|
Глава 3. Психология труда: основные составляющие научной дисциплины
3.1. Основные разделы психологии труда
Зарождаясь как психотехника в начале XX в., самоопределяясь как психотехника, индустриальная и промышленная психология в 1920-1930-х гг., возрождаясь как психология труда в 1950-1960-х гг., эта дисциплина по-прежнему тесно соседствует в потоках своего развития и плотно переплетается с плеядами самоопределившихся и появляющихся новых дисциплин: инженерной психологией, эргономикой, организационной психологией, психологией управления, экономической психологией, менеджментом, психологией профессий и др. [56, 181, 251 и др.].
Можно ли уверенно определить настоящее состояние современной психологии труда, ее фактическую структуру, четко очерченную предметную область, методологию, то есть то, что и определяет статус самостоятельной научной дисциплины? Сопоставляя два хронотопа, два определения ведущими специалистами предметной области дисциплины, ее ключевых проблем и задач в разные годы (1970-е гг. и начало XXI в.), легко видеть ее заметные флуктуации даже на протяжении менее 30 лет.
Хронотоп-19/79: «...Основные задачи, стоящие перед психологией труда в прикладных исследованиях, — это гуманизация труда и повышение его производительности. ...Теоретическим фундаментом для решения прикладных задач должны служить исследования в области следующих научных проблем.
1. Изучение путей становления гармонии между человеком и его профессией.
2. Изучение структуры и динамики профессионально значимых свойств индивида и личности.
3. Изучение структуры умений и навыков, обеспечивающих решение профессиональных задач в оптимальных и экстремальных условиях...
4. Изучение структуры трудовых установок и мотивов трудовой деятельности.
5. Изучение структуры состояний человека в труде и динамики этих состояний.
6. Изучение взаимосвязей индивидных свойств, отношений личности и психических состояний как фактора успешности и безопасности труда» [81, с. 11,13].
Хронотоп-2004: «...В качестве ключевых проблем современной психологии труда можно выделить:
1) психологическое профессиоведение (принципы, методы психологического изучения отдельных профессий; классификация профессий);
2) развитие человека как субъекта труда (формирование трудоспособности, трудовое воспитание, функциональное развитие субъекта труда, психология в обучении и переобучении, оценка компетентности, психология профессионального развития личности, кризисы и конфликты);
3) дифференциальную психологию труда (проблемы прогнозирования и оценки профпригодности, формирование эффективного индивидуального стиля деятельности, психология профотбора, аттестации и карьерного консультирования);
4) психологию в проектировании, оценке и рационализации труда и его компонентов, управление качеством продукции;
5) психологию работоспособности человека, оптимизации функциональных состояний (преодоление профессионального стресса, мо-нотонии, адаптация и дезадаптация в труде и пр.);
6) психологию в профилактике травматизма и аварийности;
7) психологию трудовой мотивации;
8) психологию группового субъекта труда.
...В той мере, в какой указанные проблемы встречаются в отраслевых направлениях психологии (юридической психологии, психологии спорта, психологии искусства, авиационной психологии, военной психологии, психологии торговли, транспорта и т. д.), психология труда оказывается в роли связующей дисциплины, науки, разрабатывающей общие теоретические 1 годходы, методы исследования и практические технологии. В этом смысле психология труда разрабатывает фундаментальные основы психологической практики» [181, с. 34-35].
Современная психология труда активно развивается. В ней появляются все новые подходы, направления, нередко выделяющиеся в процессе развития как самостоятельные дисциплины:
• развитие субъекта деятельности и психология профессионализма [39,75,161,162];
• развитие человека в труде, психологическое пространство профессионального и личностного самоопределения [34,35,197,199,239];
• особые условия деятельности [75];
• операционально-смысловые структуры опыта, перцептивный мир специалиста [93, 204, 276, 239];
• акмеологические инварианты профессионализма [75];
• системный подход к проектированию социотехнических систем, рабочая нагрузка и ее измерение, функциональные состояния, профессиональный стресс [33,51,60,61,80,103,143,165,166,167,183];
• профессиональное обучение и перенос навыков [217, 283, 284, 285, 295];
• удовлетворенность трудом, мотивация, смыслы труда, его субъективная значимость [126, 201, 209, 210J;
• теория, методология и методы определения профессиональной пригодности [34, 35, 95];
• информационные технологии и человеческие факторы в компьютерных системах [60, 175] и др.
Очевидно, что интенсивное развитие дисциплины должно соответственно рефлексироватъея учеными. В первом разделе первой главы мы упоминали о назревающей необходимости различать два масштаба психологии труда как «комплекса научных дисциплин», предмет и методы исследования которых на протяжении XX в. все более различаются и расходятся. Представляется целесообразным прямо обозначить и разделить два исторически сложившихся разных плана, два контура современного состояния психологии труда — внутренний структурирующий и внешний связующий.
Первый из них традиционно ориентирован на изучение деятельности отдельного человека как индивида, как субъекта труда, как личности, как индивидуальности.
Второй план ориентирован на изучение трудовой деятельности человека в широком социальном, экономическом, культурном, историческом, организационном и других контекстах.
В связи с этим первый, внутренний структурирующий план состояния дисциплины целесообразно называть психологией труда в узком смысле. Внешний же, связующий, интегрирующий в себе новые, смежные и далекие друг от друга дисциплины план оправданно обозначить как психологию труда в широком смысле слова.
Разделив два плана актуального состояния науки, можно точнее обозначить «координаты» и специфику основных составляющих нашей дисциплины в ее широком смысле.
Обобщая содержательно разнородный научный материал, обозначим наиболее крупные линии развития и дифференцирования научных дисциплин. С учетом истории и традиции классификации выделим семь основных «компонентов» — шесть оформившихся и уже давно заявивших о себе составляющих психологии труда в ее широком смысле и один — как ближайшие вероятные перспективы развития (рис. 3.1).
Содержание каждой из составляющих определяется доминированием учитываемых условий труда, состояний и качеств субъекта, ключевых параметров деятельности. Так, например, оценка роли внешних физических факторов физической среды (время, пространство, цвет, освещенность, вибрации, загазованность и др.) в деятельности человека-деятеля предполагает обращение ученого к эргономике. Изучение деятельности и поведения субъекта, погруженного в интенсивную эмоционально насыщенную информационную среду, входит в компетенцию инженерной психологии. Актуализация социально-психологических и организационных факторов совместной профессиональной деятельности людей предполагает использование комплексного подхода, присущего организационной психологии.
Очевидно, что психология труда в широком смысле постоянно испытывает пульсирующие воздействия на ее состояние как последовательно развивающихся традиционных, «классических» психологических дисциплин, так и интегральных, «новых» научных дисциплин (см. рис. 3.1). Достижения возрастной психологии не могут не сказываться на понимании содержания и динамики развития профессионально важных качеств (ПВК), дифференциальной психологии — на представлениях о стойких психологических особенностях (свойствах нервной системы и темперамента, особенностях деятельности анализаторов), общей психологии — на понимании сущности психических состояний и функциональных состояний человека, связанных с трудом (стресса, монотонии, утомления, пресыщения и др.). С другой стороны, развитие новых интегральных дисциплин (акмеология, андрогогика и др.) не может не отразиться на понимании в психологии труда профессионализма субъекта, его детерминант и составляющих, на технологиях профессионального обучения, подготовки и переподготовки кадров и др.
Вместе с тем очевидно, что спектр научных дисциплин, определяющих психологию труда в широком смысле слова, также изменчив во времени и последовательно расширяется. В середине XX в. ведущую роль, вследствие технического перевооружения производства, обрела инженерная психология. Именно в этой области были сосредоточены наиболее квалифицированные научные кадры, велись масштабные исследования [см. 34,35,61,93,103,199]. В 1960-1970-е гг., в связи с актуализацией «человеческого фактора», на лидирующие позиции выходит эргономика, обретающая все большую автономию, с 1980-х гг. — организационная психология, ставшая самостоятельной дисциплиной. С 1990-х гг. по настоящее время наиболее динамично развивающейся научной дисциплиной является профессиональное обучение взрослых.
Можно предположить, что условное разделение дисциплины на психологию труда в узком и психологию труда в широком смысле слова также оправданно и связано с особенностями ее предмета. Предметом ее исследования всегда будет оставаться человек как отдельный индивид и как субъект, взаимодействующий с предметом и средствами труда. Психология поступательно будет продвигаться навстречу его индивидуальности (психофизиологической организации, особенностям мотивации, квалификации, профессиональной карьере, личностному развитию).
Исторически меняется содержание труда вследствие изменения его технологий. Со временем неизбежно изменятся условия труда человека как субъекта. Уже сейчас ученые обсуждают такие актуальные вопросы, как гибкий рабочий график, частичная занятость, вариативность условий рабочего места («виртуальные рабочие места», «виртуальные работники») и др. Очевидно, что спектр этих вопросов всегда будет оставаться прерогативой психологии труда, не теряющей своей актуальности со временем. Скорее напротив, каждая историческая эпоха будет вносить новые и новые «вводные», требовать введения новых координат измерения.
Изменчивы социально-психологические аспекты труда. Человек не существует в обществе как изолированный индивид, даже если он занят индивидуальной трудовой деятельностью и выполнение его трудовых функций не предполагает тесного взаимодействия с другими людьми [60,61,91,93,183, 239,248]. На его психологическом и психофизиологическом состоянии неизбежно будут сказываться социальные факторы — от «внешней социальной среды» (статус, престиж профессии, наименование должности, образовательный ценз, статус организации в обществе и пр.) до «внутренней» (психологический климат, групповые нормы, отношения с коллегами и руководством и пр.). Серьезные коррективы внесли такие глобальные исторические изменения организации труда, как сокращение продолжительности рабочей недели, сокращение доли тяжелого физического и неквалифицированного труда и внедрение высоких технологий, компьютеризация производства, миграции рабочей силы («диверсификация»), сокращение рабочей недели, интенсификация профессиональной деятельности, возрастание интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, усиление контроля за продуктивностью работы каждого человека в течение дня и т. д. Очевидно, что это будет порождать новые и новые вопросы, на которые наука должна находить новые и новые ответы.
Таким образом, в психологии труда молено ожидать последовательное «развертывание», усложнение и изменение нового содержания ее ключевой формулы — системы «субъект — объект».
|
|