9.6. Профессионализм и модели специалиста
В связи с характерной ролью человека в процессе деятельности и отношения к ней А. К. Маркова выделяет разные виды труда, отражающие личностную и профессиональную зрелость человека, этапы его восхождения на вершину профессионализма (табл. 9.4) [162].
Таблица 9.4 Виды труда, отражающие личностную и профессиональную зрелость человека (по Д. К. Марковой)
Труд по самообслуживанию |
Человек — индивид |
Потребительный труд |
Человек — работник |
Общественно полезный труд |
Человек — социальный индивид |
Исполнительный производительный труд |
Человек — деятель |
Квалифицированный производительный
труд |
Человек — специалист |
Совместный организованный производительный труд |
Человек — участник совместного
труда |
Свободный самостоятельный производительный труд |
Человек — субъект труда |
Профессиональный производительный труд |
Человек — профессионал, компетентный деятель |
Творческий производительный труд |
Человек-творец — изобретатель, новатор, суперпрофессионал |
Профессионализм понимается как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда («нормативный профессионализм»). «Реальный профессионализм» отражает факт обладания человеком необходимым нормативным набором психических качеств, когда профессионализм становится внутренней характеристикой личности [162, с. 31]. Смежным с профессионализмом является понятие компетентности — совокупности знаний, осведомленности, авторитета в какой-либо области.
А. К. Маркова различает следующие виды профессиональной компетентности:
1) специальная - высокий уровень владения профессиональной деятельностью, способность проектировать свое профессиональное развитие;
2) социальная — владение приемами профессионального общения, сотрудничества, позволяющими успешно выполнять совместную деятельность, ответственность за результаты своего профессионального труда;
3) личностная — владение приемами самовыражения и саморазвития, средствами противодействия профессиональной деформации личности;
4) индивидуальная — владение приемами самореализации и развития личности в рамках профессии, умение рационально организовать свой труд — без перегрузок, хронической усталости, возрастного снижения продуктивности [162, с. 34-35].
Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяются спецификой труда. В профессиях типа «человек — человек» особое значение приобретает подсистема психологической компетентности, обеспечивающая эффективное взаимодействие в субъект-субъектных отношениях. Психологическую компетентность понимают как систему знаний о человеке как об индивиде, субъекте, личности и индивидуальности, включенном в межличностное взаимодействие, которая обеспечивает его эффективность. В свою очередь, в психологической компетентности различают несколько подсистем:
• социально-перцептивную (знание людей в силу наблюдательности и проницательности);
• социально-психологическую (знание закономерностей поведения и деятельности человека, включенного в социальную группу);
• аутопсихологическую (самопознание, самооценка, самоконтроль эмоций, состояний, работоспособности, поведения, а также самоэффективность);
• коммуникативную (знание стратегий и методов эффективного общения);
• психолого-педагогическую (знание методов осуществления влияния).
При акмеологическом подходе профессионализм понимается не только как условие достижения высоких профессиональных результатов, но и как успешность самореализации человека в жизни. Также он понимается как своеобразие психологической организации личности, как особое отношение человека к труду и состоянию своих профессионально важных качеств. Можно различить две стороны профессионализма: состояние мотивационной сферы человека (мотивы, смыслы, цели, удовлетворенность трудом) и состояние операционной сферы (приемы, средства деятельности, способности, знания,умения, навыки) [162, с. 39-41]. Интеграция вышеуказанных составляющих выражается в понятии «модель специалиста».
В модели специалиста отражаются объем и структура профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений человека, в совокупности характеризующих его как члена общества. Различают модель специалиста и модели подготовки специалиста, модели начинающего, опытного и успешного специалистов.
Модель специалиста может включать:
• профессиограмму (описание психологических требований профессии к деятельности и личности человека);
• профессионально-должностные требования (описание конкретного содержания деятельности специалиста, его профессиональных задач в условиях конкретной должности — на данном рабочем месте);
• квалификационный профиль (сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды) [162, с. 20-22].
|