|
10.1. Назначение и классификация подъемно-транспортного оборудования
Подъемно-транспортные машины и оборудование, применяемые на торговых предприятиях, предназначены для механизации труда при выполнении следующих операций: разгрузки и погрузки транспортных средств; перемещения и подъема грузов по различным уровням здания; укладки их в штабеля, на стеллажи и в подсобные помещения; внутрискладского и внутримагазинного перемещения грузов к местам их дальнейшей обработки.
Подъемно-транспортное оборудование подразделяется на вспомогательные (малая механизация) и основные средства механизации — оборудование большой производительности. К средствам малой механизации относятся разнообразные ручные тележки, подъемники и т. п. На многих складах, особенно на мелких, а также на недогруженных участках крупных складов, где содержание высокопроизводительного механизма может оказаться экономически нецелесообразным, средства малой механизации достаточно эффективны.
Основными средствами механизации складов являются электро- и автопогрузчики, электрокары, конвейеры, мостовые и козловые краны и др. В розничной торговле чаще всего используется комбинация трехопорных электропогрузчиков, штабелеров, перевозчиков поддонов, сборщиков заказов, а в крупных супермаркетах целесообразно использовать ричтраки. К средствам малой механизации традиционно относятся обычные ручные тележки, платформенные тележки, ручные штабелеры и т. д.
Классификация подъемно-транспортного оборудования, применяемого для производства складских и погрузочно-разгрузочных работ, осуществляется по функциональному назначению, принципу действия, виду привода, конструктивным признакам и по техническим параметрам.
По функциональному назначению оборудование подразделяют на грузоподъемные машины и механизмы (лифты, подъемники, краны и др.); транспортирующие машины (конвейеры, элеваторное оборудование и др.); погрузочно-разгрузочные машины (электро- и автопогрузчики и др.); специальные машины (манипуляторы, пакетировщики и др.).
По принципу действия подъемно-транспортное оборудование может быть цикличного действия (штабелеры, грузовые краны, подъемники, электро- и автопогрузчики и др.), у которого рабочий орган перемещается с грузом циклично от места разгрузки до места хранения товара или наоборот; непрерывного действия (конвейеры, элеваторы и др.), у которого рабочий орган имеет непрерывное движение и перемещает груз равномерно.
По виду привода подъемно-транспортное оборудование бывает с механическим приводом (электро- и автопогрузчики, штабелеукладчики и др.); ручного действия (грузовые ручные тележки, тали и др.); гравитационные устройства, где используется сила тяжести перемещаемых грузов (роликовые дорожки, наклонные спуски и др.).
По конструктивным признакам оборудование подразделяется на стационарное и передвижное.
По основным техническим параметрам (габаритам, массе, мощности привода, грузоподъемности).
Подъемно-транспортному оборудованию присвоены буквенно-цифровые обозначения. Буквами обозначают наименование оборудования и особенность его конструкции, а цифрами — номинальную грузоподъемность, номер модели, производительность и т.п.
Например, тележка грузовая с вилочным захватом грузоподъемностью 1250 кг обозначается: ТГВ-1250; подъемный стол грузоподъемностью 630 кг — ПС-630; площадка уравнительная гравитационная с грузовой платформой, расположенной на высоте 1150 мм, — УГП-1150; таль электрическая грузоподъемностью 0,25 т — ТЭ-0,25; стеллажный комплектовочный кран-штабелер грузоподъемностью 0,5 т — СК-0,5; стеллажный автоматический кран-штабелер грузоподъемностью 1 т — СА-1,0; электротележка грузоподъемностью 1 т модели 40 — ЭТ-1040; электропогрузчик грузоподъемностью 1 т модели 09 — ЭП-1009; конвейер пластинчатый производительностью 55 т/ч — КП-55 и т.д.
|
|