4.6. Конструктивные устройства весов
Весы имеют следующие устройства: грузоприемные — для размещения взвешиваемого груза; весовые и силоизмерительные, воспринимающие нагрузку от грузоприемных устройств; указательные, позволяющие определять массу взвешиваемого груза; успокоители колебаний и тарировочные приспособления. Указанные устройства являются основными узлами весов.
Грузоприемное устройство состоит из грузоприемной и несущей частей, опорных и ограничительных деталей. Грузоприемные устройства выполняются в виде чашек, площадок, платформ, совков, лотков, имеющих универсальное или специальное назначение — в зависимости от характера взвешиваемого товара (сыпучие, овощи, фрукты, рыба и т.п.).
Весовые и силоизмерительные устройства современной весовой техники представляют собой как рычажную систему, так и системы на основе применения упругих весовых элементов с тен-зорезисторными датчиками, вибрационно-частотных датчиков, магнитно-анизотропных датчиков, пневматических датчиков, гидравлических силоизмерителей и применения многочисленных типов преобразователей, индуктивных тензометров и бесконтактных измерителей.
Многообразие принципов построения весовых механизмов объясняется тем, что рычажные весовые механизмы не могут удовлетворить всем современным требованиям высокой жесткости, малоинерционности и быстродействия, предъявляемым к автоматическим весовым устройствам.
Кроме того, использование электрических датчиков в комплексе с различными системами позволяет осуществлять взвешивание с дистанционным управлением и различными способами регистрации показаний, преимущество которых не оставляет сомнений, в сравнение с применением простых механических рычажных весов. Основное преимущество рычажных весовых систем, которое пока сохраняется, состоит в высокой точности взвешивания.
Рычажное устройство представляет собой систему рычагов первого и второго рода. В зависимости от назначения рычаги называют главными, принимающими нагрузку от грузоприемного устройства, передаточными и соединительными, передающими нагрузку от грузоприемного на указательное и вспомогательное. Опорами для рычагов служат металлические стойки и кронштейны.
Для обеспечения более высокой чувствительности весов, для соединения и опоры рычагов применяют призмы, подушки и серьги. Различают опорные призмы, на которые рычаги опираются, грузоприемные, воспринимающие нагрузки, и соединительные, с помощью которых передаются усилия с одного рычага на другой. Призмы опираются на подушки, вмонтированные в опоры рычагов, платформ или серег. Серьги используются в качестве опоры для рычагов и платформ, а также для соединения рычагов и подвески коромысла гиредержателя. Призмы и подушки изготовляются из высокоуглеродистой стали большой твердости. Для того чтобы призмы в процессе эксплуатации весов не могли сместиться с подушек, они закрепляются на весах щечками.
Указательное устройство фиксирует усилия, создаваемые грузом на грузоприемном устройстве и передаваемые на него через рычажные системы. Для определения массы на указательных устройствах имеются циферблаты и шкалы. Циферблатом называется часть измерительного прибора (его указательного устройства), на которую нанесена шкала, числа отсчета и характеризующие прибор условные обозначения, надписи и знаки.
Шкалой называется совокупность отметок, изображающих ряд последовательных чисел, соответствующих значениям измеряемой величины. Шкалы указательных устройств делятся на основные и дополнительные. Основная шкала служит для взвешивания во всем диапазоне нагрузок от наименьшей до наибольшей, а дополнительная — для уравновешивания части нагрузки. Значение дополнительной шкалы у шкально-гирных весов равнозначно массе наименьшей гири, прилагаемой к весам, а у шкальных — значению наименьшего деления основной шкалы.
Успокоители колебаний служат для ускорения процесса взвешивания. Они выполняются в виде упоров (на весах гирных и циферблатных). Циферблатные весы снабжаются также жидкостными успокоителями колебаний (демпферами). Демпфер настольных циферблатных весов (рис. 4.1, а) состоит из двух цилиндров, входящих один в другой, и поршня. Один цилиндр устанавливают относительно другого с помощью винтовой резьбы.
Цилиндр неподвижно укреплен на станине, а поршень с помощью штока соединен или с коромыслом, или с другим рычагом. При взвешивании поршень опускается вниз, а при снятии нагрузки поднимается вверх. В результате этого жидкость из цилиндра в цилиндр перегоняется через отверстия во внутреннем цилиндре и щель между цилиндрами. Это переливание жидкости и создает тормозящее действие. Регулировка степени торможения достигается изменением размера щели в результате вращения внешнего цилиндра за головку.
В платформенных весах демпфер (рис. 4.1, б) состоит из неподвижного цилиндра и поршня. Поршень с помощью штока соединен с подвижной частью весов. На шток поршня насажена трубка с колпачком и пружина. Трубка имеет головку с накаткой, что позволяет перемещать колпачок по резьбе вверх и вниз, уменьшая или увеличивая щель между поршнем и колпачком. В качестве жидкости в демпферах используют трансформаторное масло. В некоторых выпусках демпферы имеют несколько измененную конструкцию.
Тарировочные приспособления служат для приведения нена-груженных весов в равновесие (для тарирования). В настольных гирных закрытых и циферблатных весах под чашками или площадками находятся камеры, в которые помещают тарировочныый груз. В весах платформенных на гиредержателе имеется тариро-вочная камера с крышкой для грубой регулировки весов. Для точной регулировки на винтовом стержне коромысла имеются два та-рировочных груза. Точное тарирование производится путем перемещения этих грузов по резьбе.
|