1.3. Управление, регулирование и государственный контроль системы торговли в рыночных отношениях
С переходом к рыночным методам хозяйствования претерпевает значительные изменения организационное построение розничной торговли. Основу организационного построения розничной торговли составляют предприятия различных форм собственности. Они имеют самостоятельный баланс, обладают основными и оборотными средствами, являются юридическими лицами и осуществляют законченный торговый процесс, начиная от закупки товаров у поставщиков и кончая их продажей. Наделение предприятия правами юридического лица означает придание ему высшей степени хозяйственной самостоятельности — полной ответственности за результаты своей деятельности. Задачи и функции предприятия в настоящее время в торговле определены Законом Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
Система торговли — это совокупность торговых предприятий, объединяемых органами управления различных уровней и входящих в различные ведомства. В условиях функционирования рыночной экономики розничные торговые предприятия представляют собой самостоятельное управление торговлей и сферой услуг. Отпадает необходимость в непосредственном руководстве и регламентировании их. деятельности вышестоящими звеньями регионального и федерального уровней управления. Они осуществляют общее регулирование торговой деятельности и контроль за ней в рамках законодательства Российской Федерации.
Система регулирования торговлей представлена как трехуровневая структура, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Общее регулирование торговой |; деятельностью возложено на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Второй (региональный) и третий (федеральный) — выполняют функции координации и регулирования. Среди множества задач необходимо выделить задачи, регулирующие переход к рыночной системе функционирования торговли:
■ формирование рыночной инфраструктуры (оптовых рынков, торгово-промышленных групп, мелкооптовых баз, магазинов, акционерных объединений и др.);
■ создание конкурентной среды и преодоление монополизма в сфере товарного обращения;
■ ликвидация региональных и ведомственных барьеров, свободного передвижения товаров, поддержание необходимых товаропотоков для обеспечения государственных нужд;
м усиление контроля за соблюдением торговыми предприятиями всех форм собственности требований законодательства и интересов покупателей, за качеством реализуемых товаров;
■ создание системы торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения.
На региональные органы управления торговлей (органы исполнительной власти субъектов федерации) возложены задачи регулирования и координирования деятельности торговых предприятий; уточнение функций структуры и штатов министерств, управления, департаментов и комитетов по торговле в связи со способами государственного регулирования процессами, протекающими на потребительском рынке в условиях экономической реформы; усиления контроля за выполнением владельцами торговых предприятий обязательств по сохранению товарного профиля, обеспечению ассортимента предлагаемых к продаже товаров, в том числе первой необходимости.
Государственный контроль в торговле
Контролирующие торговлю органы — это органы государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют контроль за торговлей с целью защиты прав потребителей, обеспечения поступления в государственную казну денежных средств и товарооборота на всех его стадиях.
К основным контролирующим органам относятся: Государственная торговая инспекция, Федеральная налоговая служба, Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП), Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Федеральная таможенная служба, органы Государственного санитарно-эпидемиологиче-, ского надзора, Министерство внутренних дел Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).
Особое место среди контролирующих органов занимает Федеральная служба по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию.
Компетенция контролирующих органов — это совокупность прав и обязанностей, определяющих область полномочий контролирующих органов.
I. Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления является Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция).
Ее деятельность направлена на искоренение злоупотреблений в торговле и недопущение поступления на потребительский рынок недоброкачественных товаров. Госторг-инспекции подчинены территориальные управления по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу, а также инспекционные пункты в отдельных городах и районах. Госторгинспекция контролирует правильность пользования весоизмерительными приборами, торговым технологическим, дозирующим оборудованием. В ее компетенцию входит рассмотрение в соответствии с законодательством писем, заявлений, жалоб граждан на качество товаров, нарушений в работе торговых предприятий. В функции департамента Госторгинспекции входит внесение в Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации предложений о снятии с производства товаров опасных (вредных) для жизни, здоровья, имущества граждан.
II. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации следит за санитарным состоянием предприятий торговли в районе своей деятельности, контролирует качество пищевых продуктов.
III. Особое место в деятельности торговли занимает Государственный центр Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ). Он утверждает для всех отраслей промышленности стандарты на производимую продукцию, ведет контроль за их соблюдением, осуществляет государственный надзор за производством, ремонтом и использованием весоизмерительных приборов. Местные оргкомитеты проводят поверку и клеймение весов и весоизмерительных приборов в торговой сети, осуществляют контроль за наличием у продавца и изготовителя сертификатов на реализуемые товары в соответствии их требованиям стандарта.
Территориальные управления Госторгинспекции осуществляют:
■ проведение проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, а также в соответствии с порядком, согласованным с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, качества продукции у изготовителя;
■ осуществление в установленном порядке контроля на предприятиях торговли и общественного питания за соблюдением порядка применения цен;
■ контроль правильности пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием;
■ принятие мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечение широкой гласности результатов проверки;
■ приостановление реализации товаров, не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;
■ координирование своей деятельности с органами государственной власти и управления, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан;
■ рассмотрение в соответствии с законодательством письма, заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушение в работе торговых предприятий, пред и после соответствующих проверок принятие по ним решений, обязательных для исполнения продавцом, изготовителем;
■ представляют в установленные сроки Главному управлению Госторгинспекции необходимую информацию, а также могут передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей;
■ выступление стороной в органах суда и арбитражного суда;
■ вынесение решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу, изготовителю за реализацию товаров (услуг), произведенных (оказываемых) с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг).
В свою очередь, продавец (изготовитель) обязан давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению скрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции.
В обязанности должностных лиц и специалистов Госторгинспекции входит строгое соблюдение действующих и нормативных актов в Российской Федерации, а также прав и охраняемых законом интересов продавца, изготовителя, обеспечение сохранения технологической, коммерческой тайн.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей работники Госторгинспекции несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Спорные вопросы по решениям, предписаниям территориальных управлений Госторгинспекции рассматриваются управлением Госторгинспекции в обязательном порядке в течение месяца.
Работники Госторгинспекции обеспечены правовой защитой против любых действий должностных лиц и граждан, препятствующих выполнению ими своих профессиональных обязанностей.
Федеральная налоговая служба
Главной задачей Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС) является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством. ФНС имеет право:
1) производить на предприятиях и организациях, основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке;
2) контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
3) получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения;
4) обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. В случаях отказа граждан допустить должностные лица государственных налоговых инспекций к обследованию указанных помещений государственные налоговые инспекции вправе определять облагаемый доход таких лиц на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов с учетом обложения налогами лиц, занимающихся аналогичной деятельностью;
5) требовать от руководителей и других должностных. лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет, законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение;
6) приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа предоставить) районным Государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, рас г четов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
7) изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения. Одновременно сотрудники налогслужбы вправе осматривать документы, фиксировать их содержание. Объем и состав изымаемых документов определяются инструкцией Федеральной налоговой службы. Основанием для изъятия соответствующих документов служит письменное мотивированное постановление должностного лица налоговой инспекции. Должностные лица налоговой инспекции обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций;
8) применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции в виде взыскания:
а всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода) либо суммы налога за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере;
■ десяти процентов причитающихся сумм налогов или других обязательных платежей за отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение иного учета с нарушением установленного порядка, а также непредставление либо несвоевременное представление налоговых деклараций, отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и оплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;
9) взыскивать недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, с предприятий, организаций в бесспорном порядке, а с граждан — в судебном;
10) возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью;
11) предъявлять в суде и арбитражном суде иски:
■ о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
■ о признании регистрации предприятия недействительной при нарушении установленного порядка создания предприятия или несоответствии учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;
■ о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
■ о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий;
12) налагать административные штрафы:
■ на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, а также в отсутствие бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
н на граждан, виновных в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности, или занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение.
Налоговые проверки
Проверки, проводимые налоговыми инспекциями, предназначены для выяснения состояния расчетов индивидуального предпринимателя или предприятия с бюджетом. Инспектор изучает и оценивает правильность ведения и достоверность бухгалтерского учета, проверяет своевременность и полноту уплаты налогов и других платежей государству.
Если предприятие имеет налоговые льготы или вообще освобождено от уплаты налогов, это не значит, что его не будут проверять. В этих случаях цель проверок — убедиться в наличии оснований льгот:
■ фактической численности работающих лиц;
■ порядка создания (льготы распространяются только на вновь созданные малые предприятия, но не на реорганизованные или функционирующие на базе ликвидированного предприятия, его филиалы либо иного структурного подразделения);
■ объема в сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), который составляют виды деятельности, позволяющие претендовать на полное освобождение в течение двух лет от налога на прибыль.
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятия-налогоплательщика или вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящими налоговыми органами на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований настоящей статьи.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснение и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов на суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки. Налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
Налоговые органы вправе, проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения' проверок самого налогоплательщика. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о предоставлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
При необходимости должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить обследование производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ. Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.
Вместе с тем налоговые инспекторы обязаны соблюдать Конституцию РФ, согласно статье 25, никто не имеет права входить в жилище и тем более обследовать его без согласия проживающего в нем гражданина. О том же говорит Налоговый кодекс РФ: «Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговые проверки в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных Федеральным законом, или па основании судебного решения не допускается» (статья 88 НК РФ).
Незаконное воспрепятствование доступа должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку в соответствии с НК РФ, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (статья 124 НК РФ).
Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
Различают документальные и фактические проверки.
Документальная проверка включает в себя изучение первичных документов, бухгалтерских проводок, отчетов, планов, смет, декларации и других документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей государству. Фактическая проверка использует методы контроля, не связанные с изучением документов. К данным методам, например, относятся: обследование помещений, получение объяснений от проверяемых и т. д.
Проверки бывают комплексные, связанные с изучением и оценкой правильности исчисления и уплаты всех налогов и других обязательных платежей государству, и (тематические) частично связанные с уплатой отдельных видов налогов.
Различают сплошные проверки, при которых изучают все относящиеся к налогообложению документы, и выборочные — если выясняют и анализируют лишь некоторые сведения по выбору проверяющих.
Проверка, проводимая на предприятии налогоплательщика, обычно состоит из трех этапов.
Сначала производят документальную проверку финансовых и хозяйственных операций предприятия или индивидуального предпринимателя с применением различных профессиональных приемов.
Затем используют методы фактического контроля: получение справок, разъяснений и сведений по вопросам, возникшим у инспектора в ходе проверки; обследование помещений, связанных с извлечением доходов; осмотр средств производства и продуктов труда.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
В налоговых инспекциях имеются планы проверок предприятий, но по сигналам «доброжелателей» о нарушениях налогового законодательства, а также при желании инспектора или его начальства оказать давление на предприятие проводят внезапные проверки. Поэтому желательно организовать работу предприятия так, чтобы всегда быть готовым к внезапной проверке.
Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП)
Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) — центральный орган исполнительной власти Российской Федерации в проведении государственной политики по развитию конкуренции, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей — действует на основании Указа Президента Российской Федерации «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» от 28 августа 1992 года.
Основными задачами Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур являются:
■ содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
■ предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
■ государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей;
■ рассмотрение фактов нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей и принятие по ним решения в пределах своей компетенции.
Как и в Госторгинспекции, функции по осуществлению контроля возложены на территориальные управления ГКАП, которые в соответствии со своей компетенцией действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Территориальное управление вправе:
■ проводить в пределах своей компетенции проверки соблюдения законодательства;
■ давать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления на территории региона:
а) рекомендации по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;
б) обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении ими нарушений антимонопольного законодательства, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;
■ вносить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на территории региона предложения о введении или об отмене квот, а также о предоставлении льгот, льготных кредитов и иных видов государственной поддержки;
■ требовать в соответствии с антимонопольным законодательством и Законом РФ «О защите прав потребителей» предоставления достоверных документов, письменных и устных объяснений и иной информации, необходимой для осуществления территориальным управлением деятельности;
■ принимать решения и давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, Закона РФ «О защите прав потребителей» и (или) об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, получен-ыой в результате нарушения антимонопольного законодательства;
■ давать изготовителям (исполнителям, продавцам) предписания о прекращении нарушений прав потребителей;
■ направлять в пределах своей компетенции предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том
- числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре(работе, услуге);
■ направлять материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;
■ устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на соответствующих товарных рынках;
■ принимать в установленном порядке решения о включении (исключении) организаций в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара не более 35%;
■ принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководителей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства и Закона РФ «О защите прав потребителей»;
■ принимать решения о наложении штрафов на изготовителей (исполнителей, продавцов) за нарушение законодательства о защите прав потребителей;
■ принимать решения о наложении штрафов и административных взысканий за нарушение законодательства о рекламе;
■ принимать решения о полном или частичном приостановлении рекламной деятельности в случае, если контрреклама не осуществлена нарушителем в установленный территориальным управлением срок;
■ направлять материалы о нарушениях законодательства о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для разрешения вопроса о приостановлении или досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
■ обращаться в суд или арбитражный суд с исками и заявлениями, а также участвовать при рассмотрении в суде или арбитражном суде дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и законодательства о рекламе в порядке, установленном процессуальным законодательством;
■ направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей;
■ осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в пределах своих полномочий.
Сотрудники, уполномоченные территориальным управлением, имеют право беспрепятственного доступа в коммерческие и некоммерческие организации и их объединения, в другие организации и учреждения и ознакомления с необходимыми документами на основании письменного запроса.
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (далее — Госстандарт России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление стандартизацией, деятельностью по обеспечению единства измерений, государственное регулирование и межотраслевую координацию работ по сертификации в Российской Федерации.
В своей дятельности Госстандарт России руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными актами, а также Положением о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.
Госстандарт России и его территориальные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Разграничение полномочий по отдельным видам деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации между Госстандартом России, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулируется положениями об этих органах и соглашениями между ними и Госстандартом России.
Основные задачи Госстандарта России:
■ формирование и реализация государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации;
■ обеспечение единства измерений в стране;
■ организация и проведение работ по обязательной сертификации продукции;
■ осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации;
■ определение мер государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
Исходя из основных задач, Госстандарт России осуществляет следующие функции:
■ устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии и обязательной сертификации;
■ осуществляет методическое руководство и координирует деятельность технических комитетов по стандартизации, создаваемых на добровольной основе на базе предприятий или организаций для разработки государственных стандартов Российской Федерации;
■ обеспечивает включение в государственные стандарты на продукцию, работы, услуги (далее — товары) обязательных требований;
■ принимает государственные стандарты Российской Федерации (за исключением стандартов в области строительства), общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
■ осуществляет государственную регистрацию нормативных документов по стандартизации, а также по стандартным образцам состава, свойств веществ и материалов;
■ издает и распространяет принятые им государственные стандарты, стандартные справочные данные о составе и свойствах веществ и материалов, другие нормативные документы по стандартизации, метрологии и сертификации, а также указатели стандартов, перечни допущенных к применению средств измерений, стандарты и рекомендации международных, региональных и зарубежных организаций, используемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами-соглашениями;
■ создает и ведет Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, также международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран и выдает информацию о них;
■ представляет Правительству Российской Федерации предложения по единицам величин, допускаемым к применению в Российской Федерации, утверждает и хранит государственный эталон, развивает государственную эталонную базу;
■ проводит проверку, государственные испытания и утверждает типы средств измерений, ведет Государственный реестр средств измерений утвержденных типов;
■ осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию деятельности по обеспечению единства измерений в Российской Федерации;
■ устанавливает правила создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;
■ определяет общие метрологические требования к средствам, методам, результатам измерений;
■ руководит деятельностью Государственной метрологической службы, иных государственных служб обеспечения единства измерений;
■ организует проведение приемочных и сертификационных испытаний топлив, масел, смазок и специальных жидкостей для различных видов техники;
■ определяет номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации, и вводит сертификационные знаки;
■ устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;
■ устанавливает порядок государственной регистрации и проводит государственную регистрацию систем сертификации, знаков соответствия;
■ опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные и региональные организации по сертификации;
■ готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными и региональными организациями о взаимном признании результатов сертификации;
■ проводит государственную регистрацию и ведет реестры сертифицированных товаров, аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и сертификационных знаков;
■ осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией, а также государственный метрологический контроль и надзор;
■ устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации;
■ ведет государственные реестры по основным направлениям своей деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
■ разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты законодательных и иных правовых актов.
Госстандарт России в соответствии с выполняемыми им функциями имеет право:
■ устанавливать порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
■ устанавливать порядок осуществления государственного метрологического контроля и надзора;
■ устанавливать порядок выдачи лицензий юридическим и физическим лицам на право изготовления и продажу средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора;
■ создавать системы сертификации однородной продукции и устанавливать правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;
■ выбирать способ подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);
■ определять центральные органы систем сертификации;
■ устанавливать порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;
■ рассматривать апелляции по вопросам сертификации;
■ выдавать сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
■ направлять предписания об устранении нарушений обязательных требований стандартов к товарам, снятии с производства, прекращении выпуска и реализации таких товаров, отзыве их от потребителя;
■ налагать штраф на изготовителей (исполнителей, продавцов) товаров, руководителей предприятий и органов по сертификации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
■ предъявлять в суды, арбитражные суды иски к изготовителям (исполнителям, продавцам) товаров в случае нарушения ими обязательных требований стандартов;
■ проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции для контроля ее соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений), на издержки производства продукции проверяемых предприятий, предпринимателя;
■ принимать в пределах своей компетенции решения по вопросам государственной стандартизации, метрологии и сертификации, обязательные для выполнения юридическими и физическими лицами.
Госстандарт России осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные ему территориальные органы, федеральные государственные учреждения и федеральные предприятия, составляющие систему Госстандарта России.
Федеральная таможенная служба
Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации.
Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Место нахождения Федеральной таможенной службы — г. Москва.
Федеральная таможенная служба на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ими, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:
■ осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату;
■ осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;
■ осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;
■ принимает в установленном порядке предварительные решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара);
■ осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
■ ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
■ информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;
■ обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
■ осуществляет функции заказчика по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации;
■ реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации;
■ осуществляет метрологическое обеспечение деятельности таможенных органов.
Федеральная таможенная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
■ создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, в том числе специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;
■ определять регион деятельности таможенных органов;
■ утверждать общие или индивидуальные положения о региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах;
■ организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
■ запрашивать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
■ давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
■ осуществлять контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств Службы за рубежом.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Согласно действующему законодательству, задача обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний человека возложена на Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (ранее эти функции выполнял Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации).
Цель такого контроля — обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье.
Органы, предприятия и учреждения Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации непосредственно подчиняются санитарно-эпидемиологические службы в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, научно-исследовательские учреждения и другие санитарно-про-филактические учреждения и организации (далее — органы санитарного надзора).
Органы санитарного надзора осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический контроль за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации, в том числе:
а) наблюдают, оценивают и прогнозируют состояние здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека (санитарно-гигиенический мониторинг);
б) выявляют и устанавливают причины, факторы и условия возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, а также других массовых заболеваний людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, для чего проводят специальные санитарно-эпидемиологические расследования (устанавливают причинно-следственные связи между состоянием здоровья и средой обитания человека);
в) принимают в пределах своей компетенции обязательства для выполнения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями и иными хозяйствующими субъектами, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами решений по проведению гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
г) контролируют выполнение гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, в частности, при:
■ эксплуатации предприятиями, учреждениями и организациями зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспортных средств;
■ проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, связанных с неблагоприятным влиянием среды обитания человека на его здоровье;
■ осуществлении мероприятий по санитарной охране территории;
д) выдают по результатам контроля заключения (гигиенический сертификат):
■ по проектам строительства, реконструкции и модернизации объектов зданий, сооружений, транспортных средств и вводу их в эксплуатацию (независимо от целей использования);
■ проектам нормативной и технологической документации на новую продукцию, в том числе на товары народного потребления и пищевые продукты;
■ условиям производства, применения, хранения, транспортировки продуктов питания;
е) применяют меры административного принуждения при выявлении санитарных правонарушений, а также передают дело о привлечении лиц, совершивших такие правонарушения, к дисциплинарной и уголовной ответственности.
Одной из основных функций Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации является государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, суть которого заключается в разработке научно-обоснованных критериев обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности и безвредности среды обитания человека и его здоровья.
Главная задача государственного санитарно-эпидемиологического нормирования состоит в установлении санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, обязательных для выполнения на всей территории Российской Федерации органами государственной власти Российской Федерации, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, а также должностными лицами и гражданами,
К нормативным актам относятся:
■ санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека;
■ санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм;
■ гигиенические нормативы, устанавливающие гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья;
■ санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.
Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее — санитарные правила):
■ регулируют деятельность предприятий, организаций, учреждений торговли по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
■ предъявляют гигиенические требования к строительству и вводу в эксплуатацию объектов торговли;
■ устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, товаров народного потребления.
Федеральные санитарные правила вводятся на срок пять лет, санитарные правила на территориях субъектов Российской Федерации — на один год. Действие этих нормативных актов не может быть продлено более чем на два срока.
Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители имеют право:
1) вносить в органы государственной власти и управления предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства Российской Федерации, а также по проектам планов социального и экономического развития территорий, комплексных программ охраны здоровья населения, окружающей природной среды, улучшения условий труда и проживания граждан, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
2) беспрепятственно посещать (по предъявлению служебного удостоверения) и проводить обследования организаций, предприятий торговли с целью проверки выполнения санитарного законодательства Российской Федерации, проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных правил;
3) предъявлять предприятиям, организациям торговли требования о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;
4) поручать проведение специальных экспертиз и консультаций и по их результатам представлять предприятиям, организациям торговли основанные на действующих санитарных правилах заключения;
5) выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и распространения инфекционных, профессиональных заболеваний, а также массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, обусловленных неблагоприятным воздействием на организм человека факторов среды его обитания;
6) впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил приостанавливать, а в случае невозможности их соблюдения — прекращать производство, хранение, транспортировку, реализацию (использование) товаров народного потребления, продовольственного сырья и пищевых продуктов;
7) вносить в органы государственного контроля предложения о приостановлении хозяйственной деятельности предприятий, организаций торговли в случае невыполнения ими санитарных правил, постановлений органов и учреждений Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации о приостановлении или прекращении деятельности;
8) принимать решения:
■ о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты;
■ о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами;
■ об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;
■ о проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;
■ о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям;
9) вызывать в учреждения санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по фактам нарушений санитарного законодательства и санитарных правил;
10) рассматривать дела о санитарном правонарушении, налагать административные взыскания, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел, предоставлять вышестоящим должностным лицам или органам управления предложения о применении мер дисциплинарного воздействия;
11) предъявлять требования:
■ о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан;
■ о возмещении расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлении людей;
■ об уплате штрафов;
12) получать без каких-либо ограничений от предприятий, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации задач;
13) изымать образцы товаров, изделий, пищевых продуктов для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.
Министерство внутренних дел
Органы внутренних дел Российской Федерации наряду с оказанием помощи при проведении проверок другими контролирующими организациями сами обладают правами для пресечения правонарушений в сфере торговли. Данные права закреплены Законом РФ «О милиции» и другими нормативными актами.
При наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, сотрудники Министерства внутренних дел (далее — МВД) име-ют право:
■ беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств), производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной или иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства;
■ проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества;
■ изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции;
■ опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег, товарно-материальных ценностей;
■ проводить контрольные закупки;
■ требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций предприятий, учреждений и организаций;
■ получать от должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства;
■ приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, в случаях неисполнения ими законного требования работника милиции о прекращении правонарушения;
■ выявлять и пресекать нарушения правил торговли, мелкие хищения и другие правонарушения в сфере экономики; ;
■ оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей, противоправными операциями с валютными ценностями, хищениями, незаконным изготовлением, приобретением, хранением и сбытом наркотических веществ, а также лиц, совершивших другие преступления;
■ изымать (конфисковывать) из продажи товар, торговля которым запрещена.
В компетенцию МВД, кроме того, входит надзор за соблюдением Закона «О пожарной безопасности в Российской Федерации».
Государственная противопожарная служба является основным видом' пожарной охраны и входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
Государственная противопожарная служба организует разработку и осуществление государственных мер, нормативное регулирование и контроль в области пожарной безопасности. В целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений должностные лица пожарной охраны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право проводить обследования и проверки производственных, торговых и иных помещений и строений, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Проверки проводятся для выявления нарушений, в частности Правил пожарной безопасности для объектов торговли.
|