3.5. Организация труда в магазинах. Обслуживающий персонал предприятий розничной торговли
Выполнение широкой программы интенсивного развития торговли в современных рыночных условиях требует постоянного совершенствования структуры розничной торговой сети, рационального разделения труда работников магазинов и кооперации, улучшения организации и обслуживания рабочих мест.
Разделение и кооперация труда в магазине должна осуществляться с учетом типа и размера торговой площади предприятия, применяемых методов продажи товаров, методов дополнительного обслуживания покупателей. Организация труда в магазине должна- быть направлена на создание благоприятных условий труда для персонала магазина и на этой основе обеспечивать уровень торгового обслуживания покупателей.
Различают индивидуальную и бригадную формы организации труда. При индивидуальной форме организации труда работник магазина использует на определенном участке торгово-технического процесса. На него возлагается личная ответственность за сохранность товарно-материальных ценностей, обслуживание покупателей и т. д. Бригадная форма организации труда предполагает объединение работников в бригады в пределах отдела, секции и т. д. Они несут общую ответственность за результаты работы.
Численность работников и структура штата магазина зависят от типа предприятия и размера его торговой площади, объема, условий и режима работы, методов продажи товаров, количества рабочих мест.
В связи с этим важное значение имеет рациональное разделение труда работников. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.
Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь персонал розничного торгового предприятия подразделяется на три категории: управленческий, основной, или торгово-опе-ративный, вспомогательный и обслуживающий.
Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят руководящие, инженерно-технические работники и служащие: директор (заведующий), заместитель директора (заведующего), администратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтера, кассир и т. д.
Общее руководство магазином осуществляет директор (заведующий). Он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность, организует выполнение заказов покупателям. Директору подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.
Заместитель директора (заведующего) магазином руководит коммерческой деятельностью. В его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.
Бухгалтерский аппарат принимает от материально-ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.
Обслуживающий персонал
К обслуживающему персоналу розничного торгового предприятия относятся работники торгового предприятия, непосредственно участвующие в торговом обслуживании граждан.
К обслуживающему персоналу торгового предприятия относятся:
■ заведующий отделом (секцией);
■ администратор торгового зала;
■ товаровед;
■ продавец продовольственных товаров;
■ продавец непродовольственных товаров;
■ продавец мелкорозничной сети;
■ кассир торгового зала;
■ контролер-кассир;
■ экспедитор;
■ лифтер пассажирского лифта;
■ дежурный у эскалатора;
■ приемо-сдатчик ручной клади.
С 1 января 2000 года в Российской Федерации действует Государственный стандарт «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу розничных торговых предприятий и к индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги розничной торговли».
Основные требования
1. Обеспечивать безопасность оказываемых услуг торговли и технологических процессов для жизни и здоровья покупателей, сохранность их имущества и охраны окружающей среды.
2. Знать и соблюдать действующие законы, иные нормативные правовые акты, касающиеся профессиональной деятельности и персонала, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, приказы и распоряжения администрации предприятия.
3. Знать и соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила в соответствии с СанПин 2.3.5.021, при поступлении на работу и в период работы на предприятиях продовольственной торговли персонал обязан проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с СанПин 2.3.5.021 (п. 3.3.14).
4. Обеспечивать безопасную совместимость материала упаковки с реализуемым товаром и ее взаимозаменяемость.
5. Соблюдать правила эксплуатации оборудования, охраны труда и техники безопасности и своевременно проводить инструктаж по технике безопасности.
Обслуживающий персонал должен обеспечивать надлежащее качество торгового обслуживания покупателей в соответствии с обязательными требованиями стандартов и условиями договора, в том числе:
■ доступность, достаточность и достоверность информации о продаваемых товарах и оказываемых услугах;
■ соблюдение требований к маркировке, упаковке и оформлению ценников и товарных чеков;
■ соблюдение правил продажи товаров и культуры торгового обслуживания покупателей.
Обслуживающий персонал на рабочих местах должен носить санитарную и форменную одежду и обувь установленного для данного предприятия образца, находящуюся в опрятном и исправном состоянии.
Функции, права и обязанности обслуживающего персонала должны быть изложены в должностных инструкциях, утвержденных руководителем предприятия.
Процесс торгового обслуживания — последовательность операций, обеспечивающая торговое обслуживание в торговых предприятиях конкретного типа.
Качество торгового обслуживания — совокупность характеристик торгового обслуживания покупателей.
Требования к обслуживающему персоналу
Должностные инструкции на обслуживающий персонал разрабатывают с учетом требований данного стандарта, единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, особенностей работы данного предприятия, действующих законов и иных нормативных правовых актов и нормативных документов.
Требования к продавцам продовольственных и непродовольственных товаров:
1. Знать и соблюдать права покупателей, предусмотренные Федеральным законом «О защите прав потребителей» и другими законодательными и нормативными актами.
2. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.
3. Осуществлять контроль за наличием на продаваемые товары, подлежащие обязательному подтверждению, сертификата соответствия или деклараций о соответствии, либо заверенных в установленном порядке их копий, или информации о маркировке знаком соответствия, и сведений в товаросопроводительной документации о проведенной сертификации товаров, или о подтверждении их соответствия посредством декларации о соответствии.
4. Знать ассортимент и товароведные характеристики продаваемых товаров, требования, предъявляемые к качеству товаров и контролировать качество продаваемых товаров.
5. Уметь осуществлять выкладку товаров и соблюдать правила товарного соседства, знать условия реализации и сроки годности товаров.
6. Предоставлять покупателям необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а также о их качестве, потребительских свойствах, о соблюдении требований безопасности при применении этих товаров.
|