1.2. Категории «деятельность» и «труд» в психологии

Определяя деятельность как базовую категорию, отечественная психология рассматривает труд Человека в качестве одного из основных видов деятельности наряду с игрой пучением в деятелъностпом подходе [145]; труд, игру, учение, созерцание — в субъектно-деятельност-ном [1, 39, 221, 222]. Деятельность всегда включена в систему общественных отношений и не существует вне их. Ее сущность «определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей» [145, с. 83]. (Обратим внимание на типичный пример прямого перевода положений марксизма в психологическую науку. — Примеч. автора.)

Деятельность выступает одной из предпосылок и одновременно условием антропогенеза, онтогенеза, субъектогенеза. Она формирует и предопределяет появление и становление психики людей в целом и отдельного человека в процессе онтогенеза. Общепризнанной является концепция деятельности А. Н. Леонтьева, названная «теорией деятельности», а позже — «деятельностным подходом» [16,38,145,147]. Как правило, именно она избирается основополагающей для отечественных ученых при построении ими более частных научных концепций в области общей, социальной психологии, психологии развития и др. [300].

В психологии труда именно деятельностный подход чаще всего выступает методологическим основанием для разработки более частных вопросов [16, 38, 103, 105, 108, 109, 126, 209, 210, 239]. Концепция деятельности А. Н. Леонтьева, наряду с мощным эвристическим потенциалом, имеет ряд существенных достоинств при ее инструментальном использовании для решения конкретных научно-практических задач.. Она имеет простую, внутренне согласованную структуру, использует ограниченный набор понятий с четкими содержательными определениями. Комбинации последних позволяют отражать новые реалии психики и в целом имеют все черты «хорошей теории» [238, 300].

Деятельность рассматривается А. Н. Леонтьевым как система (а не совокупность реакций), включенная в общественные отношения, как процесс, в котором происходит взаимный переход между полюсами «субъект — объект». Общественные условия жизни человека задают мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы: «общество производит деятельность образующих его индивидов» [145, с. 83]. Основной ее характеристикой является предметность. Психическое отражение предметного мира порождается теми процессами, посредством которых субъект вступает в отношения с этим предметным миром, подчиняясь его свойствам, связям, отношениям. Предметность деятельности обусловливает предметный характер образов, потребностей, эмоций и чувств человека.

В психологии деятельность рассматривается в своей особой функции — «функции полагания субъекта в предметной деятельности и ее преобразования в форму субъективности». Генетически исходной является деятельность внешняя. В процессе интериоризации внешней деятельности формируется внутренний «план сознания». В историческом и онтогенетическом развитии человеческой деятельности имеют место взаимные переходы внешней и внутренней деятельности, которые возможны потому, что «внешняя и внутренняя деятельность имеют одинаковое общее строение» [145, с. 92-101]. Общность макроструктуры внешней (практической) и внутренней (теоретической) деятельности позволяет анализировать ее, отвлекаясь от формы, в которой она протекает.

Понятие деятельности связано с понятием мотива: «Предмет деятельности есть ее действительный мотив». Ее «составляющими» являются действия — процессы, «подчиненные представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть процессы, подчиненные сознательной цели». Развитая деятельность обычно осуществляется через совокупность действий, «подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели... роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся благодаря его осознанию в мотив-цель». В целом, психологический анализ выделяет «отдельные (особенные) деятельности по критерию побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия-процессы, подчиненные сознательным целям. Наконец, это операции, которые непосредственно зависят от условий достижения цели» [145, с. 102-109]. А. Н. Леонтьев полагает, что данная макроструктура раскрывает характеризующие деятельность внутренние отношения, ее преобразование, развитие. Поскольку человеческая деятельность обусловлена как социальными отношениями, так и реализующим ее психофизиологическим механизмом, «системный анализ человеческой деятельности необходимо является также анализом поуровневым» [145, с. 123].

Концепция G. Л. Рубинштейна строится на более сложных связях разноплановых компонентов схемы «движение — действие — операция — поступок» с целями, мотивами и условиями деятельности ее субъекта [221, 222]. В центре всех разноплановых отношений находится действие — «единица», «ячейка» психического. Психическое выступает не только как обусловленное деятельностью, но и как ее обусловливающее, регулирующее. Адекватность использования выработанных обществом способов обеспечивается индивидуально-психологическими механизмами и предполагает процессуальное™, «сорегуляцию индивида с действительностью». Согласно принципу «внешнее через внутреннее», изменяется не только объект деятельности, но и постоянно изменяется ее субъект, в частности, через промежуточные цели, в процессе поиска и уточнения целей деятельности. Акцентирование внимания на активной роли субъекта деятельности превращает концепцию в «деятельностно-процессуальный» подход [1, 39].

Как уже отмечалось выше, основным видом человеческой деятельности является труд, главные характеристики которого также признаются характеристиками предметной (профессиональной) деятельности. Последняя, однако, чтобы считаться именно трудом, а не просто определенной деятельностью субъекта, должна отвечать психологическим признакам труда. Такими психологическими признаками труда, по Е. А. Климову [126, 129], выступают:

•  сознательное предвосхищение социально ценного результата. Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищаемый деятелем результат должен мыслиться как позитивно ценный для более широкой группы людей, то есть как социально ценный;

•  сознание обязательности достижения социально фиксированной цели. Деятельность становится трудом в том случае, когда является не только обязательной для субъекта, но и непременно целесообразной;

•  сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности. Последнее предполагает не спонтанное использование определенных средств, а при условии знания их возможностей и ограничений — применение общественно выработанных правил;

•  осознание межличностных производственных зависимостей и отношений («живых» и овеществленных). Человек как субъект труда участвует в той или иной фазе, стадии общественного производства определенных продуктов или социальных услуг. Следовательно, важной составляющей его трудовой активности выступают знание и предвосхищение характера социальных отношений людей на разных этапах производства товаров или услуг, даже если эти отношения опосредованы временем и пространством [126].

Таким образом, труд всегда есть деятельность, но не всякая деятельность может быть названа трудом. Труд не всегда выступает в качестве профессиональной деятельности (например, общественно полезный труд, труд по уходу за ребенком, за больным), а профессиональная деятельность не всегда является трудом (псевдодеятельность, деятельность с нулевым социально значимым результатом).


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?