|
3.5. Организационная психология
Дальнейшее развитие психотехники, индустриальной (промышленной) психологии и последовательное внедрение достижений гуманитарной науки в практику не могли не привести к осознанию и признанию весьма неоднозначной роли социальной среды, окружающей человека-деятеля. С 1930-х гг., с начала становления «школы человеческих отношений», все чаще и все более убедительно ученые говорят о совокупности социальных и социально-психологических детерминант труда человека, среди которых выделяют межличностные отношения, психологический климат, стиль руководства, организационную структуру и многое другое. Начало 1960-х гг. знаменуется становлением новой самостоятельной ветви психологии труда — организационной психологии, или психологии организационного развития.
Организационная психология является прикладной отраслью психологии, изучающей основные аспекты деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации.
Предметом исследования организационной психологии являются разнообразные психические феномены и поведение людей в организациях, а также факторы, их детерминирующие. Проблема эффективности работы предприятия в организационной психологии рассматривается на разных уровнях: предприятия в целом, рабочей группы и отдельного индивида [98,116, 157,181].
Объектом организационной психологии являются прежде всего социальные организации, среди которых выделяют административные, союзные, ассоциативные, поселения, различающиеся по целям, форме образования, функционирования и др. [98, 116, 157]. В крупных социальных организациях (учреждениях, предприятиях, фирмах), в свою очередь, можно выделить несколько их подструктур: институциональную, технологическую, формальную, неформальную, внеформаль-ную [98,116]. Напомним, что, в сравнении с приоритетами психологии труда (см. раздел 3.2), организационная психология ориентирована на изучение людей, их поведения, работы, коммуникаций, ценностей, мотивации в специфических условиях конкретных организаций в масштабе микро-, мезо- и макроуровней их жизнедеятельности [56, 120,121].
Социальная организация в широком смысле представляет собой сознательно координируемое социальное образование, имеющее определенные границы и функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общих целей членов сообщества. Необходимость научного подхода к системному изучению и решению проблем организаций определяется тем, что основными моментами их функционирования и развития являются неоднозначные процессы взаимодействия людей, имеющих различные цели, интересы, потребности, взгляды.
В организационно-психологических исследованиях рассматривается ряд взаимосвязанных положений:
1) поведение отдельных работников зависит не только от их индивидуальных особенностей, но и от внешней среды, особенностей самой организации и функционирующих в ней групп;
2) эффективность организации определяется деятельностью ее персонала;
3) одним из путей повышения согласованности и координации деятельности является формирование «организационного поведения» людей, соответствующего корпоративной культуре данной компании (фирмы, предприятия);
4) научный подход способствует более успешному решению проблем организации, возникающих вследствие ее развития и развития общества;
5) сущность организации и сущность субъекта деятельности исторически изменчивы, как и представления о них ученых и практиков.
Понятие «организация» (от лат. organize — «сообщаю стройный вид», «устраиваю») имеет несколько основных значений:
1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловливающих его строение;
2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур [268].
В контексте организационной психологии эти значения можно рассматривать как предмет науки (объединения людей), ее метод (совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого), цели и результаты (внутренняя упорядоченность, согласованность).
Понятие «организация» применяется к биологическим, социальным, социотехническим, техническим и другим объектам в связи с изучением и управлением их динамическими характеристиками, связанными с функционированием и развитием. Формально содержание организационной психологии можно раскрыть как развитие и специфическое распредмечивание исходной формулы психологии труда как системы «субъект — объект» в более развернутую форму: система «субъект — объект [организация — технологии деятельности — коммуникации — внутренняя социальная среда (корпоративная культура — социальные группы — социально-психологические эффекты) — внешняя социальная среда]».
|
|