6.3. Методы психологического изучения профессиональной деятельности

Психология труда преимущественно использует стандартный набор классических методов психологии. Так, в учебнике ЛГУ (хронотоп-1979) авторы выделяют следующие: анализ документов, опрос, анкетирование, самонаблюдение и отчет, экспериментальный метод, личностные тесты (психодиагностика с использованием стандартных тестов), метод независимых характеристик (экспертная оценка), алгоригимическое описание трудового процесса, структурный (анализ деятельности как структуры из рабочих и вспомогательных операций), системный анализ [81, с. 27-39]. О. Г. Носкова в рамках решения задач психологического профессио-ведения выделяет следующие методы (в совокупности рассматриваемые нами как хронотоп-2004): опрос, экспертные оценки, трудовой метод, метод анализа технической документации, наблюдение, «фотография» рабочего дня, пооперационное (алгоритмическое, операцион-но-структурное) описание трудовой деятельности, коллективная дискуссия, составление индивидуальной характеристики, метод анализа ошибок и рекордов в труде, экспериментальный метод, характерологический, метод критических инцидентов, метод анализа биографий и автобиографий, психосемантические методы [181, с. 43].

«...Беседа. ...Позволяет проникнуть во внутренний мир профессионала, получить представление о профессиональном опыте, эмоциональных предпочтениях, трудностях самовосприятия. ...Метод используется на начальных этапах профессиографирования для получения предварительных сведений......Беседа незаменима при изучении мнений, оценок, опыта...

Беседа— относительно свободная форма опроса... о внутренней картине профессии, о переживаниях, эмоциях, сопровождающих труд, о субъективных трудностях и положительных моментах работы. ...Она должйа . строиться по заранее составленной программе, и ее результаты должны быть зафиксированы в протоколе.

Метод экспертных оценок. ...При его использовании важно подобрать группу компетентных экспертов-профессионалов, специально их подготовить... (В. Т.: Метод имеет множество разновидностей, свои достоинства и ограничения.) В качестве возможного варианта О. Г. Носкова приводит "Опросник позиционного анализа" Е. Мак-Кормика (1969), в котором выделяются шесть групп признаков труда: 1) действия По вводу информации; 2) процессы переработки информации; 3) виды действий и используемых орудий; 4) виды межличностных контактов; 5) производственная среда; 6) прочие аспекты (график работы, оплата труда, обязанности и пр.).

Наблюдение. ...Позволяет получить сведения об обстановке, условиях работы, используемом оборудовании, о процессах и продуктах труда, применяемых технологиях. Может служить для проверки гипотез...

...Результаты фиксируются в протоколе. Наблюдение может быть визуальным, непосредственным либо опосредованным техническими средствами (кино-, фото-, видеосъемка, хронометрирование. Использование датчиков: контактных, регистрирующих усилия и др.). Объектом наблюдения могут быть и продукты труда, рекорды, ошибки, брак.

"Фотография"рабочего дня. ...Состоит в получении информации о видах занятий, внешних формах действий работника, об их последовательности и временных затратах. ...Предварительно составляют перечень действий, интересующих исследователя, уточняются поведенческие признаки начала и конца каждого действия, подготавливается удобная форма для протоколирования. ...Наблюдение проводится в течение всего рабочего дня на протяжении недели или 10 дней. ...Можно получить данные об интенсивности работы на разных трудовых постах, о реальных формах профессионального поведения людей.

Алгоритмическое описание трудовой деятельности. ...Предназначено для выявления и описания вариантов выполнения трудовой задачи, связей между компонентами. ...Может служить основой для замеров времени выполнения отдельных действий, для изучения содержания и функций по отношению к каждому действию.

Трудовой метод в изучении профессий. Предложен И. Н. Шпильрей-ном (1930) для изучения: 1) процесса формирования высших психических функций в обучении, изучения процесса "свертывания" действия или проявлений "автоматизации" навыков; 2) "естественной деавтоматизации" навыков, то есть случаев временных обратимых нарушений, функционального распада навыков под влиянием профессионального утомления. ...Психолог оказывается в роли ученика, осваивает вместе с другими профессию до момента сдачи итогового экзамена и начала самостоятельной работы. Одновременно работают два психолога (чтобы минимизировать влияние субъективных оценок). ...В конце каждого дня обучения и работы психолог заполняет дневник...

Метод коллективной дискуссии. В отношении профессий, требующих длительного обучения, высшего образования... психолог приглашает группу высококвалифицированных специалистов и руководит обсуждением при высказывании мнений о требовании профессии к работнику. ...Выбирается схема обсуждения...

Экспериментальный метод. ...Естественный эксперимент разработан А. Ф. Лазурским (1911)......Испытуемым предлагают не новые для них, специально созданные тестовые задания, а привычные виды задач. ...Производственный эксперимент состоит в сравнительном наблюдении психолога за деятельностью одних и тех же работников в разных условиях (например, при введении дополнительных перерывов на конвейере) или при использовании отличающихся орудий труда......Специфика лабораторного эксперимента — ...модель деятельности, заложенная в экспериментальном задании для испытуемого, должна быть адекватна (по особенностям протекания психических процессов) реальной изучаемой ситуации (С. Г. Геллерштейн, 1968).

Индивидуальная характеристика. ...Проводится обследование большого количества работников изучаемой профессии и отмечается степень развития у них профессионально важных качеств и приобретенных навыков. ...Также собираются данные о самой работе, ее условиях и о служебном продвижении работников, показателях их профессиональной успешности. ...Соблюдают условия: массовость материала, случайный подбор групп (например, каждый второй по списку или в порядке алфавита), единство формы характеристик и стандартность вопросов и ответов... Метод позволяет ответить на вопросы... какова в действительности исследуемая группа, каков типичный реальный профессиональный профиль успешного и неуспешного работника... реальная психограмма типичного успешного работника.

Метод критических инцидентов. ...Разработан Дж. Фланаганом в начале 1950-х гг. ...Проводят опрос работников... просят их описать критическую ситуацию в работе и ее исход. Инцидентом может быть любая поддающаяся наблюдению и анализу человеческая деятельность... Критическим инцидент становится в том случае, если цель деятельности четко представлена наблюдателю и определены последствия трудового поведения (успешные, неуспешные)... описания не должны содержать истолкования с использованием научной психологической терминологии, допускается обычный, житейский язык. Особое внимание... точному описанию ситуации. ...Описание должно содержать: профессиональную ситуацию и предпосылки поведения работника, конкретные во времени и пространстве, точное описание действий работника, которые считаются эффективными и неэффективными для данной ситуации, последствия поведения работника, зависимость результатов действий работника от внешних причин. Накапливается банк описаний. Критерий достаточности — появление не более двух-трех новых сюжетов на каждые 100 разных ситуаций. Далее карточки с описанием ситуаций предлагают экспертам для группировки по критерию причин проблем и субъективным факторам успеха в их разрешении. ...В исследованиях военных летчиков в 1940-е гг., к примеру, было собрано свыше 7000 критических инцидентов, которые далее были разбиты па 25 групп индивидуально-личностных свойств, составивших основу профессиональных требований к специалисту...

Психосемантические методы. ...Основаны на существовании неслучайных связей чувственного, эмоционального и словесного индивидуального опыта. ...Степень близости структуры индивидуальной семантики человека... к семантике, типичной для группы профессионалов, может быть мерой принятия обучающимися осваиваемой профессии...

Метод качественного анализа содержания текста (контент-анализ). ...Устанавливается правило поиска и фиксации выбранных категорий в тексте, накапливается эмпирический материал, проводится статистическая обработка данных ...Оценивается неслучайный характер частотных различий...

Метод анализа биографий и автобиографий. ...Предметом исследования являются профессиональные ценности, мотивы, варианты профессиональных карьер, динамик профессиональной идентичности по мере профессионализации...» [181, с. 43-59].


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?