3.4. Эргономика

Термин «эргономика» (от греч. ergon — «труд» и nomos — «закон», «закон работы») в 1857 г. предложил Войтех Ястшембовский, имея в виду новую науку о труде, основанную на изучении закономерностей науки о природе. Такой же смысл в понятие «эргонология» вкладывал В. М. Бехтерев, а В. Н. Мясищев — в понятие «эргология». Еще в 1920-х гг. отечественные ученые указывали на то, что трудовая деятельность не изучается в целом ни одной из существующих наук. Несмотря на свою важность, в полном объеме она не входит ни в одну из существующих дисциплин. Организацию первого Эргологического исследовательского общества в Англии в 1949 г. принято считать датой рождения новой науки. В 1961 г. создана Международная экономическая ассоциация. В 1960 г. выходит первый профессиональный журнал — Human factors («Человеческие факторы»), — так и теперь эта область знаний именуется в США.

Если становление инженерной психологии в 1940-1950-х гг. привело к утверждению понятия и идеологии «система "человек — машина "» (СЧМ), то становление эргономики в 1960-х утвердило понятие «система "человек — техника — среда"» (СЧТС).

Если психотехнику, индустриальную, промышленную психологию рассматривать как первую интеграцию научных дисциплин с целью «решения задач общественной жизни» (В. Штерн), то генеральную идею эргономики — координацию деятельности всех специалистов, занимающихся трудом, можно считать второй интеграцией наук, еще раз подтвердившей мощные генетические взаимосвязи наук о человеке как о субъекте труда.

В конце 1980-х гг. дисциплина определялась следующим хронотопом: эргономика — «область знания, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системе "человек — техника — среда" (СЧТС) с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта» [298, с. 6]. Предмет эргономики — трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами в условиях влияния на него факторов внешней среды. В эргономике используются методы, сложившиеся в психологии, физиологии, гигиене, анатомии, социологии [104,298]. Другими словами, характерная для психологии труда интегральность научных подходов («комплекс научных дисциплин о труде») транслируется и на ее дочерние ветви.

С позиций эргономики трудовая деятельность рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации и энергии, происходящий в системе «человек — орудие труда — предмет труда — окружающая среда». В силу этого эргономические исследования основываются на выяснении закономерностей психических и физиологических процессов, лежащих в основе определенных видов трудовой деятельности, на изучении особенностей взаимодействия человека с орудиями и предметами труда, с окружающей средой в широком смысле (ее пространственных, временных, информационных и энергетических свойств) [33,104,298].

Особым фактором эргономики можно считать социально-психологические эффекты, порождаемые непосредственным взаимодействием людей в их профессиональной деятельности. Значительные возможности управления психологическими «переменными» посредством организации физического пространства жизнедеятельности людей видны даже в простых случаях расположения рабочих мест в помещении. Например, расположение рабочих столов служащих-женщин «лицом к лицу» в короткое время приводит к напряженности психологического климата в трудовом коллективе, а в последующем — к затяжным конфликтам. Размещение в лифтах организации зеркал изменяет субъективные оценки комфорта и скорости их движения, снимает многочисленные жалобы. Даже небольшие изменения в пространстве кабинета руководителя приводят к восприятию подчиненными помещения как «строгого» или «демократичного», с переносом характеристик пространства на личность руководителя. Увеличение размеров кабинета, стола, высоты кресла — давно известные способы повышения социального статуса его хозяина.

Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологии в середине XX в. и не решаемые средствами технических и медицинских наук. Научно-техническая революция в промышленности и на транспорте настоятельно потребовала нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены труда, художественного конструирования.

Первой серьезной проблемой стала недостаточная эффективность СЧТС. Оказалось, что человек-оператор по ряду причин не в состоянии использовать весь потенциал СЧТС. Среди таких причин установлены: несогласованность параметров оборудования и возможностей человека, снижение работоспособности человека в условиях дефицита времени, информации, интенсивного воздействия факторов среды (шум, вибрация, излучение, микроклимат); недооценка мотивации человека в овладении новой техникой, уровня его интеллектуального и духовного развития.

Так, в СССР в 1970-1980-х гг. внедрение новой техники и технологии сопровождалось повышением производительности труда не более чем на 25-30 %, а нередко — даже ее понижением. Например, на фосфористых карьерах в Казахстане при преимущественном использовании 27-тонных самосвалов производительность труда составляла 4327 м3 в год. Повышение грузоподъемности самосвалов до 40 тонн привело к снижению производительности труда на одного человека до 2605 м3 в год, то есть на 40 %. В сельском хозяйстве выработка у трактора ДТ-54 составляла 9271 гектар пахоты, а у более мощного ДТ-75 — 8076 гектаров, то есть снизилась на 13 % [298].

Рост травматизма людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве, транспорте, в быту, не мог не привлечь внимание ученых. Если в Англии в 1946 г. смертность в результате несчастных случаев в 2 раза уступала смертности от инфекционных заболеваний, то в 1961 г. она в 3 раза превысила смертность от инфекционных заболеваний. В США в 60-70-х гг. прошлого века на производстве ежегодно погибало около 14 тыс. человек и получало увечье около 2,3 млн, на транспорте — соответственно 45 тыс. и 2 млн человек. В целом, с использованием машин, оборудования, технических устройств в мире травмировалось более 10 млн человек, погибало около 500 тыс. [135, 298].

Высокая текучесть кадров — третья серьезная проблема. В СССР в 1960- 1970-х гг. прошлого века текучесть кадров в промышленности и строительстве колебалась от 4 до 70 %, В среднем составляя около 30 %. Помимо этого, серьезным препятствием на пути повышения производительности труда вопреки ожиданиям инженеров-разработчиков явились «психологические барьеры» и пассивность рабочих на участках, где внедрялись станки с программным управлением, гибкие производственные системы и другие современные технологии. Внедрение новой техники не вело автоматически к изменению культуры труда работников, к стремлению повышать ими свою квалификацию. Около половины изготовленных роботов в 80-х гг. пе нашло своего практического применения.

Рост числа нервно-психических заболеваний был назван «индустриальным стрессом». По данным Всемирной организации здравоохранения, в этот период в 65 промышлепно развитых странах мира на учете в психоневрологических учреждениях состояло 0172 до 80 млн психических больных, а прямые денежные затраты, связанные с их лечением, исчислялись суммой 30 млрд доллларов. По мнению экспертов, значительная часть этих заболеваний была обусловлена темпами роста и особенностями организации современного производства [104,135,298J.

Цели и теоретические задачи дисциплины, сформулированные в конце 1980-х гг., являются типичным хронотопом.

Основной целью эргономики является безопасность труда. В 1970-1980-х гг. В СССР субъективные причины травматизма в промышленности (ошибки человека) доминировали над объективными (неисправность техники), в среднем составляя: 22 % тяжелых несчастных случаев — нарушение технологии самими работниками, 19 % — грубое нарушение правил техники безопасности пострадаишими, 16 % т плохая организация рабочего места, 7 % — неисправность оборудования, 4 % — плохая обучсн-ность персонала.

Второй целью эргономики является повышение эффективности СЧ'ГС. Согласно исследованиям, проведенным в середине 1980-х гг., уже через 15 минут работы за экраном компьютера у человека наблюдалось утомление глаз и расстройство цветового зрения. При утом существенное и стабильное повышение эффективности труда операторов может обеспечиваться даже незначительным изменением физических параметров рабочей среды: изменением соотношения яркости экрана и окружающего пространства от 3:1 до 5:1, увеличением размеров знаков на экране до 3,1-4,2 мм, снижением силы удара но клавише до 25-150 г, уменьшением длины пробега клавиши до 1-4 мм и т. д.

Третья цель эргономики состоит в обеспечении условий для развития личности трудящегося в процессе труда. Она предполагает: оптимальную интенсивность, напряженность труда всех профилей, повышение его интеллектуальной насыщенности, повышение качества общей и профессиональной подготовки работников и др.

В совокупности обозначенные цели определяют семь теоретических задач эргономики.

1.  Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом особенностей технических систем и среды.

2.  Исследование закономерностей взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой.

3.  Формули рование принципов создания СЧТС и алгоритмов деятельности человека.

4.  Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда в СЧТС.

5.  Создание методов исследования, проектирования и эксплуатации СЧТС.

6.  Разработка специфических категорий эргономики, отражающих особенности ее предмета, содержания, методов.

7.  Поиск и описание фактов, демонстрирующих связь качества труда человека с эргономическими параметрами технических систем и внешней среды [298, с. 11-12].

Эргономика органически связана с дизайном, который понимается как «проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды в жилой, производственной и социально-культурной сфере. Объектами промышленного дизайна являются промышленные изделия (производственное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и пр.)» [132, с. 3].

Становление дизайна как дисциплины связано с прямыми следствиями развития техногенных цивилизаций (см. раздел 1.7). Предметно-пространственная среда жизнедеятельности человека перестает быть естественной, природной, рукотворной в большей степени в связи с ускорением исторического времени. Среду обитания человека преимущественно создают машины. Быстрое изменение предметно-пространственного окружения человека приводит к тому, что становятся актуальными не только особая целенаправленная деятельность по созданию и адаптации нового оборудования и предметов к представлениям людей, но и прогнозирование этих представлений, запросов, вкусов.

В масштабе эргодизайна как научной дисциплины различаются и развиваются такие направления, как проектная деятельность, художественное конструирование, художественное моделирование, имеющие свои специфические задачи и свой предмет. Так, например, целью художественного конструирования является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. Она достигается путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К качествам предметов в контексте эргодизайна относятся не только формальные и художественные свойства их внешнего вида, но главным образом структурные связи, придающие изделиям, помещениям, технологическим линиям функциональное и композиционное завершение. Именно функциональный аспект позволяет рассматривать эргономику как естественнонаучную основу дизайна. В практическом плане учет человеческого фактора — неотъемлемая часть процесса художественного конструирования [172, 275].

Ярким примером воплощения потенциала дисциплины и вероятной траектории ее развития может служить результат творческого сотрудничества архитектора и заказчика: «...на сугубо утилитарное, рабочее помещение мастерская Виктора Мережко совсем не похожа, она очень уютна и обстроена весьма оригинально: 75 м2 студии — это одна комната, разделенная на четыре помещения, по числу углов: кухня, спальня, библиотека и кабинет.

...Площадь не только условно поделена на отдельные помещения, тут нашлось место для "тематических углов". Например, есть спортивный зал — здесь стоят тренажеры, есть стена с фотографиями и статуэтками, где я разместил целую коллекцию холодного оружия. Имеется даже маленький зоопарк с клеткой для Ксюши, моего попугая. В итоге все вещи поместились наилучшим образом. Обстановка получилась одновременно и оригинальной, и вполне уютной. Я называю стиль моей студии богемным, но интеллигентным.

...Прежде всего должно быть ощущение, что это — твое, что тебе именно здесь комфортно. Очень важна атмосфера... Ко мне любят приходить гости, все говорят, что здесь удивительная энергетика. К тому же этот район мой — всегда мечтал поселиться возле Тимирязевского парка» [240, с. 3].

Дизайн работ — еще одно направление, в качестве органичной части входящее в зарубежную психологию труда и организационную психологию [120, 121], — можно рассматривать как еще одну, четвертую интеграцию дисциплин о человеке в труде. Содержание этого подхода будем понимать как новый хронотоп.

«...Целью дизайна работ является создание наиболее полных заданий» [121, с. 10]. «...Предложения по дизайну основаны на анализе и оценке работы и идут "в ногу со временем" и'соответствуют актуальному образу человека. ...Рассматриваются следующие аспекты организации работы:

•   оптимальное согласование распределения заданий между челоне-ком и машиной, например определение необходимости автоматизации и механизации, обработки информации человеком;

i • организация рабочих средств, например сигнального поля (облегчение восприятия информации и дальнейшая ее обработка), условий моторного вмешательства (организация обслуживания);

•   оформление работы и технологий, например разделение или комбинирование заданий, прозрачность трудового процесса;

•   основы построения рабочего расчета и стимуляции труда, например выяснение психических и физических требований и нагрузок, оформление пауз;

•   организация рабочего окружения. Например, исследование влияния рабочей среды (свет, климат, шум и т. д.) на производительность» [120, с. 168).

«...К дизайну относятся и такие новые формы работы, как скользящий график, разделенная ставка, виртуальная кооперация или работа, связанная с использованием машин. ...Дизайн работы обозначает в том числе возможность работать дома и свободно выбирать время для работы и отдыха» [120, с. 169].

Итак, эргономика быстро развивается. В конце 70-х гг. прошлого века, то есть через три десятилетия после ее возникновения, некоторые ведущие специалисты еще не признавали самостоятельный статус эргономи-ки как научной дисциплины.

«...Эргономика пока вряд ли может рассматриваться как самостоятельная наука... Кардинальным решением в формировании эргономики как науки может быть лишь разработка методологических основ и специфических методов исследования» [82, с. 130].

В конце 1980-х гг. ученые ЛГУ, уже дают свое определение новой дисциплины как «области знания, комплексно изучающей трудовую деятельность человека в системах "человек — техника — среда" с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта» [298, с. 6]. В конце XX в. это уже развитая и разветвленная отрасль науки и практики. Эргономика стала полноправной сферой практики, шагнув от первоначальной оценки факторов физической среды в условиях производства и на транспорте в разные сферы жизнедеятельности человека.

В конце XX в. стали готовить специалистов высшей квалификации по разным специальностям: дизайн промышленного оборудования, ландшафта, интерьера помещений, одежды и др.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?