10.4.11. Насосы
Насосами называются гидравлические машины, предназначенные для перемещения жидкостей под давлением. Насосы самых различных конструкций — необходимое оборудование почти каждого современного производства. В консервной промышленности широко распространены поршневые, центробежные, винтовые и шестеренные насосы.
Поршневой насос состоит из цилиндра, снабженного двумя клапанами (всасывающим и нагнетательным), и поршня, совершающего возвратно-поступательные движения. К цилиндру подведены две трубы. При перемещении поршня в одном направлении во всасывающей трубе создается разрежение, под действием которого жидкость поступает в цилиндр.
При движении поршня в обратном направлении клапан всасывания закрывается, а клапан нагнетания открывается, и жидкость нагнетается в трубопровод. Поршневые насосы используют для всасывания и нагнетания невязких и маловязких жидкостей.
Центробежные насосы наиболее применимы в комплектных механизированных технологических линиях. Главные узлы центробежного насоса — рабочее колесо с изогнутыми лопатками, посаженными на валу, и неподвижный корпус специальной формы. Корпус имеет патрубки для присоединения к всасывающему и нагнетательному трубопроводам.
В отличие от поршневого центробежный насос не может быть пущен в работу без предварительной заливки, так как возникающая при вращении рабочего колеса центробежная сила из-за небольшой плотности воздуха (по сравнению с плотностью жидкости) недостаточна для создания требуемого разрежения. Поэтому перед пуском всасывающий трубопровод и корпус насоса должны быть предварительно залиты жидкостью. В основном центробежные насосы применяют для перекачивания маловязких жидкостей (сахарный сироп, натуральные соки и др.).
Шестеренные насосы применяют для перекачивания вязких, пастообразных продуктов. Насос состоит из двух широких цилиндрических зубчатых колес (шестерней) плотного зацепления, установленных внутри корпуса. Между колесами и корпусом насоса имеются небольшие зазоры.
Первому колесу вращение передается от электродвигателя, второму — от первого колеса. Жидкость захватывается зубьями в направлении к стенкам корпуса, переносится во впадинах между зубьями со стороны всасывающего патрубка в сторону нагнетательного; обратно жидкость поступать не может, так как между зубьями обеспечено плотное сцепление.
|