|
5.3. Классификация профессий
Мир профессий огромен и постоянно расширяется и изменяется. В конце XX в. насчитывалось более 20 тысяч профессий и более 40 тысяч специальностей [99, с. 126]. При этом специалисты отмечают отсутствие единой, общепринятой классификации профессий [34,35,99,120,121,210]. Среди зарубежных классификаций одной из наиболее популярных, пожалуй, является классификация Дж. Холланда. В отечественной психологии труда, как правило, обращаются к основаниям классификации, предложенной Е. А. Климовым. Представляя собой сложные социально-технические системы, профессии могут классифицироваться по разным основаниям в зависимости от научно-практических задач:
1) по сфере деятельности и объекту труда: Т — техника (и неживая природа), П — природа живая, 3 — знаковые системы, X — художе-: ственное отображение действительности, Ч — человек, работа : с людьми;
2) по целям деятельности: Г — гностические (эксперт, ревизор, контролер, дегустатор, корректор и т. п.), П — преобразующие (токарь, учитель, тренер, агроном и т. п.), И — изыскательские (ученый-исследователь, композитор, летчик-наблюдатель, раскройщик и т. п.);
3) по средствам труда: Р — профессии ручного труда (представители ремесел), М — машинно-ручного труда (машинист экскаватора, токарь, водитель и т. п.), А —. использующие автоматические системы (оператор), Ф — связанные с преобладанием функциональных средств труда (в том числе мысленных образов, эталонов, например дирижер, певец, артист цирка и др.);
4) поуаювиямтруда: Б — бытовой, близкий к комфортному микроклимат (бухгалтер, экономист, учитель), О — работа на открытом воздухе (агроном), II — необычные и экстремальные условия труда (водолаз, пожарный, монтажник-высотник), М — моральная ответственность, материальные ценности, условия повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (следователь, учитель, воспитатель детского сада, руководитель организации);
5) по степени регламентированности труда: автоматический труд (строго регламентированный, с однообразными и однотипными операциями — рабочий-сборщик деталей), полуавтоматический труд (перечень заданий и приемов однообразен, но возможна вариативность в ритме, в стиле деятельности, — секретарь-делопроизводитель), шаблонный исполнительный труд (задания и приемы однообразны, задания оговорены — швея), самостоятельный труд (в пределах задания возможность широкого выбора средств, стилей — инженер, конструктор), свободный творческий труд (научный сотрудник, писатель, композитор) [127].
Общая схема классификации («карта» мира профессий) приведена на рис. 5.1.
В основу типологии профессий Е. А. Климова положено представление о развитии форм материи и о типах объектных систем, с которыми взаимодействует человек в профессиональном труде [126, 127]. Профессии разных типов предполагают наличие у человека особых природных задатков, особой предрасположенности к специфическим профессиональным задачам, а отсюда и своеобразие результатов его деятельности.
Профессии типа «человек — природа» (агроном, ихтиолог, ветеринарный врач, биолог и др.). Представители этого типа профессий должны хорошо ориентироваться в явных и неявных признаках поведения животных, жизнедеятельности микроорганизмов и растений. Профессиям этого типа обычно присуща значительная отдаленность во времени основных результатов деятельности субъекта.
Профессии типа «человек — техника» (наладчики, механики, водители, инженеры, конструкторы и др.). Представители технических профессий должны интересоваться техникой «вообще», знать расположение и функции компонентов обслуживаемых технических систем и при необходимости быстро находить причины неисправности машин и оборудования, удерживать в уме разные схемы, обладать тонко дифференцированными двигательными навыками, необходимыми при разборке-сборке узлов и т. п. Прямые и косвенные результаты деятельности здесь, как правило, определенно и наглядно представлены и поддаются быстрой корректировке.
Профессии типа «человек — человек» (преподаватель, воспитатель, тренер, инструктор, проводник пассажирского вагона, стюардесса, официант, продавец и др.). Профессии по обеспечению поддержки и управления разными социальными процессами требуют от их представителей нередко полярных качеств: умения быть требовательными и в то же время доброжелательными, внимательными; строго следовать этическим и правовым нормам и уметь быстро ориентироваться в неординарных ситуациях; строго соблюдать технологический регламент и быстро принимать решения в экстремальных ситуациях; собственным примером задавать и поддерживать нормы поведения и общения и решительно пресекать их нарушение. Профессии этого типа нередко предъявляют повышенные требования к здоровью, физической и психической работоспособности человека. Им присущи сложные сочетания прямых и косвенных результатов труда, непосредственных и отдаленных во времени.
Профессии типа «человек — знак» (корректор, программист, бухгалтер, экономист, математик). В профессиях этого типа требуется устойчивость внимания, аккуратность — часто деятельность связана со сложными расчетами, с информацией, представленной в таблицах и формулах. Профессиям этого типа присущи внешнее однообразие, монотонность труда, обычно это работа в помещении, в стабильных и комфортных условиях. Некоторые аспекты результатов труда могут быть значительно отдалены во времени и проявляться только при функционировании созданных систем в специфических условиях — проверяться практикой.
Профессии типа «человек — художественный образ» (музыкант, литератор, художник, дизайнер). Высокий профессионализм в этих областях предполагает наличие у человека высокой общей культуры, образного мышления, эмоциональной восприимчивости в жизни, сенситивности (повышенной чувствительности) в восприятии звуков, цвета, ритмики, пластики. Результаты труда в этих сферах нередко сложно формализовать, они не всегда поддаются строгому учету и количественной оценке.
С профессиональной принадлежностью человека связаны и самые общие психологические образования: образ мира, смысловые реальности, ценностные ориентации, направленность, способы психорегуляции и многое другое (Эта тема обстоятельно рассматривается в работах Е. А. Климова и его сотрудников [129 и др.].)
В данном разделе мы приведем несколько драматичных и курьезных случаев, типичных для мировоззрения и мировосприятия представителей разных профессиональных групп.
После присуждения Нобелевской премии и перехода в имперский институт физики М. Планк, встретив в учреждении А. Эйнштейна, теперь уже знаменитого ученого, обратил его внимание на сильно поношенное пальто, рекомендуя его сменить. \
— Зачем? Меня здесь все равно еще никто не знает... Через год М. Плаик опять затронул эту тему.
— Зачем? Меня здесь и так все знают...
Однажды А. Эйнштейн, встретив В. Паули, задержал его, чтобы выразить свою оценку его работы:
— Красивая, красивая теория... Но, думаю, вам было бы интересно И полезно обсудить ее с профессором Паули.
— Простите, но я и есть профессор Паули...
— Это не имеет значения. Все равно поговорите.
У представителей профессий типа «человек — художественный образ» чрезвычайно велика, нередко гипертрофирована роль эмоциональной составляющей в структуре профессионально важных качеств. С одной стороны, это активная эмоциональная включенность, эмоциональная пластичность, высокая эмоциональная чувствительность, выполняющая функции ценностных ориентации, этических, эстетических и профессиональных оценок. «Я пою только о том, на что откликается мое сердце», — писала А. Б. Пугачева — прима советской эстрады 1970-1990 гг., заслуженная артистка РСФСР.
По поводу комплиментов ее удивительной памяти Т. В. Доронина, режиссер МХАТа, заслуженная артистка СССР, резюмировала так: «...Память у меня очень плохая. Но для запоминания текста сценария важно иное. Текст запоминается в той партитуре чувств, которые он должен вызывать. Определив эмоциональную партитуру роли, запоминать текст чрезвычайно легко».
С другой стороны, эмоциональная сенситивность и реактивность, зависимость художественной натуры от множества внешних обстоятельств могут затруднять поиск нужного функционального состояния. Так, например, известная актриса О. Л. Книппер-Чехова могла устроить скандал и не выйти на сцену, если под рукой не оказывалось ее любимых духов.
Обстоятельства появления на свет знаменитого «Футбольного марша» М. Я. Блантера:
«...Блантер придумал мелодию, сыграл, но записать поленился. На другой день он присел к роялю, hq никак не мог вспомнить то, что сочинил накануне. Тогда он решил обратиться за помощью к своему сыну, который был дома, когда мелодия звучала.
— Володя, ты помнишь, я вчера играл новый марш...
— Помню, — отозвался сын.
— Ты не можешь мне напомнить мелодию?
— Могу, — сказал тот. — Давай сто рублей.
— Как тебе не стыдно, — возмутился родитель.
— Давай сто рублей, помогу...
Блантер махнул рукой и решил самостоятельно вспомнить свое сочинение. Но, как он ни бился, мелодия не шла на ум. Тогда он достал сторублевую купюру и опять пошел в комнату к сыну. Тот взял купюру и напел марш, который так хорошо потом знали все любители футбола...» (Шостакович в воспоминаниях. — М.: Захаров, 2003. — С. 42).
Представители профессий «человек — природа», с одной стороны, склонны «очеловечивать» поведение растений и животных, с другой — редуцировать поведение человека до уровня животных. «У людей все, как у собак», — такие заявления можно нередко услышать от кинологов. Биологам, зоотехникам, агрономам, многим сельским жителям присуще особое, трепетное отношение к фауне и флоре. С удивительной нежностью и теплотой они обычно общаются с животными, поверяя им свои тайны и сомнения. Их суждения о животных часто насыщены богатой гаммой человеческих чувств.
«...Когда молодые орангутаны и шимпанзе нездоровы, их унылый вид так же трогателен и явствен, как и у наших детей. Это душевное и телес^ ное состояние проявляется у них в безмолвных движениях, осунувшихся лицах, потускневших глазах и в изменении всего их облика». «...Примечательно, что умение лаять приобретено собаками после приручения и у разных пород передается по наследству в различной степени; но не позволительно ли предположить, что в приобретении лая некоторую роль играло подражание,так как собаки долго жили в тесном сообществе с таким болтливым существом, как человек?» {Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. — СПб.: Питер, 2001. — С. 109, 336.)
«...Известный цитолог А. Я. Александров с упоением рассказывал о поведении клетки, о том, что она, несомненно, имеет душу. ...Известный биолог А. А. Любищев был убежден, что наиболее этическая, нравственная наука — это энтомология. ...Карл Линдеман... ловя ящериц, целовал их в голову и отпускал» {Гранин Д. А. Эта странная жизнь. — М.: Сов. Россия, 1982. - С. 138).
Ряд примечательных особенностей мировосприятия присущ представителям профессий «человек — техника» и «человек — знак». Так, человек — это всего лишь типичная гидросистема для инженера-гидротехника; человек — это компьютер для программиста и т. п. А. Эйнштейн, помешивая чай, мог заговорить с гостем о... центробежном движении частиц, иллюстрируя свои тезисы траекторией чаинок; Н. Винер у горного ручья — о математических формулах, описывающих турбулентные потоки воды. На обращение друга — игрока в казино — но поводу его конфликта при игре в карты Б. Паскаль ответил... разработкой теории вероятности.
|
|