1.5. Защита прав потребителей

В Российской Федерации имеется целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства РФ, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства.

Нормы потребительского законодательства содержатся не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Перечень нормативных актов открывает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. Например, в Уголовном кодексе Российской Федерации имеется специальная статья, которая устанавливает ответственность за обман потребителей (статья 200). Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации.

Основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Кроме того, в сфере потребительского законодательства действуют несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Это, прежде всего, Законы Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, Федеральный закон «О естественных монополиях» и ряд других нормативных актов.

Для того чтобы исключить ограничение прав потребителей ведомственными инструкциями, в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» введен прямой запрет передавать органам исполнительной власти право принимать нормативные акты, в которых содержатся нормы, касающиеся потребителей. Только Правительство Российской Федерации имеет право принимать правила и инструкции, регулирующие отношения с участием граждан-потребителей. Это право не может быть передано никаким другим субъектам исполнительной власти.

Основные правила и обязанности как организаций, продающих товары или оказывающих услуги, так и граждан-потребителей, которые этими товарами и услугами пользуются, закреплены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

В качестве другой стороны во взаимоотношениях с потребителями выступают изготовители, исполнители или продавцы, которыми могут являться организации независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, которые производят для реализации потребителям товары, или реализуют их потребителям по договорам купли-продажи, либо выполняют для них по возмездному договору работы, или оказывают услуги.

Изготовителем признается лишь та организация, которая производит товары для реализации их потребителям.

Продавцом является та организация, которая реализуют потребителям товары по договору купли-продажи.

Исполнителем выступает организация, которая выполняет или оказывает услуги потребителям на основе возмездного договора.

В преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» дается также определение такого понятия, как недостаток товара (работы, услуги), под которым следует понимать несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги). Здесь же указывается, что существенный недостаток товара (работы, услуги) — недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.

В этой же части Закона сказано, что безопасность товара, работы или услуги определяется их безопасностью для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасностью процесса выполнения работы (оказания услуги).

Продавец обязан передать потребителю товар, а исполнитель — выполнить работу или оказать услугу, качество которых должно соответствовать договору.

Если в договоре отсутствуют условия о качестве товара, работы или услуги, то продавец или исполнитель обязаны передавать потребителю товар, выполнить работу или услугу, пригодные для целей, в которых их обычно используют.

При продаже товара по образцу и (или) описанию, а также, если требования к качеству товара (работы, услуги) предусмотрены стандартом, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий образцу и (или) описанию или этим требованиям.

Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товары (работу), предназначенные для длительного использования, срок службы, в течение которого он обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

Срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), устанавливается в обязательном порядке, если они по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Федерации.

Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также другими единицами измерения (километрами, метрами и т. п.).

На ряд товаров (продукты питания, парфюмерно-кос-метические товары, медикаменты и иные подобные товары), а также на некоторые работы, перечень которых также устанавливается Правительством РФ, изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» определено также, что изготовитель или исполнитель вправе устанавливать на товар или работу гарантийный срок, в течение которого они по выбору потребителя обязаны:

■ безвозмездно устранить недостатки или возместить расходы на их исправление;

■ соразмерно уменьшить покупную цену;

■ заменить на товар аналогичной марки, модели или артикула;

■ заменить на товар другой марки, модели или артикула с соответствующим перерасчетом покупной цены;

■ расторгнуть договор купли-продажи. Последние три требования потребителя распространяются на технически сложные товары в том случае, если в них обнаружены существенные недостатки. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

Продавец вправе установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или если гарантийный срок изготовителем не установлен. В этом случае требования, которые потребитель вправе предъявлять к продавцу, порядок и сроки удовлетворения этих требований, а также его ответственность устанавливаются договором между потребителем и продавцом.

Для того чтобы обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы, изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимом объеме и ассортименте запасных частей.

Потребитель вправе потребовать представления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая должна доводиться до сведения потребителей в доступной форме.

Так, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы. Продавец или исполнитель размещают эту информацию на вывеске.

Индивидуальный предприниматель, являющийся изготовителем или продавцом, должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке действия и органе ее выдавшем, если вид деятельности изготовителя, исполнителя или продавца подлежит лицензированию.

Информация о товарах должна содержать:

■ обозначения стандартов, требованиям которых должны соответствовать товары;

■ сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания — сведения о составе, весе и объеме, калорийности, о содержании в них вредных для здоровья веществ, а также противопоказаниях для их применения при отдельных видах заболеваний;

■ цену и условия приобретения товаров;

■ гарантийный срок;

■ правила и условия эффективного и безопасного использования;

■ срок службы и срок годности;

■ место нахождения (юридический адрес) изготовителя (продавца);

■ информацию о сертификации товаров; в информацию о правилах продажи товаров. Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировке и т. д.

Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.

Закон не только предусматривает обязанность изготовителя или продавца предоставить потребителю информацию о себе и о реализуемых товарах, но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей.

Предусмотрена также ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителей, имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатка товара, а также компенсация морального вреда, размер которого определяется судом.

Права потребителя при продаже ему товара с недостатками установлены во второй главе Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

■ безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;

■ соразмерного уменьшения покупной цены;

■ замены на товар аналогичной модели (марки, артикула);

■ замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

■ расторжения договора купли-продажи.

В отношении технически сложных товаров потребитель вправе предъявить не все перечисленные требования, а лишь требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов на устранение недостатков, а также соразмерного уменьшения покупной цены. Остальные требования потребитель вправе предъявить только при обнаружении в товаре существенных недостатков.

По товарам, на которые установлены сроки годности, потребитель вправе предъявить по своему выбору два требования: о замене товара или о возврате уплаченной за него суммы. Эти требования могут быть предъявлены только продавцу товара и только в том случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности.

На время устранения недостатков или замены товаров длительного пользования по требованию потребителя ему должен быть предоставлен на период ремонта или замены аналогичный товар в безвозмездное пользование с бесплатной доставкой. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень товаров длительного пользования, на которые это требование не распространяется. Это автотранспортные средства (кроме автомототранспортных средств, приобретенных инвалидами с разрешения органов социальной защиты населения Российской Федерации), мебель, электробритвы, электрофены и некоторые другие товары.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительству Российской Федерации предоставлено право утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, а также правила продажи отдельных видов товаров.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?