10.2. Особенности деятельности в системах «человек - техника»

Именно проблемы адаптации людей к профессиям этого типа послужили серьезной причиной признания необходимости профессионального отбора. Уже в начале XX в. было замечено, что не все люди способны эффективно выполнять определенный круг профессиональных задач в производстве и на транспорте. Ранее уже отмечалось, чтоб 1950-1960-х гг. «человеческий фактор» был выделен как основная причина надежности функционирования технических систем. Постепенное усложнение профессиональных задач управленцев разных категорий (руководителей, менеджеров) способствовало применению психологического отбора и в этой сфере труда.

По оценкам зарубежных экспертов, после введения предварительного тестирования людей брак на производстве снижается на 25-40 %, аварийность в промышленности и на транспорте — на 40-70 %, надежность систем управления повышается на 20-25 %, затраты на подготовку специалистов уменьшаются на 30-40 %. И хотя задачи, поставленные перед психологами, не всегда решаются в полном объеме, всегда достигался значительный выигрыш материальных средств и времени, а также сохранение здоровья и жизни людей [35, 69, 75, 139].

Задачи психологического отбора в профессиях типа «человек — техника» успешно решаются при использовании сравнительно простых алгоритмов. Их применение определяется рядом условий. При инженерно-психологическом проектировании технических средств и самой деятельности оператора закладываются стандарты, определяющие объем и время для переключения внимания, время принятия решения, колебаний работоспособности, в определенных ситуациях учитываются также анатомические особенности исполнителя. Таким образом, технические характеристики средств отображения информации, органов управления, рабочего места, типовых и аварийных производственных ситуаций позволяют определять необходимый уровень развития профессионально важных качеств субъекта и опираться в последующем на уже известные при конструировании техники количественные параметры его профессиональной пригодности.

Эргономический подход в аспекте адаптации технических средств к психофизиологическим особенностям человека, оптимизации режимов труда и отдыха, реализация принципа «активного оператора» и — как его развитие — активного субъекта деятельности позволяют несколько снизить жесткость требований к профессиональной пригодности работника. Исключением пока остаются «особые» профессии, или профессии первого типа, по К. М. Гуревичу, и профессии с экстремальными и субэкстремальными условиями [35,69,75,139,199,200].

Рассмотрим профессиографию и профпригодность с позиции личностных профилей, полученных с помощью теста 16PF Р. Б. Кеттелла у успешных работников — инженеров, представителей разных специальностей (табл. 10.2). Разнообразие трудовых функций инженера и опосредующая роль техники выражаются в широком диапазоне желательных личностных качеств. Требования профессий этого типа к коммуникативным умениям и навыкам субъектов, согласно данным диагностики, не всегда имеют доминирующее значение. Для профессий типа «человек — техника» к ПВК можно относить интеллект (причем более высокие показатели отмечаются в более технологичных профессиях — у инженеров-электриков и полиграфистов), ответственность и осмотрительность, самоконтроль эмоций и поведения — факторы В, F, G, Q3 (см. табл. 10.2).

Поскольку должность «инженер» предполагает выполнение определенных управленческих функций, ПВК субъектов должны как-то отражать типовые личностные профили как вышестоящих руководителей, так и подчиненных. Очевидно, что личностные особенности, профессиональная квалификация, образование типичных подчиненных инженера-элек^ трика, инженера-полиграфиста и инженера-строителя отличаются, что и находит свое отражение в личностных профилях рассматриваемых специалистов. С учетом складывающихся норм поведения, корпоративной культуры вследствие «естественного отбора» инженеров-строителей их личностные особенности представляются вполне логичными (сравнительно невысокий интеллект, ответственность, совестливость).

Характер профессиональной ментальное™, межличностных взаимодействий в трудовом коллективе, безусловно, сказывается в любой профессиональной деятельности. Рассмотрим эти отношения на примере профессий, связанных с физическим механизированным трудом (см. табл. 10.1). Вчетырех профессиональных группах основные трудовые функции субъектов связаны с управлением транспортом. Но в отличие от водителей грузовых машин машинист и водитель-инкассатор осуществляют их в составе бригады. Роль бригадной формы труда предполагает активную коммуникацию и выраженность соответствующих личностных качеств людей (общительность, доминирование, самоконтроль и др. — факторы А, Е, Q3), большую прагматичность, консервативность, склонность к регламентированному поведению (факторы М, QJ.

Согласно полученным личностным профилям (см. табл. 10.1) видно, что успешный водитель грузового транспорта может не оказаться таковым за рулем автомобиля инкассации. Эта деятельность осуществляется в составе бригады, где более высока вероятность возникновения стрессовых и экстремальных ситуаций. Она предъявляет более высокие требования к самоконтролю и согласованности действий группы людей, к психологической компетентности и эмоциональной устойчивости субъектов труда. Более высокая «цена» профессиональной ответственности машиниста локомотива, чем у водителя грузового транспорта, также наглядно отражается в более высоких тестовых показателях соответствующих личностных качеств (см. табл. 10.1).

Сравним особенности разных рабочих мест. Водители грузового транспорта — представители индивидуальной трудовой деятельности. Они имеют наибольшую «степень свободы» по сравнению с другими рассматриваемыми профессиональными группами: сравнительно гибкий рабочий график, маршруты движения, свободу парковки, использование автотранспорта в личных целях и др.

Деятельность водителей администрации губернатора во многом характеризуется противоположными условиями. Особые требования к ПВК определяет класс пассажиров, сидящих рядом, и особенности общения с ними — первыми лицами региона, длительные и неопределенные по времени командировки, ограничения на общение с друзьями, родственниками и т. д. Автомобиль постоянно сопровождает охрана, маршруты контролируются МВД, ФСБ. Водителям нужно ладить и подчиняться нескольким руководителям (прямому и непосредственному, начальнику службы безопасности, губернатору или его заместителю, а в экстремальной ситуации — даже рядовому сотруднику личной охраны).

Работа водителя автомобиля инкассации жестко регламентирована и формализована во всех отношениях (время движения с точностью до минуты, четко очерченные маршруты, периодические выходы на радиосвязь с оперативным дежурным и др.). Вероятно появление экстремальных ситуаций. Ношение табельного оружия, необходимость систематических тренировок в спортивном зале, в тире и т. п. обуславливают специфические требования к человеку.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?