборы могли оказаться неудачными, со стремлением обвинить в этом других. Может возникнуть стремление «начать все сначала», конфликтующее с желанием создать семью, построить дом. Кризис «середины жизни» (35-37 лет) — наиболее тяжелый, рубежный: происходят заметные изменения физиологических функций, физические силы угасают, изменяются социальные роли, появляется чувство, что «время начинает сокращаться». Люди все больше беспокоятся о своем здоровье, возникает «потребность в развитии этической грани личности». Позже у человека появляются спокойствие и уверенность, что многое еще впереди. Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины. Обновление или покорность («проблема 45 лет»). При активной жизненной позиции и успешном преодолении предыдущих кризисов к 45 годам появляется чувство стабильности и удовлетворения. Если человек смирился со своим положением, то возникает чувство покорности, но многие события ощущаются как «несостоявшиеся». Новый кризис появится к 50 годам. По если человек поставит себе новую цель (обретет для себя i ювый смысл), то эти годы могут стать лучшими в жизни [293].

Выстраивая общую логику основных кризисов развития человека, Б. Ли-вехуд акцентирует внимание на изменении ценностно-смысловой сферы личности, выделяя следующие фазы: 1) ассимиляции, интеграции, душевного восприятия, роста (до 20 лет); 2) экспансии: переработка опыта характеризуется равновесием между биологической и духовной линиями развития (20-40 лет); 3) социальную, или фазу руководства (после 40 лет): передача своего опыта другим предполагает продолжение психического, духовного развития, но угасание биологического. Духовное развитие является решающим для последней фазы жизни, оно как бы компенсирует угасание биологического развития.

Используя в качестве концептуальной основы пентабазис В. А. Ган-зена, Н. Б. Стамбулова [237] предлагает синтетическую модель профессиональной (спортивной) карьеры.

Характеристики карьеры: 1) временная (длительность); 2) пространственная (генерал изовашюсть, копцентрнрованность); 3) информационная (уровень достижений); 4) энергетическая (психофизиологическая и личностная «цена» карьеры). В частности, можно различать кризисы спортивной карьеры — пять наиболее типичных ситуаций в основной деятельности. 1. После значимого поражения. 2. После значимой победы. 3. Предстартовая ситуация в очень значимых соревнованиях. 4. «Застой» в результатах. 5. Подготовка к уходу из спорта и выбору новой карьеры. Типичные кризисы пе в основной сфере затрагивают семейпо-бытовую сферу, учебу, внутренний мир личности. Косвенные кризисы — необходимость выступать больным, необъективное судейство и др.

Па примере спорта высших достижений Н. Б. Стамбуловой описан эффект «сжатия карьеры»: за сравнительно короткий период (8-20 лет) человек проходит все тс стадии, которые в «обычной жизни» растягиваются на 30-40 лет. Основными вариантами выхода из последней стадии спортив-ной карьеры могут быть как затяжной личностный кризис и личностные деформации, так и успешный старт в других сферах деятельности [237].

Примечательно, что аналогичные стрессогеипыс факторы и типичные кризисные ситуации характерны и для других видов деятельности: крупной перестройки в бизнесе, крупного изменения финансового положения (стало намного хуже или намного лучше, чем было), перехода на совершенно иной вид работы, крупных перемен в служебном положении (повышение, понижение, переход на аналогичную работу), выдающихся личных достижений, начала и прекращения официального образования и др. [ 171, с. 548-549 ].

Признанные отечественные периодизации представлены в работах В. А. Бодрова, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева и др. [34,129,130]. Обобщая их, В. А. Бодров выделяет следующие этапы профессионального развития личности.

1. Допрофессиональное развитие.

1.1. Стадия предыгры — до 3 лет («эпоха раннего детства», но Д. Б. Элысонину).

1.2. Стадия игры от 3 до 6 лет (дошкольное детство).

1.3. Овладение учебной деятельностью — от 6 до 11-12 лет (младший школьный возраст).

На первых трех стадиях формируется личность ребенка как будущего субъекта труда, система регуляции поведения, мо-тивационно-потребностная, когнитивная, эмоционально-волевая сферы.

2.  Развитие в период выбора профессии.

2.1. Стадия оптации (подготовка к жизни, к труду, выбор профессии) — с 11 до 14-18 лет. В этот период происходит овладение системой социально значимых ценностных представлений о построении жизни и профессионального пути, усвоение системы должностных обязанностей с товарищами и взрослыми, активный самоанализ отношения к миру и др.

3.  Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала.

3.1. Стадия профессионального обучения — с 15-18 до 19-23 лет (целенаправленное освоение системы знаний, практических навыков и умений в избранной профессиональной деятельности, формирование ценностных представлений о данной профессиональной общности, развитие и наполнение предметным содержанием будущей профессиональной активности, формирование профпригодности к обучению и к реальной практике — к труду на основе развития ПВК и профессионально ориентированных личностных структур).

3.2. Стадия профессиональной адаптации-- с 19—21 до24-27лет (приспособление к социальным и профессиональным нормам, условиям, процессам трудовой деятельности, дальнейшее развитие самоопределения в избранной профессии, самосознание правильности выбора, согласование жизненных и профессиональных целей и установок, развитие ПВК, специальных способностей, эмоционально-волевых качеств, значимых черт личности профессионала).

3.3. Стадия развития профессионала — с 21-27 до 45-50 лет (совершенствование личностных особенностей профессионала, общих и специализированных психических функций, операциональных качеств, навыков и умений саморегуляции, самооценки, самосовершенствование в целом, формирование и развитие приемов психологического обеспечения трудовых процессов). В. А. Бодров отмечает, что на этой стадии «возникают возможность, необходимость периодического изменения характера трудовой деятельности в связи с развитием технических средств, технологических процессов, организации производства, а также смена видов деятельности (от исполнительской до руководящей). Это влечет за собой перестройку личности профессионала и сопровождается такими особенностями его развития и становления, которые в определенной степени характерны для двух предшествующих стадий».

3.4. Стадия реализации профессионала — с 45-50 до 60-65 лет (стабилизация операциональных и личностной структур, полная или частичная реализация профессионального потенциала. На этой стадии происходит выраженная компенсация отдельных психических функций, индивидуального стиля деятельности, снижается активность, корректируются жизненные цели).

3.5. Стадия спада (с 61-66 лет) характеризуется прогрессивным угасанием активности, интересов, перестройкой жизненных установок, ценностных ориентации и др. [34, с. 191-192].

Е. А. Климов отмечает, что в связи с техническим и социальным прогрессом человек в течение всей своей жизни фактически находится в ситуации выбора профессии, профессиональной переориентации. Причиной этого выступают «существенные изменения содержания труда и технических средств», которые могут вызывать «необходимость доучивания, переучивания и даже смены трудового поста» [130]. Поэтому после первоначальной ориентации и начала работы следующий за ними третий период можно также разделить на четыре части:

•   иодиериод интернала — работник опытный, интересуется делом, успешно справляется со своими профессиональными функциями;

•   мастерства — работник способен решать задачи всего возможного диапазона в нормальных и нештатных ситуациях, для него характерен универсализм, есть индивидуальный стиль, присутствуют высокие разряды, категории, звания;

•   авторитета — работник становится мастером своего дела, с мнением которого все считаются; обретает широкую известность в профессиональном сообществе, отрасли, стране; имеет высокие звания, степени и богатый опыт; возможную потерю здоровья, сил, активности компенсирует привлечение помощников;

•   период наставничества — профессионал окружен последователями, учениками.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?