12.4. Безработица как «второй полюс» профессионального самоопределения

После разрушения прежней социальной системы с конца 1980-х гг. в Российской Федерации реальностью стал неизвестный нам ранее институт безработных, а также соответствующие государственные службы и формы деятельности. Поэтому есть все основания ввести в научное понимание организации процессов труда и трудовых отношений субъектов наряду с другими формами (профориентация, профессиональная подготовка, профессиональный отбор) как актуальный компонент состояние человека в качестве безработного. При таком понимании три темы — профессиональные деструкции (мотивация профессиональной деятельности и др.), личностные деформации и соматические расстройства человека в состоянии безработного — можно рассматривать в единстве как компоненты триады безработицы. Совместно с позитивными составляющими субъекта труда они выступают как два полюса единого вектора «мотивационно-смысловая регуляция трудовой активности субъекта»- и с двух сторон отражают психологические механизмы прямой и косвенной ее социальной регуляции.

Первая группа регуляторов актуализируется при вовлечении человека в общественное разделение труда, вторая — при его вынужденной отделенности от части социальной системы (непосредственных технологий труда, пространственно-временных характеристик его организации на конкретном рабочем месте, всей совокупности исторических и социально-экономических форм стимулирования и контроля трудовой деятельности человека).

Состояние безработного достаточно резко обнажает все то, что в «норме» прямо не заявляет о себе, функционируя латентно на подсознательном и бессознательном уровнях как средовая регуляция поведения и деятельности человека. Предельное обобщение: «человек есть совокупность общественных отношений» (К. Маркс) — в данном случае представляется правомерным.

За рубежом доказательства патогенетической связи состояния безработицы с психосоматическими расстройствами были получены еще в 1930-е гг., а к 1970-м сформировалась четкая позиция ученых в оценке безработицы как патогенного фактора [72, 291]. Данные независимых исследований, полученных в разные годы в разных странах, свидетельствуют о снижении психического и соматического здоровья у лиц, потерявших работу, вынужденно или частично занятых, а такнсе у членов их семей, у выпускников вузов при длительной незанятости, у вынужденных переселенцев [72, 290, 291].

Согласно разным литературным источникам, незанятость оказывает негативное влияние на психосоматику, психологические функции и социальные стереотипы: возрастает злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, курение, правонарушения, суицидальные намерения, суициды и другие негативные явления увеличиваются пропорционально продолжительности времени незанятости. Отмечается нарушение сна, аппетита, сексуальной активности. Около половины безработных воспринимают вынужденную незанятость как трагедию, равную по силе или большую, чем развод и его последствия. У безработных сравнительно с выборками работающих частота психической и соматической патологии возрастает от 1,5-2 до 4-10 раз. Результаты отечественных исследований безработных подтверждают эти данные [64, 71, 72, 250, 278, 291]. В ряде стран — Норвегии, Швеции, Финляндии и др. — безработица рассматривается как социомедицинский диагноз.

Возникновение и положительная динамика депрессивной и тревожной симптоматики связаны с продолжительностью безработицы: в первые 2-3 месяца могут отмечаться всплеск активности человека, высокая мотивация к труду и установка на поиск работы, далее следует «кризис трех месяцев». Дистресс достигает максимума к шестому месяцу, после чего снижается и может переходить в более стабильные формы — в период от 12 до 24 месяцев [64,278,290,291]. После шестого месяца происходит привыкание людей к ситуации безработицы и примирения с ней. Наблюдается реальная опасность профессиональной дисквалификации, вплоть до профессиональной непригодности. Возможность переобучения многим безработным кажется непривлекательной. Переобучившись, многие из них по новой специальности не работают. Преимущественно они обращаются к психологам за поддержкой, охотно посещают комнаты психологической разгрузки, с удовольствием занимаются своим здоровьем, демонстрируют установки на лечение, образуют клубы безработных [291].

Выявлено три клинических варианта невротических нарушений, которые проявляются в следующих формах: невротические реакции, состояния и невротическое развитие личности — в период свыше 12-24 месяцев. Возникают серьезные трудности во взаимодействии безработных и сотрудников службы занятости, деятельность которых проходит в сложных условиях и связана с большими психоэнергетическими затратами [64, 71, 72,250]. Развитие личности безработных чаще бывает истерического или психастенического типа [291]. Исследователи отмечают, что отдельные нарушения психосоматики у части потенциальных безработных проявлялись еще до потери работы [278, 291].

В 1938 г. П. Айзенбергоми П. Лазарсфельдом была предложенатрех-стадийная модель, в 1990-х гг. наибольшее распространение получила модель австрийского психиатра Л. Пельцмана, согласно которой процесс утраты статуса работающего человека делится на четыре стрессовые фазы: первоначально — состояние неопределенности, шока и дезориентации в результате внезапной потери работы, а также ожидания увольнения; в последующие 2-4 месяца — состояние некоторого эмоционального подъема и «радужных перспектив» относительно поиска работы. В этот период происходит конструктивное приспособление к ситуации. Спустя шесть месяцев после потери работы — утяжеление состояния: разрушение привычек и поведения, интересов, ценностей, целей. Негативное влияние оказывают колебания, связанные с надеждой найти работу; спустя 12 месяцев — доминируют беспомощность и примирение со сложившейся ситуацией, привыкание к состоянию бездеятельности, формируется боязнь найти работу.

Отечественные исследователи приводят многочисленные подтверждения этой модели. Вынужденная незанятость часто сопровождается «синдромом социально-психологической дезадаптации»: неудовлетворенностью жизнью, неуверенностью в себе, снижением самооценки, уровня социальной активности и мотивации, разрушением базовых жизненных целей и т. п. Как следствие — повышается уровень психоэмоциональной напряженности, ухудшается здоровье, происходит дезинтеграция поисковой активности [72,278]. В состоянии безработицы формируются установки по типу «госпитализма» [64]: отмечаются ги-перкинезия, утомляемость, вегетативные расстройства, расстройства памяти и внимания, тревога, апатия, дисфория, страх, неопределенность отношения к будущему, нарушения межличностных отношений, сужение круга общения, возникают проблемы досуга, нарушается структура проведения свободного времени [291].

Основными факторами психосоматических дисфункций выступают:

•   пол (данные исследований неоднозначны);

•   возраст (безработные средних и старших возрастов обнаруживают больший уровень дистресса);

•  образование (данные о взаимосвязи противоречивы);

•  этнос (стрессовому воздействию безработицы в большей мере подвержены представители некоренных этнических групп);

•  время (дисфункции достигают своего максимума после трех месяцев) [290].

Согласно данным наших исследований, кризисные точки адаптации субъекта к труду в организации приходятся па первый, третий, шестой, двенадцатый, двадцать четвертый месяцы [252]. Таким образом, динамика адаптации субъекта труда к требованиям деятельности, рабочего места и корпоративной культуры организации и динамика дезадаптации — деструкции и регресса безработных как субъектов труда, — противоположны и симметричны, «зеркальны»:

•   интенсивная адаптация/дезадаптация в первые 2-3 месяца;

•   активная перестройка и согласование множества физиологических и психических процессов/их разрушение — до 6 месяцев: их стабилизация и монотонная динамика в последующий период — до 12 месяцев;

• некоторое снижение качества деятельности у работающих при неизменяющихся условиях труда, и, напротив, возможны некоторая адаптация и смягчение нозологических и поведенческих симптомов у части безработных в последующий период — от 12 до 24 месяцев и более.

«Зеркальное» сходство обсуждаемых процессов указывает на наличие множества бессознательных, сознательных» надсознательных психологических механизмов, регулирующих поведение и деятельность субъекта труда в конкретных социально-исторических условиях.

Обзор темы безработицы как «второго полюса» профессионального самоопределения человека мы завершим квинтэссенцией ее понимания одного из ведущих отечественных специалистов — А. Н. Демина [72].

«...ИКЗ (индивидуальные кризисы занятости) выступают частью жизненного пути личности, одним из ее жизненных кризисов. Понятие ИКЗ размещает человека в пространстве отношений занятости, которые шире отношений человека и профессии, поэтому в его содержании самым непосредственным образом отражаются изменения в экономике, социальной структуре, трудовой идеологии общества.

Под ИКЗ понимается разрушение, деформация или кардинальная перестройка значимых связей личности с профессиональной средой или трудовой деятельностью, которые инициируются извне или самой личностью, сопровождаются, как правило, изменениями в ее социальном, профессиональном и материальном статусе на рынке труда, психологическом благополучии, предъявляют повышенные требования к адаптационным возможностям личности и ее социального окружения, требуют преодолевающих усилий со стороны личности.

ИКЗ может протекать как самостоятельно, так и на фоне возрастных кризисов, кризисов профессионального развития и других кризисов личности. ...ИКЗ описываются с помощью аналитической схемы, которая включает следующие элементы: 1) предпосылки кризиса; 2) непосредственный источник; 3) психологические симптомы; 4) динамику; 5) факторы и способы преодоления (прохождения) кризиса; 6) критерии преодоления; 7) обстоятельства, усугубляющие протекание кризиса; 8) цену преодоления.

Важным инструментом анализа ИКЗ является понятие социальной ситуации занятости... Разрушение одной ситуации и выстраивание новой образуют содержание прохождения и преодоления ИКЗ. ИКЗ могут быть нормативными и ненормативными (относительно неожиданными в расписании жизни), социально и личностно обусловленными, краткосрочными и долгосрочными (включающими длительную подготовительную фазу или длительное восстановление социального статуса и психологического благополучия), конструктивными и деструктивными, высокозатратными и низкозатратными для личности и ее окружения.

В современных социально-экономических условиях России одним из центральных феноменов индивидуального кризиса занятости является безработица. Психологические интерпретации личности в ситуации безработицы делятся на три большие группы, или подхода. В институциональном подходе психологическое содержание безработицы выводится из особенностей института трудовой занятости — его ценностей и норм, финансовых механизмов, темпоральных, межличностных, организационных и других особенностей. У моделей и концепций, сложившихся в данном подходе, общий знаменатель: личность зависима от института трудовой занятости, нуждается в принадлежности к нему; разрыв, ослабление или перестройка связей с институтом трудовой занятости в результате потери работы вызывает материальную, социальную и психологическую депри-вацию личности. ...Основная метафора данного подхода: личность страдает в ситуации безработицы.

Главным в моделях когнитивно-мотивационного подхода является понимание личности как оценивающего, интерпретирующего и действующего субъекта, который сам может выбрать активную или пассивную форму поведения в трудной жизненной ситуации. Основные понятия: мотивация, атрибутивные процессы, совладающее поведение, поиск работы. Основная метафора данного подхода — личность действует в ситуации безработицы.

Биографический подход является скорее предпосылкой для целенаправленных исследований безработицы, чем уже оформившейся традицией в данной предметной области. Он дополняет институциональный и когни-тивно-мотивационный подходы за счет введения и активного использования понятия "карьера". Модели биографического: ...безработица — составная часть жизненного пути и карьеры личности; прохождение безработицы зависит от стадии жизненного пути, социально-исторического контекста, адаптивных возможностей личности, особенностей взаимодействия личностных и средовых факторов в прошлом и настоящем. Основные понятия: карьера, адаптивность, социальное функционирование личности, риск-факторы развития. Основная метафора данного подхода: личность развивается в течение жизненного пути через прохождение разных ситуаций, включая безработицу. Понятия психического здоровья и/или психологического^ благополучия являются общими для всех трех подходов.

...Историко-психологический анализ позволил выделить три специфические особенности психологического знания о безработице. Их содержание связано с эволюцией предметных фокусировок исследователей, изменением в методах и организации исследований, местом психологии в междисциплинарном взаимодействии при изучении безработицы. В сочетании с основными интерпретациями личности эти особенности могут рассматриваться в качестве историке-психологической схемы анализа безработицы.

Одна из ключевых тенденций в развитии психологического знания о безработице связана с ростом внимания к порождающему аспекту данного явления. Понимание безработицы как порождающего процесса, включенного в индивидуальный жизненный путь, историю семьи, сообщества и функционирование рынка труда, инициирует поиск ответов на вопросы, как человек восстанавливает свою занятость или, наоборот, терпит неудачи, как он закладывает своим пребыванием в состоянии безработицы долгосрочные эффекты для себя и других. Порождающие процессы осмысливаются в зарубежной психологии через призму понятий "мотивация", "совладание", "поиск работы", "адаптивность", "карьера". Соответственно, доминирующими при интерпретации безработицы становятся метафоры личности действующей и развивающейся.

...Безработица — это сложный психологический феномен, который включен в экономические, технологические, социальные механизмы функционирования общества и одновременно выступает составной частью жизненного пути личности. Безработица — разновидность индивидуального кризиса занятости. Возникая в результате вынужденной или добровольной потери оплачиваемой работы, она, как правило, сопровождается изменением социального, профессионального и материального статуса личности, ухудшением психологического благополучия самой личности и ее ближайшего социального окружения, имеет определенную временную длительность и фазы протекания, индивидуально-своеобразные механизмы, критерии и психологическую цену преодоления. ...Преодоление ИКЗ — вид преобразовательной активности, процесс и продукт самоорганизации личности» [72, с. 251-255].


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?