2.3. История авиационной психологии

Рассмотрим историю становления авиационной психологии в России, одной из дочерних отраслей психологии труда.

В 1909 г., анализируя обстоятельства гибели летчика, Совет всероссийского аэроклуба впервые в мире поставил вопрос о специальном отборе воздухоплавателей. Созданные в 1910 г. Гатчинская и Качинская авиашколы становятся центрами изучения и разработки вопросов профессиональной успешности и методик обучения пилотов. В 1909-1912 гг. в Военно-медицинской академии, в клинике В. М. Бехтерева, В. В. Абрамов начал проводить клинико-психологическое обследование летчиков с применением психологических методик. Конструктор и ведущий теоретик авиации Н. Е. Жуковский одним из первых обращает внимание на роль психологических факторов, ограничивающих профессиональную пригодность кандидата, среди которых он выделил «большое внимание, согласие всех движений, находчивость и хладнокровие».

В 1917 г. в Петрограде создается специальная комиссия для изучения деятельности пилотов и методического обеспечения психологического отбора в авиацию. На основании трехлетних исследований авиационный врач С. Е. Минц приходит к выводу о необходимости обязательного отбора кандидатов «путем психотехнических испытаний». В 1923 г. психолог А. П. Нечаев публикует статью о результатах комплексного изучения курсантов Московской авиашколы, проводимого с 1919 г. Совпадение диагностических данных с последующими оценками инструкторов и командиров позволило ученому вычислить «коэффициент авиационных способностей», который определялся на основе семи качеств: «адаптации и объема внимания, эмоциональности, внушаемости, разницы в прямом и обратном счете, средней скорости написания чисел и средней скорости работы в спокойном состоянии и при действии внешних раздражителей» [34,199].

В начале 1920-х, наряду с созданием отраслевых психотехнических подразделений: Центральной психофизиологической лаборатории на транспорте, Центральной психотехнической лаборатории почты и телеграфа, создается Центральная психофизиологическая лаборатория Рабоче-крестьянской Красной Армии и другие. Авторитетные военачальники активно поддерживают инициативы психотехников. При Малом академическом совете Реввоенсовета республики создается секция психофизиологии, в ведение которой входит руководство соответствующей деятельностью. В том же 1924 г. создается и другое подразделение — Центральная комиссия по организации психофизиологических испытаний в Красной Армии.

«...В вооруженных силах исследовательские и практические работы по психологическому тестированию проводил ись особенно интенсивно в связи, во-нерпых, с наличием высоких требований к военным специалистам, и их психическим и психофизиологическим качествам, определяемым большой сложностью, опасностью и ответственностью профдеятелыюсти; во-вторых, массовым характером набора и распределения специалистов, необходимостью в формирования сплоченных, психологически устойчивых воинских коллективов (экипажи, труппы, расчеты) и, в третьих, — с тем, что идею диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности поддерживали крупные и авторитетные военачальники— М. В. Фрунзе, С. Н. Тухачевский, И. Э. Якнр и др. ...Наибольшее развитие не. диагностики и прогнозирование профпригодности получили В авиации» [34, с. 511.

В 1931 г. выходит в свет «Руководство по проведению психофизиологических испытаний в школах ВВС», в 1932-м — первый крупный обобщающий методический документ — «Инструкция о проведении психотехнических испытаний в военно-учебных заведениях и красноармейских частях». В критерии психологического отбора в авиационные школы входят: логичность мышления, быстрота реакции, распределение, объем и устойчивость внимания, глазомер, настойчивость, смелость, ловкость и другие качества. В 1932 г. организована Центральная научная психофизиологическая лаборатория гражданского воздушного флота, которая в 1935 г. вошла в состав созданного Института авиационной медицины. В 1936 г. его филиал развернут в Качин-ской авиашколе [34, 199|.

Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» 1936 г. надолго прерывает исследовательскую и практическую работу но изучению и оценке психологических факторов профессиональной успешности, летчиков в том числе. Возобновляется изучение факторов летной успешности и разрабатываются практические рекомендации уже после окончания Великой Отечественной войны.

В 1946 г., анализируя накопленный опыт определения профессиональной пригодности, С. Г. Геллерштейн выделяет два генеральных направления: синтетическое и аналитическое. Методы первого направления предполагают использование разных тренажеров, методы второго ориентированы на поиск отдельных референтных показателей летной успешности и подбор соответствующих методик их оценки. В русле второго направления К. К. Платонове 1947 г. проводит изучение индивидуальных особенностей успешных и неуспешных летчиков, успевающих и неуспевающих курсантов. Полученные учеными убедительные данные позволяют в последующем, разработать «Методические указания по изучению индивидуально-психологических качеств курсантов и летчиков», изданные в 1.951 г.

Первые после 1936 г. комплексные исследования возможности применения психологических методик для отбора курсантов в летные училища проведены в 1958 г. под руководством К. К. Платонова [34]. В 1961 г. успешно реализуется масштабная экспериментальная программа по отбору кандидатов в летные училища, в структуру которой входят 12 психометрических тестов. Этот опыт и накопленный за послевоенные годы эмпирический материал позволили определить основные критерии и процедуры обязательного профессионального отбора курсантов авиационных училищ ВВС, которые были официально введены в практику в мае 1964 г. Первоначально технологии отбора были разработаны для истребительной авиации, затем для бомбардировочной, для транспортной авиации, для вертолетных и штурманских училищ. За последующие 30 лет психологическую диагностику прошли около 140 000 кандидатов [34, с. 55; 201, с. 100].

В 1970-80-х гг. изучение проблемы профессиональной пригодности в авиации активизируется и расширяется. В 1982 г. психологический отбор распространяется на диспетчерские специальности. Накопленный положительный опыт служит основанием для формулирования ряда идей теории и методологии профессиональной пригодности субъекта. Разрабатываются стандарты профотбора. Так, например, один из подходов предполагает использование комплекса медицинских средств (ЭЭГ, КГР и др.), стандартных методов (16PF, MMPI), проективных тестов (тест Роршаха, ТАТ X. Хекхаузена), когнитивных (тест Уитки-на) и профессионально специфических методик. Значительный вес в программах отбора заняла диагностика основных психических функций: памяти, внимания, мышления, пространственного воображения [34, 199, 200, 201].

Введение психологического отбора в училища ВВС позволило выявлять до 12-15 % кандидатов, пригодных по здоровью и успешно сдающих экзамены, но профессионально непригодных для авиации; снизить отчисления по летной неуспеваемости на 25 % и отчисления в целом на 8-10 %; повысить общую успеваемость курсантов при обучении на 0,5-1 балл [34, с. 55].

Дифференцированная оценка кандидатов, курсантов и действующих летчиков — распределение на четыре группы лиц, различающихся по профессиональной пригодности, -- показала высокую прогностичиость психодиагностических критериев по всем ключевым факторам профессиональной успешности: успеваемости, отчислениям из училища, летным происшествиям, ошибочным действиям, летной мотивации и др. Надежность отечественных алгоритмов соответствовала зарубежным разработкам [34, 200].

Положительный опыт позволяет быстро развернуть аналогичную работу в частях ВМФ, ПВО страны, в сухопутных и ракетных войсках. Комплексные исследования проводятся под руководством В. А. Бодрова, Б. В. Кулагина, В. А. Пухова и др. «Отличительной чертой этих исследований... явилась разработка рекомендаций по отбору не только курсантов вузов, но и младших специалистов (водителей, связистов, операторов и т. п.)» [34, с. 56].

В этот же период начинается психологическое изучение целостной деятельности летчика. Активно разрабатываются:

•   проблема образа в регуляции деятельности [88,89];

•   теоретико-методологические основы профессиональной пригодности [34,35, 200];

•   методология эргономического проектирования [60, 61, 200];

•   проблема надежности деятельности летчиков, штурманов, операторов наземных служб [34, 239];

•   изучение возможностей автоматизации управления [60, 61];

•   компьютеризация процедур диагностики, совершенствование методов клинико-психологической экспертизы, роли высших личностных образований в структуре профессионализма и др. [34,35, 200, 239];

•   решение задач подбора летных экипажей [34, 239] и др.

За короткий период плодотворного развития в границах авиационной психологии зарождаются самостоятельные направления, намечается появление новых интегральных научных дисциплин, что наглядно представлено в табличной форме К. К. Платоновым (табл. 2.1) [199, с. 15].

В триаде научно-практических задач данной отрасли прослеживается историческая тенденция: профессиональный отбор (с 1920-х гг.), профессиональная подготовка (с 1960-х гг.), психологическое сопровождение (с 1970-х гг.).

К сожалению, 1990-е гг. отмечены очередным кризисом. Реорганизация государства и армии, кардинальное изменение системы государственного управления, экономических механизмов разрушают ранее слаженную систему обучения курсантов, летной подготовки летчиков и психологического сопровождения их деятельности.

В этот же период наблюдается заметное уменьшение профессионального долголетия, во многом вызванное нестабильностью социального положения военнослужащих. В 1980-1990-х гг. последовательно уменьшается доля кандидатов в авиационные училища, имеющих отличные и хорошие способности [34, 35, 200]. После восстановления нормальных условий научного обеспечения авиации психология должна будет приступить к решению ее типичных задач, а также новых проблем, накопленных за текущий неблагоприятный период.

Таблица 2.1 Основные направления авиационной психологии (по К. К. Платонову)

Направления

Область приложения

Авиамедицинская психология

Врачебно-летная экспертиза и медицинский контроль за летным составом и диспетчерами управления воздушным движением

Авиапедагогическая психология

Обучение, переучивание и совершенствование летного состава, диспетчеров и других авиационных специалистов; контроль и анализ качества выполнения полетов

Психология организации и управления полетами и воздушным движением

Планирование, организация и руководство полетами и воздушным движением

Инженерно-авиационная психология

Разработка, конструирование, эксплуатация и совершенствование авиационной техники, оснащение воздушных судов наземных средств обеспечения полетов специальной аппаратурой


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?