10.5.1. Ручные грузовые тележки
Они применяются для перемещения грузов массой до 1000 кг на небольшие расстояния. Это основные средства малой механизации, имеющиеся в каждом магазине. Тележка (см. рис. 10.23) представляет собой приспособление (платформа, вилы), укрепленное на раме ходовой части и предназначенное для поддерживания груза во время его транспортирования. К раме ручной тележки для ее передвижения крепится ручка. Конструктивно ручные тележки выпускаются с двумя, тремя и четырьмя колесами; со стационарной и подъемной платформой. Колеса ручных тележек устанавливаются на шарикоподшипники и имеют резиновую ошиновку. В настоящее время в магазинах и на складах применяют ручные тележки типа ТГ (тележка грузовая) грузоподъемностью от 1 до 10 кН (от 100 до 1000 кг).
Допустимые усилия рабочего, толкающего тележку, принимают: при непрерывной работе — не более 100 Н, при работе с перерывами — 200-300 Н, при трогании с места — до 500 Н; скорость перемещения тележки до 1 м/с. В ориентировочных расчетах усилия для перекатывания тачки можно принимать коэффициент сопротивления: для деревянного пола 0,18, асфальта 0,11-0,16.
На утомляемость рабочего влияет вертикальное усилие на рукоятках. Для облегчения работы необходимо, чтобы центр тяжести груженой двухколесной тачки был расположен не дальше 0,2 м от оси колеса в сторону рукояток. Трех- и четырехколесные тележки меньше утомляют рабочего.
Каждый тип тележек имеет буквенно-цифровую индексацию, где буквы указывают назначение, а цифры — грузоподъемность. Например, индексация ТГВ-500 М указывает на то, что это тележка грузовая с подъемными вилами, грузоподъемностью 500 кг, модернизированная.
Тележка ТГ-500 состоит из сварной металлической рамы и откидной ручки, шарнирно прикрепленной к оси передних колес. Рама имеет деревянный настил, образующий платформу высотой 115 мм, что облегчает размещение груза. Передние колеса поворотные, а задние — неповоротные.
Тележка ТГ-125 состоит из сварной металлической платформы. К платформе, представляющей собой металлический лист, прикреплена ось с двумя неповоротными колесами на одной оси и два поворотных колеса.
Тележка ТГШ-250 металлическая, сварная с одним опорным кронштейном и съемной платформой предназначена для перевозки затаренных грузов: при перевозке бочек платформа снимается.
На вертикальном стержне тележки имеется фиксатор, который служит для захвата бочек.
Домкратная тележка состоит из двух расположенных одна над другой металлических рам (платформ): нижней — основной, жестко соединенной с колесами, и верхней — подъемной, укрепленной на рычагах. Рычаги образуют шарнирный параллелограмм. Благодаря этому верхнюю раму (платформу) можно приподнимать на 5—10 см. При этом верхняя платформа будет параллельна нижней. Для подъема груза нужно перевести рукоятку (дышло), действующую по принципу коленчатого вала, из вертикального положения в наклонное. Раму можно приподнять также с помощью ножной педали.
В поднятом положении рама удерживается стопором. Тележку подводят под поддон (цельнометаллический или деревянный), приподнимают ее верхнюю раму, в результате чего груз отрывается от пола, и перемещают его в нужное место. Для исключения удара при опускании груза тележка снабжена масляным амортизатором. Ходовая часть тележки состоит их двух задних (неповоротных) и двух близко расположенных передних (поворотных) колес. К тележкам рассмотренного типа относится тележка ЗТГР-350.
Конструкция тележки с гидравлическим приводом подъема платформы или вил аналогична конструкции описанной выше дом-кратной тележки. Разница заключается в том, что в тележках с гидравлическим приводом подъемная сила образуется за счет нагнетания ручным насосом масла в гидроцилиндр, в результате чего приходит в движение плунжер, поднимающий платформу или вилы.
Опускание платформы происходит под действием ее массы после поворота ручки и сброса давления гидросистемы. Тележка ТГВ-500 М с гидравлическим подъемом вил грузоподъемностью 500 кг показана на рисунке 10,23, д, а тележка-стол с гидроподъемом — на рисунке 10.22, б.
На складах высотой до 4 м для отборки (размещения) товаров из полочных стеллажей используют отборочные тележки, которые представляют собой металлические сварные конструкции. В верхней части рамы расположена рабочая площадка с ограждением, а нижняя часть опирается на два колеса, передвигающиеся по монорельсу.
Для облегчения перевозок грузов, в частности бидонов с молоком (рис. 10.22, г), по лестнице и через препятствия выпускают специальные тележки. Ходовая часть тележки состоит из двух планетарных колес, имеющих по три ролика-колеса диаметром 160 мм с резиновыми шинами. При движении через препятствия или по лестнице крестовины колеса вращаются, опираясь попеременно на два ролика с каждой стороны.
При горизонтальном перемещении тележка опирается на четыре ролика-колеса. Груз движется по пологой траектории при незначительном колебании центра тяжести. Сопротивление перекатыванию близко к усилию, требуемому для перемещения подобной тележки по гладкой наклонной плоскости с углом подъема, равным углу заложения лестницы. Грузоподъемность тележки — 100 кг, ее масса — 10 кг и колея — 480 мм.
|