|
2.3. История авиационной психологии
Рассмотрим историю становления авиационной психологии в России, одной из дочерних отраслей психологии труда.
В 1909 г., анализируя обстоятельства гибели летчика, Совет всероссийского аэроклуба впервые в мире поставил вопрос о специальном отборе воздухоплавателей. Созданные в 1910 г. Гатчинская и Качинская авиашколы становятся центрами изучения и разработки вопросов профессиональной успешности и методик обучения пилотов. В 1909-1912 гг. в Военно-медицинской академии, в клинике В. М. Бехтерева, В. В. Абрамов начал проводить клинико-психологическое обследование летчиков с применением психологических методик. Конструктор и ведущий теоретик авиации Н. Е. Жуковский одним из первых обращает внимание на роль психологических факторов, ограничивающих профессиональную пригодность кандидата, среди которых он выделил «большое внимание, согласие всех движений, находчивость и хладнокровие».
В 1917 г. в Петрограде создается специальная комиссия для изучения деятельности пилотов и методического обеспечения психологического отбора в авиацию. На основании трехлетних исследований авиационный врач С. Е. Минц приходит к выводу о необходимости обязательного отбора кандидатов «путем психотехнических испытаний». В 1923 г. психолог А. П. Нечаев публикует статью о результатах комплексного изучения курсантов Московской авиашколы, проводимого с 1919 г. Совпадение диагностических данных с последующими оценками инструкторов и командиров позволило ученому вычислить «коэффициент авиационных способностей», который определялся на основе семи качеств: «адаптации и объема внимания, эмоциональности, внушаемости, разницы в прямом и обратном счете, средней скорости написания чисел и средней скорости работы в спокойном состоянии и при действии внешних раздражителей» [34,199].
В начале 1920-х, наряду с созданием отраслевых психотехнических подразделений: Центральной психофизиологической лаборатории на транспорте, Центральной психотехнической лаборатории почты и телеграфа, создается Центральная психофизиологическая лаборатория Рабоче-крестьянской Красной Армии и другие. Авторитетные военачальники активно поддерживают инициативы психотехников. При Малом академическом совете Реввоенсовета республики создается секция психофизиологии, в ведение которой входит руководство соответствующей деятельностью. В том же 1924 г. создается и другое подразделение — Центральная комиссия по организации психофизиологических испытаний в Красной Армии.
«...В вооруженных силах исследовательские и практические работы по психологическому тестированию проводил ись особенно интенсивно в связи, во-нерпых, с наличием высоких требований к военным специалистам, и их психическим и психофизиологическим качествам, определяемым большой сложностью, опасностью и ответственностью профдеятелыюсти; во-вторых, массовым характером набора и распределения специалистов, необходимостью в формирования сплоченных, психологически устойчивых воинских коллективов (экипажи, труппы, расчеты) и, в третьих, — с тем, что идею диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности поддерживали крупные и авторитетные военачальники— М. В. Фрунзе, С. Н. Тухачевский, И. Э. Якнр и др. ...Наибольшее развитие не. диагностики и прогнозирование профпригодности получили В авиации» [34, с. 511.
В 1931 г. выходит в свет «Руководство по проведению психофизиологических испытаний в школах ВВС», в 1932-м — первый крупный обобщающий методический документ — «Инструкция о проведении психотехнических испытаний в военно-учебных заведениях и красноармейских частях». В критерии психологического отбора в авиационные школы входят: логичность мышления, быстрота реакции, распределение, объем и устойчивость внимания, глазомер, настойчивость, смелость, ловкость и другие качества. В 1932 г. организована Центральная научная психофизиологическая лаборатория гражданского воздушного флота, которая в 1935 г. вошла в состав созданного Института авиационной медицины. В 1936 г. его филиал развернут в Качин-ской авиашколе [34, 199|.
Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» 1936 г. надолго прерывает исследовательскую и практическую работу но изучению и оценке психологических факторов профессиональной успешности, летчиков в том числе. Возобновляется изучение факторов летной успешности и разрабатываются практические рекомендации уже после окончания Великой Отечественной войны.
В 1946 г., анализируя накопленный опыт определения профессиональной пригодности, С. Г. Геллерштейн выделяет два генеральных направления: синтетическое и аналитическое. Методы первого направления предполагают использование разных тренажеров, методы второго ориентированы на поиск отдельных референтных показателей летной успешности и подбор соответствующих методик их оценки. В русле второго направления К. К. Платонове 1947 г. проводит изучение индивидуальных особенностей успешных и неуспешных летчиков, успевающих и неуспевающих курсантов. Полученные учеными убедительные данные позволяют в последующем, разработать «Методические указания по изучению индивидуально-психологических качеств курсантов и летчиков», изданные в 1.951 г.
Первые после 1936 г. комплексные исследования возможности применения психологических методик для отбора курсантов в летные училища проведены в 1958 г. под руководством К. К. Платонова [34]. В 1961 г. успешно реализуется масштабная экспериментальная программа по отбору кандидатов в летные училища, в структуру которой входят 12 психометрических тестов. Этот опыт и накопленный за послевоенные годы эмпирический материал позволили определить основные критерии и процедуры обязательного профессионального отбора курсантов авиационных училищ ВВС, которые были официально введены в практику в мае 1964 г. Первоначально технологии отбора были разработаны для истребительной авиации, затем для бомбардировочной, для транспортной авиации, для вертолетных и штурманских училищ. За последующие 30 лет психологическую диагностику прошли около 140 000 кандидатов [34, с. 55; 201, с. 100].
В 1970-80-х гг. изучение проблемы профессиональной пригодности в авиации активизируется и расширяется. В 1982 г. психологический отбор распространяется на диспетчерские специальности. Накопленный положительный опыт служит основанием для формулирования ряда идей теории и методологии профессиональной пригодности субъекта. Разрабатываются стандарты профотбора. Так, например, один из подходов предполагает использование комплекса медицинских средств (ЭЭГ, КГР и др.), стандартных методов (16PF, MMPI), проективных тестов (тест Роршаха, ТАТ X. Хекхаузена), когнитивных (тест Уитки-на) и профессионально специфических методик. Значительный вес в программах отбора заняла диагностика основных психических функций: памяти, внимания, мышления, пространственного воображения [34, 199, 200, 201].
Введение психологического отбора в училища ВВС позволило выявлять до 12-15 % кандидатов, пригодных по здоровью и успешно сдающих экзамены, но профессионально непригодных для авиации; снизить отчисления по летной неуспеваемости на 25 % и отчисления в целом на 8-10 %; повысить общую успеваемость курсантов при обучении на 0,5-1 балл [34, с. 55].
Дифференцированная оценка кандидатов, курсантов и действующих летчиков — распределение на четыре группы лиц, различающихся по профессиональной пригодности, -- показала высокую прогностичиость психодиагностических критериев по всем ключевым факторам профессиональной успешности: успеваемости, отчислениям из училища, летным происшествиям, ошибочным действиям, летной мотивации и др. Надежность отечественных алгоритмов соответствовала зарубежным разработкам [34, 200].
Положительный опыт позволяет быстро развернуть аналогичную работу в частях ВМФ, ПВО страны, в сухопутных и ракетных войсках. Комплексные исследования проводятся под руководством В. А. Бодрова, Б. В. Кулагина, В. А. Пухова и др. «Отличительной чертой этих исследований... явилась разработка рекомендаций по отбору не только курсантов вузов, но и младших специалистов (водителей, связистов, операторов и т. п.)» [34, с. 56].
В этот же период начинается психологическое изучение целостной деятельности летчика. Активно разрабатываются:
• проблема образа в регуляции деятельности [88,89];
• теоретико-методологические основы профессиональной пригодности [34,35, 200];
• методология эргономического проектирования [60, 61, 200];
• проблема надежности деятельности летчиков, штурманов, операторов наземных служб [34, 239];
• изучение возможностей автоматизации управления [60, 61];
• компьютеризация процедур диагностики, совершенствование методов клинико-психологической экспертизы, роли высших личностных образований в структуре профессионализма и др. [34,35, 200, 239];
• решение задач подбора летных экипажей [34, 239] и др.
За короткий период плодотворного развития в границах авиационной психологии зарождаются самостоятельные направления, намечается появление новых интегральных научных дисциплин, что наглядно представлено в табличной форме К. К. Платоновым (табл. 2.1) [199, с. 15].
В триаде научно-практических задач данной отрасли прослеживается историческая тенденция: профессиональный отбор (с 1920-х гг.), профессиональная подготовка (с 1960-х гг.), психологическое сопровождение (с 1970-х гг.).
К сожалению, 1990-е гг. отмечены очередным кризисом. Реорганизация государства и армии, кардинальное изменение системы государственного управления, экономических механизмов разрушают ранее слаженную систему обучения курсантов, летной подготовки летчиков и психологического сопровождения их деятельности.
В этот же период наблюдается заметное уменьшение профессионального долголетия, во многом вызванное нестабильностью социального положения военнослужащих. В 1980-1990-х гг. последовательно уменьшается доля кандидатов в авиационные училища, имеющих отличные и хорошие способности [34, 35, 200]. После восстановления нормальных условий научного обеспечения авиации психология должна будет приступить к решению ее типичных задач, а также новых проблем, накопленных за текущий неблагоприятный период.
Таблица 2.1 Основные направления авиационной психологии (по К. К. Платонову)
Направления |
Область приложения |
Авиамедицинская психология |
Врачебно-летная экспертиза и медицинский контроль за летным составом и диспетчерами управления воздушным движением |
Авиапедагогическая психология |
Обучение, переучивание и совершенствование летного состава, диспетчеров и других авиационных специалистов; контроль и анализ качества выполнения полетов |
Психология организации и управления полетами и воздушным движением |
Планирование, организация и руководство полетами и воздушным движением |
Инженерно-авиационная психология |
Разработка, конструирование, эксплуатация и совершенствование авиационной техники, оснащение воздушных судов наземных средств обеспечения полетов специальной аппаратурой |
|
|