5.3. Классификация профессий

Мир профессий огромен и постоянно расширяется и изменяется. В конце XX в. насчитывалось более 20 тысяч профессий и более 40 тысяч специальностей [99, с. 126]. При этом специалисты отмечают отсутствие единой, общепринятой классификации профессий [34,35,99,120,121,210]. Среди зарубежных классификаций одной из наиболее популярных, пожалуй, является классификация Дж. Холланда. В отечественной психологии труда, как правило, обращаются к основаниям классификации, предложенной Е. А. Климовым. Представляя собой сложные социально-технические системы, профессии могут классифицироваться по разным основаниям в зависимости от научно-практических задач:

1) по сфере деятельности и объекту труда: Т — техника (и неживая природа), П — природа живая, 3 — знаковые системы, X — художе-: ственное отображение действительности, Ч — человек, работа : с людьми;

2) по целям деятельности: Г — гностические (эксперт, ревизор, контролер, дегустатор, корректор и т. п.), П — преобразующие (токарь, учитель, тренер, агроном и т. п.), И — изыскательские (ученый-исследователь, композитор, летчик-наблюдатель, раскройщик и т. п.);

3) по средствам труда: Р — профессии ручного труда (представители ремесел), М — машинно-ручного труда (машинист экскаватора, токарь, водитель и т. п.), А —. использующие автоматические системы (оператор), Ф — связанные с преобладанием функциональных средств труда (в том числе мысленных образов, эталонов, например дирижер, певец, артист цирка и др.);

4) поуаювиямтруда: Б — бытовой, близкий к комфортному микроклимат (бухгалтер, экономист, учитель), О — работа на открытом воздухе (агроном), II — необычные и экстремальные условия труда (водолаз, пожарный, монтажник-высотник), М — моральная ответственность, материальные ценности, условия повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (следователь, учитель, воспитатель детского сада, руководитель организации);

5) по степени регламентированности труда: автоматический труд (строго регламентированный, с однообразными и однотипными операциями — рабочий-сборщик деталей), полуавтоматический труд (перечень заданий и приемов однообразен, но возможна вариативность в ритме, в стиле деятельности, — секретарь-делопроизводитель), шаблонный исполнительный труд (задания и приемы однообразны, задания оговорены — швея), самостоятельный труд (в пределах задания возможность широкого выбора средств, стилей — инженер, конструктор), свободный творческий труд (научный сотрудник, писатель, композитор) [127].

Общая схема классификации («карта» мира профессий) приведена на рис. 5.1.

В основу типологии профессий Е. А. Климова положено представление о развитии форм материи и о типах объектных систем, с которыми взаимодействует человек в профессиональном труде [126, 127]. Профессии разных типов предполагают наличие у человека особых природных задатков, особой предрасположенности к специфическим профессиональным задачам, а отсюда и своеобразие результатов его деятельности.

Профессии типа «человек — природа» (агроном, ихтиолог, ветеринарный врач, биолог и др.). Представители этого типа профессий должны хорошо ориентироваться в явных и неявных признаках поведения животных, жизнедеятельности микроорганизмов и растений. Профессиям этого типа обычно присуща значительная отдаленность во времени основных результатов деятельности субъекта.

Профессии типа «человек — техника» (наладчики, механики, водители, инженеры, конструкторы и др.). Представители технических профессий должны интересоваться техникой «вообще», знать расположение и функции компонентов обслуживаемых технических систем и при необходимости быстро находить причины неисправности машин и оборудования, удерживать в уме разные схемы, обладать тонко дифференцированными двигательными навыками, необходимыми при разборке-сборке узлов и т. п. Прямые и косвенные результаты деятельности здесь, как правило, определенно и наглядно представлены и поддаются быстрой корректировке.

Профессии типа «человек — человек» (преподаватель, воспитатель, тренер, инструктор, проводник пассажирского вагона, стюардесса, официант, продавец и др.). Профессии по обеспечению поддержки и управления разными социальными процессами требуют от их представителей нередко полярных качеств: умения быть требовательными и в то же время доброжелательными, внимательными; строго следовать этическим и правовым нормам и уметь быстро ориентироваться в неординарных ситуациях; строго соблюдать технологический регламент и быстро принимать решения в экстремальных ситуациях; собственным примером задавать и поддерживать нормы поведения и общения и решительно пресекать их нарушение. Профессии этого типа нередко предъявляют повышенные требования к здоровью, физической и психической работоспособности человека. Им присущи сложные сочетания прямых и косвенных результатов труда, непосредственных и отдаленных во времени.

Профессии типа «человек — знак» (корректор, программист, бухгалтер, экономист, математик). В профессиях этого типа требуется устойчивость внимания, аккуратность — часто деятельность связана со сложными расчетами, с информацией, представленной в таблицах и формулах. Профессиям этого типа присущи внешнее однообразие, монотонность труда, обычно это работа в помещении, в стабильных и комфортных условиях. Некоторые аспекты результатов труда могут быть значительно отдалены во времени и проявляться только при функционировании созданных систем в специфических условиях — проверяться практикой.

Профессии типа «человек — художественный образ» (музыкант, литератор, художник, дизайнер). Высокий профессионализм в этих областях предполагает наличие у человека высокой общей культуры, образного мышления, эмоциональной восприимчивости в жизни, сенситивности (повышенной чувствительности) в восприятии звуков, цвета, ритмики, пластики. Результаты труда в этих сферах нередко сложно формализовать, они не всегда поддаются строгому учету и количественной оценке.

С профессиональной принадлежностью человека связаны и самые общие психологические образования: образ мира, смысловые реальности, ценностные ориентации, направленность, способы психорегуляции и многое другое (Эта тема обстоятельно рассматривается в работах Е. А. Климова и его сотрудников [129 и др.].)

В данном разделе мы приведем несколько драматичных и курьезных случаев, типичных для мировоззрения и мировосприятия представителей разных профессиональных групп.

После присуждения Нобелевской премии и перехода в имперский институт физики М. Планк, встретив в учреждении А. Эйнштейна, теперь уже знаменитого ученого, обратил его внимание на сильно поношенное пальто, рекомендуя его сменить.             \

— Зачем? Меня здесь все равно еще никто не знает... Через год М. Плаик опять затронул эту тему.

— Зачем? Меня здесь и так все знают...

Однажды А. Эйнштейн, встретив В. Паули, задержал его, чтобы выразить свою оценку его работы:

— Красивая, красивая теория... Но, думаю, вам было бы интересно И полезно обсудить ее с профессором Паули.

— Простите, но я и есть профессор Паули...

— Это не имеет значения. Все равно поговорите.

У представителей профессий типа «человек — художественный образ» чрезвычайно велика, нередко гипертрофирована роль эмоциональной составляющей в структуре профессионально важных качеств. С одной стороны, это активная эмоциональная включенность, эмоциональная пластичность, высокая эмоциональная чувствительность, выполняющая функции ценностных ориентации, этических, эстетических и профессиональных оценок. «Я пою только о том, на что откликается мое сердце», — писала А. Б. Пугачева — прима советской эстрады 1970-1990 гг., заслуженная артистка РСФСР.

По поводу комплиментов ее удивительной памяти Т. В. Доронина, режиссер МХАТа, заслуженная артистка СССР, резюмировала так: «...Память у меня очень плохая. Но для запоминания текста сценария важно иное. Текст запоминается в той партитуре чувств, которые он должен вызывать. Определив эмоциональную партитуру роли, запоминать текст чрезвычайно легко».

С другой стороны, эмоциональная сенситивность и реактивность, зависимость художественной натуры от множества внешних обстоятельств могут затруднять поиск нужного функционального состояния. Так, например, известная актриса О. Л. Книппер-Чехова могла устроить скандал и не выйти на сцену, если под рукой не оказывалось ее любимых духов.

Обстоятельства появления на свет знаменитого «Футбольного марша» М. Я. Блантера:

«...Блантер придумал мелодию, сыграл, но записать поленился. На другой день он присел к роялю, hq никак не мог вспомнить то, что сочинил накануне. Тогда он решил обратиться за помощью к своему сыну, который был дома, когда мелодия звучала.

— Володя, ты помнишь, я вчера играл новый марш...

— Помню, — отозвался сын.

— Ты не можешь мне напомнить мелодию?

— Могу, — сказал тот. — Давай сто рублей.

— Как тебе не стыдно, — возмутился родитель.

— Давай сто рублей, помогу...

Блантер махнул рукой и решил самостоятельно вспомнить свое сочинение. Но, как он ни бился, мелодия не шла на ум. Тогда он достал сторублевую купюру и опять пошел в комнату к сыну. Тот взял купюру и напел марш, который так хорошо потом знали все любители футбола...» (Шостакович в воспоминаниях. — М.: Захаров, 2003. — С. 42).

Представители профессий «человек — природа», с одной стороны, склонны «очеловечивать» поведение растений и животных, с другой — редуцировать поведение человека до уровня животных. «У людей все, как у собак», — такие заявления можно нередко услышать от кинологов. Биологам, зоотехникам, агрономам, многим сельским жителям присуще особое, трепетное отношение к фауне и флоре. С удивительной нежностью и теплотой они обычно общаются с животными, поверяя им свои тайны и сомнения. Их суждения о животных часто насыщены богатой гаммой человеческих чувств.

«...Когда молодые орангутаны и шимпанзе нездоровы, их унылый вид так же трогателен и явствен, как и у наших детей. Это душевное и телес^ ное состояние проявляется у них в безмолвных движениях, осунувшихся лицах, потускневших глазах и в изменении всего их облика». «...Примечательно, что умение лаять приобретено собаками после приручения и у разных пород передается по наследству в различной степени; но не позволительно ли предположить, что в приобретении лая некоторую роль играло подражание,так как собаки долго жили в тесном сообществе с таким болтливым существом, как человек?» {Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. — СПб.: Питер, 2001. — С. 109, 336.)

«...Известный цитолог А. Я. Александров с упоением рассказывал о поведении клетки, о том, что она, несомненно, имеет душу. ...Известный биолог А. А. Любищев был убежден, что наиболее этическая, нравственная наука — это энтомология. ...Карл Линдеман... ловя ящериц, целовал их в голову и отпускал» {Гранин Д. А. Эта странная жизнь. — М.: Сов. Россия, 1982. - С. 138).

Ряд примечательных особенностей мировосприятия присущ представителям профессий «человек — техника» и «человек — знак». Так, человек — это всего лишь типичная гидросистема для инженера-гидротехника; человек — это компьютер для программиста и т. п. А. Эйнштейн, помешивая чай, мог заговорить с гостем о... центробежном движении частиц, иллюстрируя свои тезисы траекторией чаинок; Н. Винер у горного ручья — о математических формулах, описывающих турбулентные потоки воды. На обращение друга — игрока в казино — но поводу его конфликта при игре в карты Б. Паскаль ответил... разработкой теории вероятности.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?