2.5. Парадигмы психологии труда

Рассматривая триаду трех линий развития дисциплины, триаду «трех историй» — зарубежной, отечественной психологии труда и отдельной отрасли — авиационной психологии, можно констатировать следующие особенности дисциплины:

•   тесную связь с социальной практикой, тесную зависимость ее методологии и методического аппарата от структуры социального заказа;

•   преобладающую роль социального заказа в развитии дисциплины на протяжении первой половины XX в., сравнительно с ее внутренними дисциплинарными потенциями;

•   высокую динамичность, мощный потенциал дисциплины, ее способность быстро «развернуться» в ограниченные сроки и достаточно успешно решать новые, масштабные и разнообразные научно-практические задачи;

•   волнообразную, иногда скачкообразную динамику развития соответственно масштабу социальных задач;

•   дифференцированное развитие: выдвижение вперед и последующее отделение специфических областей, направлений дисциплины с дальнейшей специализацией в границах предметной области и развитием собственного методического инструментария. Даже сравнительно короткий период полноценного развития (20-30 лет)

может создавать предпосылки для зарождения в недрах родовой дисциплины отдельных самостоятельных направлений, в последующем оформляющихся в самостоятельные, как правило, интегральные дочерние дисциплины;

•   заимствование базовых методологических принципов («философских оснований науки», по В. С. Степину) из других отраслей психологии. Фундаментальные психологические идеи в рамках дисциплины не зарождались. Она пока остается в стадии интегральной научной дисциплины (то есть отчасти эклектичной, не согласованной во всех своих звеньях, подходах, не пронизанной единой сетью «теоретического знания», не имеющей единой «профессиональной картины мира», единого понятийного аппарата);

•   то, что в процессе развития дисциплины накоплен колоссальный эмпирический и методический материал, позволяющий выстраивать общий «жесткий каркас» знания (П. Я. Гальперин).

Социальные катаклизмы (Первая и Вторая мировые войны, экономические кризисы) не только не прервали поступательного развития психологии труда, но, напротив, сыграли роль предпосылок и катализаторов развития дисциплины. В США психотехника и индустриальная психология получили широкое распространение, в частности, благодаря масштабному и успешному опыту комплектования подразделений американской армии в период Первой мировой войны. Еще более масштабны Г) опыт и авторитет психологи обрели, участвуя в комплектовании армии в период Второй мировой войны.

В разных профессиональных сферах проявляются последовательные триады научно-практических задач (в рамках дисциплины), о которых мы уже упоминали выше: отбор кандидатов (экстренное распределение человеческих ресурсов), их профессиональная подготовка, психологическое сопровождение деятельности специалистов.

Следствием становления психологии и других гуманитарных дисциплин являются изменения в общественных представлениях и картине мира людей в целом, выделяются новые ценности и оформляются новые смыслы социальной деятельности, определяются направления общественного движения и его цели. Последовательное развитие науки предопределяет становление новых классов гуманитарных технологий, кадровых технологий в частности.

На протяжении XX в. складывалась тенденция расширения контекстов при анализе специалистами процессов в системе «субъект — объект», перевод отношений вектора «человек — техника» в многомерное пространство векторов «человек — техника — среда (физическая)», «человек — техника — среда (социальная, социально-психологическая), «человек —технологии — организационнаякультура-потребитель (товаров или услуг)». Начинается выход в субъективное пространство других людей, выступающих потребителями продуктов деятельности специалистов.

В конце XX в. произошел принципиальный переход к анализу взаимодействия всех основных компонентов поведения и деятельности отдельных работников и политики компании в целом на рынке товаров и услуг. Исторически менялось не только представление об отдельном работнике как об индивиде и субъекте труда. Изменилось представление о качествах «суммы работников», о социально-психологических и социальных ресурсах контактных социальных групп, о ресурсах разной функциональной организации рабочих групп и трудовых коллективов согласно вектору: рабочая сила — кадры — персонал — человеческие ресурсы.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?