6.2. Методы исследования в структуре научного познания

Проблема соотношения метода и эмпирического факта, метода и научного факта, метода и структуры научного знания наиболее полно и доступно представлена В. С. Степиным (см. раздел 1.6, а лучше — первоисточник [238]). Тему методов исследования объектов психологии труда представляется также возможным рассмотреть, структурировав ее в более простой схеме —в континууме 4М(М МММ): лмровоззренме —методология —методы —методика. Поскольку ни отдельные приемы исследования, ни их комбинации не могут быть продуктивными вне более общих концептуальных схем, имеет смысл в качестве предельно общего конструкта избрать «мировоззрение», а предельно частного — «методику».

Рассмотрим содержание и функции феноменов и определения понятий «мировоззрение», «методология», «метод», «методика».

«Мировоззрение — система обобщенных представлений человека об общих закономерностях, которым подчиняется мир, общество и человек, а также о характеристиках идеального исовершешюго мира, общества и человека» [280, с. 193]. На становление и развитие мировоззрения людей в каждую историческую эпоху оказывают влияние теоретические и эмпирические знания о мире, схематизмы культуры, особенности языка и других знаковых систем. В восприятии отдельных людей «объективное знание» преломляется и соотносится с эталонами и стереотипами культуры, со значимыми личностными смыслами, с личностными особенностями человека, с мотивами деятельности, со структурой ценностей и др. Все «опосредующие переменные» выступают регуляторами поведения и деятельности как на уровне конкретных поступков, так и жизнедеятельности в целом.

Мировоззрение человека включает четыре аспекта. «Содержательный аспект характеризует совокупность тех эксплицитных и имплицитных постулатов, па которых строится представление субъекта о закономерностях, действующих в мире. ...Ценностный: задающий систему идеалов, каким мир должен быть или стать в результате естественной эволюции или управляемого развития. ...Структурный — характеризует особенности психологической организации отдельных мировоззренческих постулатов в связное целое. ...Функциональный аспект характеризует степень и характер влияния мировоззренческих структур на восприятие и осмысление человеком действительности и его поступков» [280, с. 193].

Методология (греч. methodos — «путь исследования», logos — «понятие», «учение») — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе [213, с. 209].

«...Методология воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности. Важную роль в вычленении в специальную область рационального познания сыграло обучение, первоначально включенное в труд, а затем обособившееся из него умственными операциями. С развитием производства, техники и культуры методология стала предметом философской рефлексии и фиксируется как система социально апробированных принципов и правил познания и деятельности......Реально сложившиеся принципы методологии превратились в различные формы и нормативы логически правильных и доказательных способов получения значимых результатов. Прогресс методологии... обусловлен успехами материального и духовного производства......Методология связана

с мировоззрением, поскольку вся система ее регулятивов и предписаний предполагает мировоззренческую интерпретацию как оснований исследования, так и его результатов. Так, например, бихевиоральная методология связана с механистическим пониманием поведения; методология фрейдизма — с биологическим пониманием сущности личности, иррациональностью......Методология включает обширный комплекс конкретных научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др., которые, в свою очередь, преломляются во множестве специальных процедур — методиках получения научных данных... ...Различные уровни методологии... находятся во взаимосвязи...» [213, с. 209-210].

Метод — способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления научного исследования; путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления. К методу относят и общие принципы, лежащие в основе познавательной и практической деятельности. Метод можно рассматривать как стратегию организации деятельности.

Методика — совокупность, система конкретных методических приемов, используемых для решения теоретических и практических задач; совокупность приемов, способов, средств целесообразного проведения какой-либо работы. Методика олицетворяет собой не стратегию, а тактику научного познания.

Взаимосвязь феноменов «мировоззрение», «методология», «метод» и «методика» и различие «веса» осознаваемого, рефлексируемого и неосознаваемого в них можно условно представить как последовательное изменение их пропорции (рис. 6.1).

Коснемся и темы методологических принципов отечественной психологии. В разных источниках можно встретить различные формулировки и разное количество основополагающих принципов. Предельным случаем является, пожалуй, акмеология, постулирующая более четырнадцати принципов, которыми она руководствуется (комплексности, детерминизма, субъекта, системности, социальной детерминации личности, развития, гуманизма, ценности человеческого бытия, жизнедеятельности, принцип потенциального и актуального, моделирования, оптимальности, операционально-технологический принцип, принцип обратной связи и др.) [5,73,75].

В наиболее строгих методологических работах отечественной психологии второй половины XX в. [39,134,300] число таких принципов, как правило, ограничивается триадой (ДРД): детерминизма — развития — деятельности — или тетрадой: детерминизма —развития — деятельности — системности (детерминизма — развития — единства сознания и деятельности (или субъекта) — системности). Можно предполагать, однако, что уже в первой половине XXI в. их число и содержание серьезно изменится.

Детерминизм (от лат. determine — «определяю») — учение о всеобъемлющей причинной материальной обусловленности природных, общественных и психических явлений. В психологии этот принцип нашел отражение в тезисе о том, что актуальное состояние психики и поведения индивида детерминировано предшествующими событиями его жизни, а все многообразие наблюдаемых феноменов определяется взаимодействием двух групп факторов: наследственности и биосоциальной среды.

Принцип развития предполагает рассмотрение психики как в основном последовательных, прогрессирующих, в целом необратимых качественных и количественных изменений. Зачаточные формы психики возникли из раздражимости живых существ как активного отражения ими жизненно важных изменений окружающей среды. Развитие психики связано с образованием и развитием нервной системы, с переходом от сенсорной к перцептивной и интеллектуальной регуляции поведения, изменением соотношения инстинктивных и условно-рефлекторных механизмов.

С позиций принципа деятельности формирование и развитие индивидуальных и групповых психических явлений рассматриваются как их порождение и функционирование в структуре психического отражения... как преобразование психического отражения в процессах деятельности.

Принцип системности — понимание психических явлений как несводимых к сумме изначальных элементов, как появление у целого новых системных свойств, как необходимость рассматривать явления действительности в их зависимости от внутренне связанного и динамичного целого, образуемого ими и приобретающего новые свойства [39,145,152,213,214,222].


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?