|
1 .4. Место психологии в системе наук о человеке как субъекте деятельности
История становления научной дисциплины прямо и косвенно отражается в процессах ее взаимодействия с другими дисциплинами, в процессах ее дифференциации — выделении и становлении как самостоятельных ее отдельных ветвей, подходов, направлений. Активное взаимодействие психологии труда с другими научными дисциплинами — не исключение из правил, а скорее наиболее концентрированное их выражение. Такие же отношения взаимодействия присущи в целом и психологии как науке.
Сравнительно поздно выделившаяся в самостоятельную дисциплину, психология, естественно, активно интегрирует знания о человеке всех ранее сформировавшихся научных дисциплин, связь с которыми обретает уже не только исторический, но и гносеологический аспект. Б. М. Кедров и Ж. Пиаже в своих классификациях помещают психологию в центр «треугольника наук» (гуманитарных, точных, естественных). Б. Г. Ананьев, М. Бунге, Б. Ф. Ломов, Ж. Пиаже и др. в своих сис-тематизациях обстоятельно анализируют статус и функцию психологии в системе наук. Так, например, по мнению Б. Ф. Ломова, сама дифференциация психологии определяется ее органичной связью с другими науками:
1) общественными (через социальную психологию и связанные с нею отрасли);
2) естественными (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию);
3) медицинскими (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию);
4) педагогическими (через психологию развития, педагогическую психологию, специальную психологию);
5) техническими (через инженерную психологию). В целом, психо* логия тесно связана с философией и математикой [152].
В последние годы ученые приходят к выводу о приобретении психологией статуса самостоятельной фундаментальной науки, имеющей многообразные связи с другими научными областями. Сложные взаимосвязи психологии труда с другими ветвями психологии, во многом обусловленные запросами социальной практики, можно представить в виде хронологической схемы, отражающей изменения и обогащение содержания дисциплины в процессе ее становления (рис. 1.1).
В начале XX в. Ф. Тейлор, Г. Мюнстерберг, В. Штерн. А. Бине и др. заложили основы широкого применения экспериментальных методов оценки важных для успешности качеств рабочих — тестологии. Эти идеи распространились и на начальную школу как первую ступень подготовки кадров (педология). Научное изучение проблемы устойчивых качеств человека стимулировало развитие таких дисциплин, как психометрика, психодиагностика, дифференциальная психология (а в дальнейшем — дифференциальная психофизиология, психогенетика).
Осознание необходимости комплексного подхода в 1920-1930-х гг. привело к становлению социологии труда, гигиены труда, производственной санитарии, чему в немалой степени способствовал вклад российских ученых, многие из которых имели медицинское образование (В. М. Бехтерев, Н. А. Бернштейн, А. А. Богданов и др.). Накопленный позитивный опыт в профобучении и подготовке кадров способствует становлению педагогики трудового обучения.
Кризисы управления, экономические депрессии 1930-х гг. привлекли внимание к социально-психологическим факторам производства и управления людьми и стимулировали развитие социологии и психологии управления. Вторая мировая война вскрыла множество новых проблем управления человеком техникой в экстремальных условиях. Прежде всего они касались подготовки кадров для авиации, связи, флота. Совокупность научно-практических задач привела к становлению инженерной психологии, которая в последующем нашла активное применение и в других важных областях (энергетика, точное приборостроение, оборонная промышленность и др.). Следствием развития данной дисциплины и постановки комплексных специфических задач в 1950-1970-х гг. было выделение из нее авиационной и космической психологии.
Научно-техническая революция 1960-х гг., быстрая смена и обновление технологий и оборудования в промышленности и на транспорте сделали остроактуальиым решение проблемы адаптации человека к технике, к функциональным особенностям новых рабочих мест, к самой необходимости неоднократно проводить переподготовку на протяжении профессиональной карьеры работника, к изменениям содержания профессиональной деятельности работника, структуры рабочих бригад и т. п. Все это способствовало выявлению, учету физических факторов среды, сложившемуся в рамках новой дисциплины эргономики, развитию системотехнического подхода, психологии организационного развития и теории управления.
Решение конструкторских задач в системе «человек — техника» выявило в 1960-1980-х гг. повсеместное неэффективное использование человеческих ресурсов, а порой и «конфликт» человека и техники (не ожидаемые разработчиками явления монотонии, депрессии, аварийности, травматизма, брака и т. п.). Остро встала проблема гуманизации труда, гибкого управления всем спектром социально-экономических, социально-психологических и психогигиенических условий труда, что приводит к его переосмыслению и развитию организационной психологии, эргономики, эргодизайна.
Повышение роли и активности человека в производстве, равно как и ответственности и масштаба последствий за принимаемые решения, в последние десятилетия XX в. потребовало нового понимания человека — уже не только как субъекта труда, но и как активного субъекта своей жизни. Профессиональная деятельность уже не могла рассматриваться узко, как исключительно производственная активность. Жизнь потребовала пересмотра многих устоявшихся парадигм социальных наук в сфере образования, подготовки персонала, управления их карьерой и пр.
Новые исторические условия способствовали появлению ряда новых интегральных дисциплин, в которых психология занимает центральное место (андрологика, акмеология, психология профессий), и непременно вызовут к жизни новые, нам пока неизвестные.
|
|