1.3. Управление, регулирование и государственный контроль системы торговли в рыночных отношениях

С переходом к рыночным методам хозяйствования претерпевает значительные изменения организационное построение розничной торговли. Основу организационного построения розничной торговли составляют предприятия различных форм собственности. Они имеют самостоятельный баланс, обладают основными и оборотными средствами, являются юридическими лицами и осуществляют законченный торговый процесс, начиная от закупки товаров у поставщиков и кончая их продажей. Наделение предприятия правами юридического лица означает придание ему высшей степени хозяйственной самостоятельности — полной ответственности за результаты своей деятельности. Задачи и функции предприятия в настоящее время в торговле определены Законом Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Система торговли — это совокупность торговых предприятий, объединяемых органами управления различных уровней и входящих в различные ведомства. В условиях функционирования рыночной экономики розничные торговые предприятия представляют собой самостоятельное управление торговлей и сферой услуг. Отпадает необходимость в непосредственном руководстве и регламентировании их. деятельности вышестоящими звеньями регионального и федерального уровней управления. Они осуществляют общее регулирование торговой деятельности и контроль за ней в рамках законодательства Российской Федерации.

Система регулирования торговлей представлена как трехуровневая структура, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Общее регулирование торговой |; деятельностью возложено на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Второй (региональный) и третий (федеральный) — выполняют функции координации и регулирования. Среди множества задач необходимо выделить задачи, регулирующие переход к рыночной системе функционирования торговли:

■ формирование рыночной инфраструктуры (оптовых рынков, торгово-промышленных групп, мелкооптовых баз, магазинов, акционерных объединений и др.);

■ создание конкурентной среды и преодоление монополизма в сфере товарного обращения;

■ ликвидация региональных и ведомственных барьеров, свободного передвижения товаров, поддержание необходимых товаропотоков для обеспечения государственных нужд;

м усиление контроля за соблюдением торговыми предприятиями всех форм собственности требований законодательства и интересов покупателей, за качеством реализуемых товаров;

■ создание системы торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения.

На региональные органы управления торговлей (органы исполнительной власти субъектов федерации) возложены задачи регулирования и координирования деятельности торговых предприятий; уточнение функций структуры и штатов министерств, управления, департаментов и комитетов по торговле в связи со способами государственного регулирования процессами, протекающими на потребительском рынке в условиях экономической реформы; усиления контроля за выполнением владельцами торговых предприятий обязательств по сохранению товарного профиля, обеспечению ассортимента предлагаемых к продаже товаров, в том числе первой необходимости.

Государственный контроль в торговле

Контролирующие торговлю органы — это органы государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют контроль за торговлей с целью защиты прав потребителей, обеспечения поступления в государственную казну денежных средств и товарооборота на всех его стадиях.

К основным контролирующим органам относятся: Государственная торговая инспекция, Федеральная налоговая служба, Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП), Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Федеральная таможенная служба, органы Государственного санитарно-эпидемиологиче-, ского надзора, Министерство внутренних дел Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).

Особое место среди контролирующих органов занимает Федеральная служба по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию.

Компетенция контролирующих органов — это совокупность прав и обязанностей, определяющих область полномочий контролирующих органов.

I. Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления является Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция).

Ее деятельность направлена на искоренение злоупотреблений в торговле и недопущение поступления на потребительский рынок недоброкачественных товаров. Госторг-инспекции подчинены территориальные управления по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу, а также инспекционные пункты в отдельных городах и районах. Госторгинспекция контролирует правильность пользования весоизмерительными приборами, торговым технологическим, дозирующим оборудованием. В ее компетенцию входит рассмотрение в соответствии с законодательством писем, заявлений, жалоб граждан на качество товаров, нарушений в работе торговых предприятий. В функции департамента Госторгинспекции входит внесение в Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации предложений о снятии с производства товаров опасных (вредных) для жизни, здоровья, имущества граждан.

II. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации следит за санитарным состоянием предприятий торговли в районе своей деятельности, контролирует качество пищевых продуктов.

III. Особое место в деятельности торговли занимает Государственный центр Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ). Он утверждает для всех отраслей промышленности стандарты на производимую продукцию, ведет контроль за их соблюдением, осуществляет государственный надзор за производством, ремонтом и использованием весоизмерительных приборов. Местные оргкомитеты проводят поверку и клеймение весов и весоизмерительных приборов в торговой сети, осуществляют контроль за наличием у продавца и изготовителя сертификатов на реализуемые товары в соответствии их требованиям стандарта.

Территориальные управления Госторгинспекции осуществляют:

■ проведение проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, а также в соответствии с порядком, согласованным с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, качества продукции у изготовителя;

■ осуществление в установленном порядке контроля на предприятиях торговли и общественного питания за соблюдением порядка применения цен;

■ контроль правильности пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием;

■ принятие мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечение широкой гласности результатов проверки;

■ приостановление реализации товаров, не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;

■ координирование своей деятельности с органами государственной власти и управления, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан;

■ рассмотрение в соответствии с законодательством письма, заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушение в работе торговых предприятий, пред и после соответствующих проверок принятие по ним решений, обязательных для исполнения продавцом, изготовителем;

■ представляют в установленные сроки Главному управлению Госторгинспекции необходимую информацию, а также могут передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей;

■ выступление стороной в органах суда и арбитражного суда;

■ вынесение решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу, изготовителю за реализацию товаров (услуг), произведенных (оказываемых) с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг).

В свою очередь, продавец (изготовитель) обязан давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению скрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции.

В обязанности должностных лиц и специалистов Госторгинспекции входит строгое соблюдение действующих и нормативных актов в Российской Федерации, а также прав и охраняемых законом интересов продавца, изготовителя, обеспечение сохранения технологической, коммерческой тайн.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей работники Госторгинспекции несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Спорные вопросы по решениям, предписаниям территориальных управлений Госторгинспекции рассматриваются управлением Госторгинспекции в обязательном порядке в течение месяца.

Работники Госторгинспекции обеспечены правовой защитой против любых действий должностных лиц и граждан, препятствующих выполнению ими своих профессиональных обязанностей.

Федеральная налоговая служба

Главной задачей Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС) является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством. ФНС имеет право:

1)  производить на предприятиях и организациях, основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке;

2) контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

3) получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения;

4) обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. В случаях отказа граждан допустить должностные лица государственных налоговых инспекций к обследованию указанных помещений государственные налоговые инспекции вправе определять облагаемый доход таких лиц на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов с учетом обложения налогами лиц, занимающихся аналогичной деятельностью;

5)  требовать от руководителей и других должностных. лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет, законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение;

6) приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа предоставить) районным Государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, рас г четов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;

7) изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения. Одновременно сотрудники налогслужбы вправе осматривать документы, фиксировать их содержание. Объем и состав изымаемых документов определяются инструкцией Федеральной налоговой службы. Основанием для изъятия соответствующих документов служит письменное мотивированное постановление должностного лица налоговой инспекции. Должностные лица налоговой инспекции обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций;

8) применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции в виде взыскания:

а всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода) либо суммы налога за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере;

■ десяти процентов причитающихся сумм налогов или других обязательных платежей за отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение иного учета с нарушением установленного порядка, а также непредставление либо несвоевременное представление налоговых деклараций, отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и оплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;

9)  взыскивать недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, с предприятий, организаций в бесспорном порядке, а с граждан — в судебном;

10)  возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью;

11)  предъявлять в суде и арбитражном суде иски:

■ о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

■ о признании регистрации предприятия недействительной при нарушении установленного порядка создания предприятия или несоответствии учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

■ о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

■ о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий;

12) налагать административные штрафы:

■ на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, а также в отсутствие бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

н на граждан, виновных в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности, или занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение.

Налоговые проверки

Проверки, проводимые налоговыми инспекциями, предназначены для выяснения состояния расчетов индивидуального предпринимателя или предприятия с бюджетом. Инспектор изучает и оценивает правильность ведения и достоверность бухгалтерского учета, проверяет своевременность и полноту уплаты налогов и других платежей государству.

Если предприятие имеет налоговые льготы или вообще освобождено от уплаты налогов, это не значит, что его не будут проверять. В этих случаях цель проверок — убедиться в наличии оснований льгот:

■ фактической численности работающих лиц;

■ порядка создания (льготы распространяются только на вновь созданные малые предприятия, но не на реорганизованные или функционирующие на базе ликвидированного предприятия, его филиалы либо иного структурного подразделения);

■ объема в сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), который составляют виды деятельности, позволяющие претендовать на полное освобождение в течение двух лет от налога на прибыль.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятия-налогоплательщика или вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящими налоговыми органами на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований настоящей статьи.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснение и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов на суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки. Налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

Налоговые органы вправе, проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения' проверок самого налогоплательщика. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о предоставлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

При необходимости должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить обследование производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ. Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.

Вместе с тем налоговые инспекторы обязаны соблюдать Конституцию РФ, согласно статье 25, никто не имеет права входить в жилище и тем более обследовать его без согласия проживающего в нем гражданина. О том же говорит Налоговый кодекс РФ: «Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговые проверки в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных Федеральным законом, или па основании судебного решения не допускается» (статья 88 НК РФ).

Незаконное воспрепятствование доступа должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку в соответствии с НК РФ, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (статья 124 НК РФ).

Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Различают документальные и фактические проверки.

Документальная проверка включает в себя изучение первичных документов, бухгалтерских проводок, отчетов, планов, смет, декларации и других документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей государству. Фактическая проверка использует методы контроля, не связанные с изучением документов. К данным методам, например, относятся: обследование помещений, получение объяснений от проверяемых и т. д.

Проверки бывают комплексные, связанные с изучением и оценкой правильности исчисления и уплаты всех налогов и других обязательных платежей государству, и (тематические) частично связанные с уплатой отдельных видов налогов.

Различают сплошные проверки, при которых изучают все относящиеся к налогообложению документы, и выборочные — если выясняют и анализируют лишь некоторые сведения по выбору проверяющих.

Проверка, проводимая на предприятии налогоплательщика, обычно состоит из трех этапов.

Сначала производят документальную проверку финансовых и хозяйственных операций предприятия или индивидуального предпринимателя с применением различных профессиональных приемов.

Затем используют методы фактического контроля: получение справок, разъяснений и сведений по вопросам, возникшим у инспектора в ходе проверки; обследование помещений, связанных с извлечением доходов; осмотр средств производства и продуктов труда.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

В налоговых инспекциях имеются планы проверок предприятий, но по сигналам «доброжелателей» о нарушениях налогового законодательства, а также при желании инспектора или его начальства оказать давление на предприятие проводят внезапные проверки. Поэтому желательно организовать работу предприятия так, чтобы всегда быть готовым к внезапной проверке.

Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП)

Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) — центральный орган исполнительной власти Российской Федерации в проведении государственной политики по развитию конкуренции, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей — действует на основании Указа Президента Российской Федерации «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» от 28 августа 1992 года.

Основными задачами Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур являются:

■ содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

■ предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

■ государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей;

■ рассмотрение фактов нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей и принятие по ним решения в пределах своей компетенции.

Как и в Госторгинспекции, функции по осуществлению контроля возложены на территориальные управления ГКАП, которые в соответствии со своей компетенцией действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Территориальное управление вправе:

■ проводить в пределах своей компетенции проверки соблюдения законодательства;

■ давать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления на территории региона:

а)  рекомендации по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

б)  обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении ими нарушений антимонопольного законодательства, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;

■ вносить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на территории региона предложения о введении или об отмене квот, а также о предоставлении льгот, льготных кредитов и иных видов государственной поддержки;

■ требовать в соответствии с антимонопольным законодательством и Законом РФ «О защите прав потребителей» предоставления достоверных документов, письменных и устных объяснений и иной информации, необходимой для осуществления территориальным управлением деятельности;

■ принимать решения и давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, Закона РФ «О защите прав потребителей» и (или) об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, получен-ыой в результате нарушения антимонопольного законодательства;

■ давать изготовителям (исполнителям, продавцам) предписания о прекращении нарушений прав потребителей;

■ направлять в пределах своей компетенции предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том

- числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре(работе, услуге);

■ направлять материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;

■ устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на соответствующих товарных рынках;

■ принимать в установленном порядке решения о включении (исключении) организаций в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара не более 35%;

■ принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководителей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства и Закона РФ «О защите прав потребителей»;

■ принимать решения о наложении штрафов на изготовителей (исполнителей, продавцов) за нарушение законодательства о защите прав потребителей;

■ принимать решения о наложении штрафов и административных взысканий за нарушение законодательства о рекламе;

■ принимать решения о полном или частичном приостановлении рекламной деятельности в случае, если контрреклама не осуществлена нарушителем в установленный территориальным управлением срок;

■ направлять материалы о нарушениях законодательства о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для разрешения вопроса о приостановлении или досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;

■ обращаться в суд или арбитражный суд с исками и заявлениями, а также участвовать при рассмотрении в суде или арбитражном суде дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и законодательства о рекламе в порядке, установленном процессуальным законодательством;

■ направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей;

■ осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в пределах своих полномочий.

Сотрудники, уполномоченные территориальным управлением, имеют право беспрепятственного доступа в коммерческие и некоммерческие организации и их объединения, в другие организации и учреждения и ознакомления с необходимыми документами на основании письменного запроса.

Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации

Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (далее — Госстандарт России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление стандартизацией, деятельностью по обеспечению единства измерений, государственное регулирование и межотраслевую координацию работ по сертификации в Российской Федерации.

В своей дятельности Госстандарт России руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными актами, а также Положением о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.

Госстандарт России и его территориальные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Разграничение полномочий по отдельным видам деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации между Госстандартом России, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулируется положениями об этих органах и соглашениями между ними и Госстандартом России.

Основные задачи Госстандарта России:

■ формирование и реализация государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации;

■ обеспечение единства измерений в стране;

■ организация и проведение работ по обязательной сертификации продукции;

■ осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации;

■ определение мер государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Исходя из основных задач, Госстандарт России осуществляет следующие функции:

■ устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии и обязательной сертификации;

■ осуществляет методическое руководство и координирует деятельность технических комитетов по стандартизации, создаваемых на добровольной основе на базе предприятий или организаций для разработки государственных стандартов Российской Федерации;

■ обеспечивает включение в государственные стандарты на продукцию, работы, услуги (далее — товары) обязательных требований;

■ принимает государственные стандарты Российской Федерации (за исключением стандартов в области строительства), общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

■ осуществляет государственную регистрацию нормативных документов по стандартизации, а также по стандартным образцам состава, свойств веществ и материалов;

■ издает и распространяет принятые им государственные стандарты, стандартные справочные данные о составе и свойствах веществ и материалов, другие нормативные документы по стандартизации, метрологии и сертификации, а также указатели стандартов, перечни допущенных к применению средств измерений, стандарты и рекомендации международных, региональных и зарубежных организаций, используемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами-соглашениями;

■ создает и ведет Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, также международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран и выдает информацию о них;

■ представляет Правительству Российской Федерации предложения по единицам величин, допускаемым к применению в Российской Федерации, утверждает и хранит государственный эталон, развивает государственную эталонную базу;

■ проводит проверку, государственные испытания и утверждает типы средств измерений, ведет Государственный реестр средств измерений утвержденных типов;

■ осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию деятельности по обеспечению единства измерений в Российской Федерации;

■ устанавливает правила создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;

■ определяет общие метрологические требования к средствам, методам, результатам измерений;

■ руководит деятельностью Государственной метрологической службы, иных государственных служб обеспечения единства измерений;

■ организует проведение приемочных и сертификационных испытаний топлив, масел, смазок и специальных жидкостей для различных видов техники;

■ определяет номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации, и вводит сертификационные знаки;

■ устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;

■ устанавливает порядок государственной регистрации и проводит государственную регистрацию систем сертификации, знаков соответствия;

■ опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные и региональные организации по сертификации;

■ готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными и региональными организациями о взаимном признании результатов сертификации;

■ проводит государственную регистрацию и ведет реестры сертифицированных товаров, аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и сертификационных знаков;

■ осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией, а также государственный метрологический контроль и надзор;

■ устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации;

■ ведет государственные реестры по основным направлениям своей деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

■ разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты законодательных и иных правовых актов.

Госстандарт России в соответствии с выполняемыми им функциями имеет право:

■ устанавливать порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

■ устанавливать порядок осуществления государственного метрологического контроля и надзора;

■ устанавливать порядок выдачи лицензий юридическим и физическим лицам на право изготовления и продажу средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора;

■ создавать системы сертификации однородной продукции и устанавливать правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;

■ выбирать способ подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);

■ определять центральные органы систем сертификации;

■ устанавливать порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

■ рассматривать апелляции по вопросам сертификации;

■ выдавать сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

■ направлять предписания об устранении нарушений обязательных требований стандартов к товарам, снятии с производства, прекращении выпуска и реализации таких товаров, отзыве их от потребителя;

■ налагать штраф на изготовителей (исполнителей, продавцов) товаров, руководителей предприятий и органов по сертификации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

■ предъявлять в суды, арбитражные суды иски к изготовителям (исполнителям, продавцам) товаров в случае нарушения ими обязательных требований стандартов;

■ проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции для контроля ее соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений), на издержки производства продукции проверяемых предприятий, предпринимателя;

■ принимать в пределах своей компетенции решения по вопросам государственной стандартизации, метрологии и сертификации, обязательные для выполнения юридическими и физическими лицами.

Госстандарт России осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные ему территориальные органы, федеральные государственные учреждения и федеральные предприятия, составляющие систему Госстандарта России.

Федеральная таможенная служба

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Место нахождения Федеральной таможенной службы — г. Москва.

Федеральная таможенная служба на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ими, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

■ осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату;

■ осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;

■ осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

■ принимает в установленном порядке предварительные решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара);

■ осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

■ ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

■ информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

■ обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

■ осуществляет функции заказчика по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации;

■ реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации;

■ осуществляет метрологическое обеспечение деятельности таможенных органов.

Федеральная таможенная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

■ создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, в том числе специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;

■ определять регион деятельности таможенных органов;

■ утверждать общие или индивидуальные положения о региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах;

■ организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

■ запрашивать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

■ давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

■   осуществлять контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств Службы за рубежом.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Согласно действующему законодательству, задача обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний человека возложена на Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (ранее эти функции выполнял Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации).

Цель такого контроля — обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье.

Органы, предприятия и учреждения Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации непосредственно подчиняются санитарно-эпидемиологические службы в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, научно-исследовательские учреждения и другие санитарно-про-филактические учреждения и организации (далее — органы санитарного надзора).

Органы санитарного надзора осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический контроль за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации, в том числе:

а)  наблюдают, оценивают и прогнозируют состояние здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека (санитарно-гигиенический мониторинг);

б)  выявляют и устанавливают причины, факторы и условия возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, а также других массовых заболеваний людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, для чего проводят специальные санитарно-эпидемиологические расследования (устанавливают причинно-следственные связи между состоянием здоровья и средой обитания человека);

в)  принимают в пределах своей компетенции обязательства для выполнения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями и иными хозяйствующими субъектами, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами решений по проведению гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

г)  контролируют выполнение гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, в частности, при:

■ эксплуатации предприятиями, учреждениями и организациями зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспортных средств;

■ проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, связанных с неблагоприятным влиянием среды обитания человека на его здоровье;

■ осуществлении мероприятий по санитарной охране территории;

д)  выдают по результатам контроля заключения (гигиенический сертификат):

■ по проектам строительства, реконструкции и модернизации объектов зданий, сооружений, транспортных средств и вводу их в эксплуатацию (независимо от целей использования);

■ проектам нормативной и технологической документации на новую продукцию, в том числе на товары народного потребления и пищевые продукты;

■ условиям производства, применения, хранения, транспортировки продуктов питания;

е)  применяют меры административного принуждения при выявлении санитарных правонарушений, а также передают дело о привлечении лиц, совершивших такие правонарушения, к дисциплинарной и уголовной ответственности.

Одной из основных функций Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации является государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, суть которого заключается в разработке научно-обоснованных критериев обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности и безвредности среды обитания человека и его здоровья.

Главная задача государственного санитарно-эпидемиологического нормирования состоит в установлении санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, обязательных для выполнения на всей территории Российской Федерации органами государственной власти Российской Федерации, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, а также должностными лицами и гражданами,

К нормативным актам относятся:

■ санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека;

■ санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм;

■ гигиенические нормативы, устанавливающие гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья;

■ санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее — санитарные правила):

■ регулируют деятельность предприятий, организаций, учреждений торговли по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

■ предъявляют гигиенические требования к строительству и вводу в эксплуатацию объектов торговли;

■ устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, товаров народного потребления.

Федеральные санитарные правила вводятся на срок пять лет, санитарные правила на территориях субъектов Российской Федерации — на один год. Действие этих нормативных актов не может быть продлено более чем на два срока.

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители имеют право:

1)  вносить в органы государственной власти и управления предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства Российской Федерации, а также по проектам планов социального и экономического развития территорий, комплексных программ охраны здоровья населения, окружающей природной среды, улучшения условий труда и проживания граждан, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

2)  беспрепятственно посещать (по предъявлению служебного удостоверения) и проводить обследования организаций, предприятий торговли с целью проверки выполнения санитарного законодательства Российской Федерации, проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных правил;

3)  предъявлять предприятиям, организациям торговли требования о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

4)  поручать проведение специальных экспертиз и консультаций и по их результатам представлять предприятиям, организациям торговли основанные на действующих санитарных правилах заключения;

5)  выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и распространения инфекционных, профессиональных заболеваний, а также массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, обусловленных неблагоприятным воздействием на организм человека факторов среды его обитания;

6)  впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил приостанавливать, а в случае невозможности их соблюдения — прекращать производство, хранение, транспортировку, реализацию (использование) товаров народного потребления, продовольственного сырья и пищевых продуктов;

7)  вносить в органы государственного контроля предложения о приостановлении хозяйственной деятельности предприятий, организаций торговли в случае невыполнения ими санитарных правил, постановлений органов и учреждений Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации о приостановлении или прекращении деятельности;

8) принимать решения:

■ о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты;

■ о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами;

■ об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;

■ о проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;

■ о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям;

9)  вызывать в учреждения санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по фактам нарушений санитарного законодательства и санитарных правил;

10) рассматривать дела о санитарном правонарушении, налагать административные взыскания, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел, предоставлять вышестоящим должностным лицам или органам управления предложения о применении мер дисциплинарного воздействия;

11) предъявлять требования:

■ о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан;

■ о возмещении расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлении людей;

■ об уплате штрафов;

12)  получать без каких-либо ограничений от предприятий, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации задач;

13)  изымать образцы товаров, изделий, пищевых продуктов для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.

Министерство внутренних дел

Органы внутренних дел Российской Федерации наряду с оказанием помощи при проведении проверок другими контролирующими организациями сами обладают правами для пресечения правонарушений в сфере торговли. Данные права закреплены Законом РФ «О милиции» и другими нормативными актами.

При наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, сотрудники Министерства внутренних дел (далее — МВД) име-ют право:

■ беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств), производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной или иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства;

■ проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества;

■ изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции;

■ опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег, товарно-материальных ценностей;

■ проводить контрольные закупки;

■ требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций предприятий, учреждений и организаций;

■ получать от должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства;

■ приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, в случаях неисполнения ими законного требования работника милиции о прекращении правонарушения;

■ выявлять и пресекать нарушения правил торговли, мелкие хищения и другие правонарушения в сфере экономики;                    ;

■ оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей, противоправными операциями с валютными ценностями, хищениями, незаконным изготовлением, приобретением, хранением и сбытом наркотических веществ, а также лиц, совершивших другие преступления;

■ изымать (конфисковывать) из продажи товар, торговля которым запрещена.

В компетенцию МВД, кроме того, входит надзор за соблюдением Закона «О пожарной безопасности в Российской Федерации».

Государственная противопожарная служба является основным видом' пожарной охраны и входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

Государственная противопожарная служба организует разработку и осуществление государственных мер, нормативное регулирование и контроль в области пожарной безопасности. В целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений должностные лица пожарной охраны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право проводить обследования и проверки производственных, торговых и иных помещений и строений, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Проверки проводятся для выявления нарушений, в частности Правил пожарной безопасности для объектов торговли.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?