3.5. Организация труда в магазинах. Обслуживающий персонал предприятий розничной торговли

Выполнение широкой программы интенсивного развития торговли в современных рыночных условиях требует постоянного совершенствования структуры розничной торговой сети, рационального разделения труда работников магазинов и кооперации, улучшения организации и обслуживания рабочих мест.

Разделение и кооперация труда в магазине должна осуществляться с учетом типа и размера торговой площади предприятия, применяемых методов продажи товаров, методов дополнительного обслуживания покупателей. Организация труда в магазине должна- быть направлена на создание благоприятных условий труда для персонала магазина и на этой основе обеспечивать уровень торгового обслуживания покупателей.

Различают индивидуальную и бригадную формы организации труда. При индивидуальной форме организации труда работник магазина использует на определенном участке торгово-технического процесса. На него возлагается личная ответственность за сохранность товарно-материальных ценностей, обслуживание покупателей и т. д. Бригадная форма организации труда предполагает объединение работников в бригады в пределах отдела, секции и т. д. Они несут общую ответственность за результаты работы.

Численность работников и структура штата магазина зависят от типа предприятия и размера его торговой площади, объема, условий и режима работы, методов продажи товаров, количества рабочих мест.

В связи с этим важное значение имеет рациональное разделение труда работников. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.

Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь персонал розничного торгового предприятия подразделяется на три категории: управленческий, основной, или торгово-опе-ративный, вспомогательный и обслуживающий.

Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят руководящие, инженерно-технические работники и служащие: директор (заведующий), заместитель директора (заведующего), администратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтера, кассир и т. д.

Общее руководство магазином осуществляет директор (заведующий). Он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность, организует выполнение заказов покупателям. Директору подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

Заместитель директора (заведующего) магазином руководит коммерческой деятельностью. В его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.

Бухгалтерский аппарат принимает от материально-ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

Обслуживающий персонал

К обслуживающему персоналу розничного торгового предприятия относятся работники торгового предприятия, непосредственно участвующие в торговом обслуживании граждан.

К обслуживающему персоналу торгового предприятия относятся:

■ заведующий отделом (секцией);

■ администратор торгового зала;

■ товаровед;

■ продавец продовольственных товаров;

■ продавец непродовольственных товаров;

■ продавец мелкорозничной сети;

■ кассир торгового зала;

■ контролер-кассир;

■ экспедитор;

■ лифтер пассажирского лифта;

■ дежурный у эскалатора;

■ приемо-сдатчик ручной клади.

С 1 января 2000 года в Российской Федерации действует Государственный стандарт «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу розничных торговых предприятий и к индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги розничной торговли».

Основные требования

1.  Обеспечивать безопасность оказываемых услуг торговли и технологических процессов для жизни и здоровья покупателей, сохранность их имущества и охраны окружающей среды.

2.  Знать и соблюдать действующие законы, иные нормативные правовые акты, касающиеся профессиональной деятельности и персонала, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, приказы и распоряжения администрации предприятия.

3.  Знать и соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила в соответствии с СанПин 2.3.5.021, при поступлении на работу и в период работы на предприятиях продовольственной торговли персонал обязан проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с СанПин 2.3.5.021 (п. 3.3.14).

4.  Обеспечивать безопасную совместимость материала упаковки с реализуемым товаром и ее взаимозаменяемость.

5. Соблюдать правила эксплуатации оборудования, охраны труда и техники безопасности и своевременно проводить инструктаж по технике безопасности.

Обслуживающий персонал должен обеспечивать надлежащее качество торгового обслуживания покупателей в соответствии с обязательными требованиями стандартов и условиями договора, в том числе:

■ доступность, достаточность и достоверность информации о продаваемых товарах и оказываемых услугах;

■ соблюдение требований к маркировке, упаковке и оформлению ценников и товарных чеков;

■ соблюдение правил продажи товаров и культуры торгового обслуживания покупателей.

Обслуживающий персонал на рабочих местах должен носить санитарную и форменную одежду и обувь установленного для данного предприятия образца, находящуюся в опрятном и исправном состоянии.

Функции, права и обязанности обслуживающего персонала должны быть изложены в должностных инструкциях, утвержденных руководителем предприятия.

Процесс торгового обслуживания — последовательность операций, обеспечивающая торговое обслуживание в торговых предприятиях конкретного типа.

Качество торгового обслуживания — совокупность характеристик торгового обслуживания покупателей.

Требования к обслуживающему персоналу

Должностные инструкции на обслуживающий персонал разрабатывают с учетом требований данного стандарта, единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, особенностей работы данного предприятия, действующих законов и иных нормативных правовых актов и нормативных документов.

Требования к продавцам продовольственных и непродовольственных товаров:

1. Знать и соблюдать права покупателей, предусмотренные Федеральным законом «О защите прав потребителей» и другими законодательными и нормативными актами.

2.  Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

3.  Осуществлять контроль за наличием на продаваемые товары, подлежащие обязательному подтверждению, сертификата соответствия или деклараций о соответствии, либо заверенных в установленном порядке их копий, или информации о маркировке знаком соответствия, и сведений в товаросопроводительной документации о проведенной сертификации товаров, или о подтверждении их соответствия посредством декларации о соответствии.

4.  Знать ассортимент и товароведные характеристики продаваемых товаров, требования, предъявляемые к качеству товаров и контролировать качество продаваемых товаров.

5.  Уметь осуществлять выкладку товаров и соблюдать правила товарного соседства, знать условия реализации и сроки годности товаров.

6. Предоставлять покупателям необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а также о их качестве, потребительских свойствах, о соблюдении требований безопасности при применении этих товаров.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?