|
3.9. Парадигмы психологии труда
Все психологические научные дисциплины, имеющие единые онтологические корни, все составляющие психологию труда в широком смысле испытывают на себе сходные воздействия социума и отвечают на них дальнейшим дифференцированием на более узкоспециальные научные подходы и новые зарождающиеся дисциплины. В последующем они характеризуются все большей специализацией и конкретизацией предмета своего исследования и изучают группы отдельных процессов в системе «субъект трудовой деятельности - объект — среда — социум — профессиональное развитие — личностное развитие — самореализация».
Ярким примером может служить эргономика. Как уже отмечалось выше, в 1970-х гг. некоторые специалисты отказывают ей в статусе самостоятельной дисциплины (см. разд. 3.4). В 1990-х гг. эргономика расщепляется на множество дочерних отраслей, а в начале XXI в. она становится одной из наиболее популярных и престижных в плане высшего образования. Она последовательно захватывает в качестве своего предмета все большие сферы жизнедеятельности человека как в процессе труда, так и вне его. Во всех дисциплинах, выросших из родового «корня» психологии труда, в конце XX в. наблюдается тенденция переосмысления и расширения первоначально определенного предмета исследования, изучения его во все более широком социальном и культурном контекстах [59,92, 171, 173,198, 224].
Есть основания говорить и об онтологической взаимосвязи феноменов, подлежащих изучению психологии труда и ее дочерних ветвей. Примером может служить состояние морского флота России, сложившееся в 1990-х гг.:
«...Наиболее интенсивно морской флот развивался с середины 1960-х. Ежегодно советские корабелы строили 60-80 гражданских судов... что позволяло отечественному флоту уверенно держать пятое место в мире по тоннажу и быть самым молодым по среднему возрасту судов. ...Постсоветский экономический спад не мог не сказаться на состоянии флота. Строительство судов резко уменьшилось... Общий тоннаж сократился... вырос средний возраст судов до 22 лет. ...Разрушена до основания сложившаяся в советский период система отдыха и восстановления моряков.
...Основные причины ухода судовладельцев под "удобные" флаги — символические налоги, "мягкие" технические требования к судам, практически полное отсутствие контроля в области трудового законодательства, в частности в сфере зарплат и продолжительности рабочего дня моряков. Из-за ухода национальных флотов под "удобные" флаги серьезно пострадали бюджеты тех стран, откуда эмигрировал судоходный бизнес. При этом возникла угроза ликвидации системы подготовки морских кадров, а также снижения стандартов безопасности судоходства. Продолжается рост аварийности на море из-за недостаточной квалификации экипажей, набираемых на зарегистрированные в налоговых оазисах суда......В настоящее время 90 % экипажей судов, зарегистрированных под российским флагом, не имеют трудовых соглашений» [279 с. 13-14].
Аналогичные взаимосвязи онтологии составляющих труда человека имеют место не только в давних профессиях, но и в новых, еще только зарождающихся, в частности — в частном охранном бизнесе [252,259].
Можно выделить несколько характерных особенностей в становлении выделившихся и тесно связанных с психологией труда дисциплин:
• цикличность развития;
• выделение предмета дисциплины как одной из сфер бытия человека и включение других в последующем;
• тесная взаимосвязь разных отраслей;
• периодическая радикальная смена парадигм, определяемая как развитием гуманитарных дисциплин, так и изменением социального запроса.
В процессах развития и взаимодействия научных дисциплин о труде очевидно проявляется та особенность диалектики отношений разных «разделов», «подходов», «направлений», «явлений» реальности, которая когда-то была названа К. Марксом «двойственностью качественной определенности». Смысл этого явления в том, что сравнительно независимые, равноправные, автономные части системы в определенных ситуациях могут входить друг в друга как субдоминанты в доминирующую систему на правах ее подсистем и рассматриваться наукой как таковые. В других ситуациях их отношения могут меняться на противоположные: субдоминирующая ранее система на правах актуальной доминанты интегрирует в свой состав экс-доминантную систему. Поясним на примерах.
Инженерная психология, выделившись и оформившись как самостоятельная дисциплина, расширяя свою предметную сферу, включает в нее проблемы отбора и профессиональной подготовки операторов, их реабилитацию и восстановление, учет образа жизни, построение профессиональной карьеры, формирование личности специалиста, социально-психологические феномены совместной деятельности [61, 200, 239 и др.]. Организационная психология зачастую вторгается в предметную область психологии труда [120, 121, 181]. Эргономика в своем развитии настойчиво осваивает сферу компетентности организационной психологии и идет дальше -в сферу субъективных представлений и ожиданий потребителей товаров и услуг [132,172, 275].
Интегральный характер психологии труда как сущностная характеристика устойчиво транслируется в ее «дочерние» ветви и далее — «внучатые» научные дисциплины о труде как процессе и человеке — как его субъекте. Скорее, в этой устойчивой особенности дисциплин о труде проявляется научная рефлексия объективной сложности феномена «труд», интегрирующего в себе происхождение человека и его историю, экономику и культуру исторической эпохи.
Так, одной из первых и ключевой в инженерной психологии стала проблема распределения функций между человеком и машиной, сформулированная П. Фитцем в русле машшюцентрического подхода. Через два десятилетия А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов предлагают принципиально иное понимание, оформленное как антропоцентрический подход. Еще через три десятилетия эта проблема становится вновь актуальной в связи со значительным ростом потенциала техники и появления сложных человскомашинотехнических комплексов, порождающих новые системные свойства, которые невозможно было учесть при их разработке.
Существенно изменяется предмет научных дисциплин. Так, первоначально психология труда ориентировалась на изучение человека как индивида и как субъекта, инженерная психология — как субъекта, эргономика — как индивида и как субъекта, профессиональное консультирование — как индивида и как личности, профессиональное обучение — как индивида и как субъекта, организационная психология — как личности и как субъекта. В последующем в предмет каждой из этих дисциплин включат всю антропологическую тетраду, все формы бытия человека — как индивида, как субъекта, как личности, как индиви-дуалглюсти, а также условия его развития и самореализации.
В I960-1990-х гг. конструкторы техники еще нередко просто игнорировали рекомендации психологов |61,200]. Тем не менее инженерная психология и эргономика, успешно осваивая обширное пространство физических факторов труда, уверенно перешли «рубикон» субъективных факторов субъективного комфорта, эстетических представлений и т. п. Эти дисциплины начинают активно осваивать области субъективных представлений потребителя и заказчика о должном [132, 240, 303]. Следовательно, ей суждена долгая жизнь. Эргономика сама становится дисциплиной, в недрах которой вызревают новые самостоятельные отрасли.
|
|