|
7.7. Парадигмы психологии труда
Исторически изменяются содержание труда человека и характер нагрузки на разные функциональные системы человека. Можно обозначить вектор кардинальных изменений в минувшее столетие: «насыщение труда новыми смыслами и его восприятие как формы личностной самореализации — усложнение технологий профессионального труда». Это путь восхождения человека от состояния индивида, борющегося за свое физическое существование и желаемый социальный статус в жестко заданных физических и социальных условиях, к состоянию человека как активною субъекта своей жизнедеятельности. Это путь его восхождения от работника-исполнителя к состоянию специалиста, далее — профессионала и далее — Мастера и Творца.
На очевидно, что такое восхождение субъекта труда не может быть достигнуто лишь в пространстве деятельности. Началом такого восхождения, видимо, может быть изменение пространства личности и ее новообразований (самоактуализация, самоэффективность, самореализация, активность человека как субъекта своей жизнедеятельности, надситу-ативная активность, состояние «акме» и др.), органично сочетаемого с «пространством деятельности».
Исторические изменения организации и содержания труда, образа жизни людей, траекторий профессиональной карьеры открывают перед психологией труда как научной дисциплиной новые и сравнительно малоизученные области — информационные и эмоциональные перегрузки, высокий темп, непривычный ритм, изменения часовых поясов, климатических условий, корпоративной культуры и многое другое.
Основная тенденция развития научных дисциплин о труде на рубеже XX-XXI вв. — расширение традиционного предмета, включение в предмет исследования новых реалий, переход к целостному изучению феноменов, выход в междисциплинарные области. Такие тенденции характерны и для всех психологических дисциплин (см. гл. 3). Они присущи и социологии, и физиологии. «...Общая тенденция развития физиологии труда — расширение ее задач, переход от изучения рабочих операций и их сочетаний к общей характеристике физиологического состояния человека......Включение в орбиту внимания... не только рабочего дня, но и периода отдыха, изучение всего жизненного стереотипа человека» [231, с. 22].
|
|