4.5. Парадигмы психологии труда

Обобщая обзор темы «Профессия, трудовой пост и рабочее место» и ее научной рефлексии, выделим несколько существенных аспектов.

Содержание и организация труда людей исторически изменчивы. Соответственно, изменяются и все его производные, в том числе профессия, трудовой пост, рабочее место, работа и др. Если еще в XIX в. врач, инженер, архитектор и другие специалисты, имеющие высшее образование, часто выступали как профессионалы-универсалы, то в середине XX в. уже доминировала тенденция узкой специализации, а в конце — стали обозначаться тенденции новой интеграции (двойные специальности врачей, учителей и др. специалистов; нормой становится второе высшее образование).

Последовательная дифференциация рабочих мест и трудовых постов на протяжении пяти веков являлась прямым следствием машинного производства и развитием технологий труда. Она была одним из мощнейших потенциалов социально-экономического развития общества, открытым в XV-XVI вв. Этот потенциал успешно использовался до середины XX в., но во второй половине столетия стал обнаруживать свои ограничения, вступая в конфликт с новыми требованиями по содержанию и организации труда, например, конвейерного производства.

В более частном историческом формате в масштабе одной профессии также имеют место периодические изменения структуры трудовых функций субъекта и в целом — структуры эргатических функций, которые сопровождает каждый квалифицированный труд. Конструктивные решения комплекса возникающих проблем содержания и организации труда в период 1950-1990-х гг. находили свое воплощение в следующем:

•   перераспределении функций между человеком и машиной;

•   изменении условий рабочей среды;

•   активной интеграции субъектом той или иной части трудовых функций;

•   создании гибких технологических линий, гибких графиков работы;

•   компьютеризации и активном использовании оргтехники;

•   активизации различных каналов и средств деловой коммуникации;

•   становлении гибких структур управления (делегирование обязанностей, временные проектные группы, латентные управленческие команды и др.);

•   развитии и расширении сферы социально-психологической активности работников;

•   активном использовании разнообразных средств и форм восстановления и профессиональной реабилитации.

Вышеназванные процессы относятся к полюсу «объект» рассматриваемой нами базовой системы дисциплины «субъект — объект». Но и на втором полюсе системы, На полюсе «субъекта», на протяжении XX в. происходили кардинальные изменения, сопровождающие профессиональное становление и развитие специалиста. Как следствие, к концу XX в. нормой становится периодическая смена человеком через 4-7 лет места работы, должности, организации, специальности. Рефлексия исторических изменений в содержании и организации труда сделала нормой, в частности, проектирование гибкой и вариативной профессиональной карьеры специалиста, модульной системы профессиональной подготовки, становлении систем постоянной профессиональной переподготовки и пр.

Еще раз подчеркнем: все составляющие труда, в том числе триада «профессия — трудовой пост — рабочее место», исторически изменчивы. Но их генезис и детерминанты развития различны, что отчасти и объясняет сложность их научного отражения. Можно говорить о тенденции расширения используемых учеными атрибутов профессии и трудового поста. Так, Е. А. Климов в середине 80-х гг. прошлого века выделял четыре характеристики, а Н. С. Пряжников в начале XXI в. — шесть, но уже очевидно, что этот перечень не есть конечное множество (см. раздел 4.2). При расширяющейся полноте изучения феномена можно констатировать своеобразный парадокс:

1) сложность и неоднозначность феномена, в разных национальных культурах фиксируемого посредством разных понятий («профессия», «занятие», «работа»);

2) заметные расхождения у разных авторов в их интерпретации содержания этого феномена;

3) историческое изменение содержания феномена, а также общественной оценки его разновидностей, его проявлений (про-явле-ний), связанных с внешними критериями (престиж, социальный статус и т. п.).

Признавая объективную сложность полноты отражения сущности каждой из составляющих триады (профессии, трудового поста и рабочего места), с позиции формального логического анализа их обозначающих понятий можно констатировать:

•  профессия есть общее, относительное, собирательное (в настоящих условиях профессия уже не мыслится вне отдельных специализаций), положительное понятие;

•  трудовой пост — общее, относительное (то есть связанное с профессией), несобирательное, положительное понятие;

•  рабочее место — единичное, относительное (то есть связанное с профессией, трудовым постом, технологиями и организационной культурой), положительное, несобирательное понятие.

Понятие «профессия» есть собирательное понятие, абстракт, не имеющий четких границ. Ему соответствует категория «общее».

Понятие «трудовой пост» есть абстракт, не имеющий четких границ, которому соответствует категория «особенное».

Понятие «рабочее место» есть конкретный эмпирический факт, которому соответствует категория «единичное».

Феномены «профессия» — «трудовой пост» — «рабочееместо» можно рассматривать как системную триаду. Выделенная Е. А. Климовым двучленная структура (профессия/трудовой пост) должна быть дополнена еще одной системой — рабочим местом. Все последующие выделяемые их признаки целесообразно производить с учетом связей данной системной триады. Содержание выше рассматриваемых феноменов, как уже отмечалось, нуждается в серьезном методологическом анализе.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?