5.3. Транспортно-зкспедиционное обслуживание торговых предприятий
В процессе товарного обращения транспортировка товаров из мест производства в районы потребления, с оптовых предприятий в розничную сеть является его составной частью. В то же время торговые предприятия, как правило, не располагают транспортом ведомственного подчинения. Поэтому для обеспечения правильного товарного обращения, планомерного маневрирования товарными ресурсами торговые предприятия вступают в договорные отношения с транспортными организациями.
Согласно договорам, перевозки осуществляют транспортные предприятия, предприятия торговли. Они выбирают вид транспорта, транспортного средства и отправки; участвуют в транспортно-экспедиционных операциях на этапах отправления и приемки товаров и др.
Для осуществления этой работы при крупных оптовых предприятиях организованы транспортные отделы или отделы централизованной доставки. Транспортный отдел имеется, как правило, и в составе оптовых баз. В розничных торговых организациях вопросами перевозок товаров занимаются экспедиционные (или другие транспортные) подразделения, а в организациях, где объем перевозок относительно невелик, — группа специалистов в составе торгового отдела.
Четкая организация транспортно-экспедиционных операций способствует ускорению и удешевлению перевозок товаров, их сохранности и своевременной доставке в розничную сеть.
В транспортно-экспедиционной работе, помимо транспорта, участвуют грузоотправители и грузополучатели. Принято выделять четыре группы транспортно-экспедиционных операций: приемосдаточные (приемка товаров от грузополучателя или транспортной организации, сдача грузополучателям или транспортной организации), погру-зочно-разгрузочные, транспортные, экспедиционные (оформление приемки и сдачи товаров, составление перевозочных документов, оплата тарифов и разных сборов, прием информации и др.).
Торговые предприятия осуществляют все группы транспортно-экспедиционных операций. Объем транспортных операций, выполняемых ведомственным транспортом торговли, незначителен. Они выполняют следующие операции: транспортные (завоз товаров на станцию или пристань, порт, аэропорт и вывоз из этих пунктов); погрузоч-но-разгрузочные операции (погрузка, комплектование мелких отправок в повагонную и др.), экспедиционные (оформление сдачи груза к отправлению, получение прибывших грузов, внесение платежей и сборов за перевозку и др.), вспомогательные услуги (информация о прибытии грузов, предоставление станции от имени грузоотправителей сводных заявок на отгрузку товаров в вагонах, контейнерах, оформление учетных карточек выполнения плана перевозок и др.).
В зависимости от перечня оказываемых услуг различают полное (комплексное) и неполное (частичное) транс -портно-экспедиционное обслуживание клиентов транспорта. При полном обслуживании транспортно-экспедицион-ная организация принимает на себя выполнение всех необходимых операций при отправлении и получении груза без участия в них грузовладельцев. Она отвечает за груз с момента приема его на складе отправителя до сдачи на складе получателя. Частичное обслуживание заключается в выполнении транспортно-экспедиционной организацией лишь отдельных операций, связанных с перевозкой грузов (информация о подходе грузов, доставка клиентам транспортных документов, расчеты за перевозку и др.).
Деятельность транспортно-экспедиционных предприятий может быть универсальной, то есть когда она выполняет обслуживание клиентов на всех видах транспорта, или специализированной — на одном основном виде транспорта. Наиболее рациональным и удобным для клиентов является полное обслуживание их одной организацией на всех видах транспорта.
В ряде городов транспортно-зкспедиционное обслуживание железнодорожных перевозок осуществляют автотранспортные комбинаты, имеющие отделения при станциях. Причем некоторые автокомбинаты, по существу, являются автомобильно-железнодорожными предприятиями. Они имеют автомобильный и железнодорожный подвижной состав, контейнеры, путевое хозяйство, погрузоч-но-разгрузочные механизмы, прирельсовые площадки и склады. Все это обеспечивает выполнение ими всех операций без участия железной дороги.
В некоторых городах клиентов обслуживают транспор-тно-экспедиционные организации предприятия железных дорог (городские товарные станции, дистанции контейнерных перевозок и транспортно-экспедиционных операций, транспортно-экспедиционные конторы и др.), действующие как хозрасчетные организации, подчиненные грузовым службам железных дорог. Для централизованного вывоза и завоза грузов на станциях они привлекают автотранспорт общего пользования на договорных началах. Шоферы автохозяйства выполняют при этом часть экспедиционных работ (получение наряда, накладной и груза от станции, сдача их получателю, сопровождение груза с материальной ответственностью).
Частичное транспортно-зкспедиционное обслуживание клиентов осуществляют также речные пристани, морские порты.
На автомобильном транспорте общего пользования автостанции и городские автоконторы наряду с перевозками ведут транспортно-зкспедиционное обслуживание отправителей и получателей грузов.
На выполнение транспортно-экспедиционных операций торговые организации заключают договоры с транспорт-но-экспедиционными предприятиями, существующими при различных транспортных организациях, причем раздельно на транспортное обслуживание и на экспедиционные услуги.
Централизация транспортно-экспедиционных операций освобождает многочисленные промышленные предприятия и торговые предприятия от выполнения ряда несвойственных им функций, позволяет ускорить продвижение товаров, улучшить использование всех видов транспорта и сократить транспортные расходы.
В операциях приемки-сдачи товаров, оформления соответствующих документов руководствуются различными нормативными документами. Основным документом, регламентирующим порядок перевозки грузов на железнодорожном транспорте, является транспортный Устав железных дорог Российской Федерации. Он регламентирует важнейшие положения по организации перевозок грузов, а также ответственность железной дороги, грузоотправителей и грузополучателей. Также действуют правила и инструкции, издаваемые федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Так, скорости перевозок грузов (грузовая и большая), железнодорожные направления перевозок и прочее содержатся в «Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте». Для организации грузовых перевозок на станциях железных дорог имеются специальные службы — товарные кассы, грузовые дворы, товарные конторы.
Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия железнодорожного транспорта с морским, речным, воздушным, автомобильным транспортом осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования груза. Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении разрабатываются и утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области транспорта с их последующей регистрацией в федеральном органе исполнительной власти в области юстиции.
Первой группой транспортно-экспедиционных операций являются приемо-сдаточные операции. Предназначенный для перевозки груз должен быть надлежащим образом подготовлен к транспортированию.
В приемо-сдаточных операциях видное место занимают упаковка товаров и пломбирование грузов. Товары, нуждающиеся в таре, должны быть предъявлены к перевозке в исправной таре, соответствующей стандартам. Каждое грузовое место должно быть замаркировано. Загруженные крытые автомашины и прицепы, отдельные секции автомашин, контейнеры и цистерны, предназначенные полному грузополучателю, пломбируют, а мелкоштучные товары в ящиках, коробках и другой таре пломбирует или обандероливает грузоотправитель. При подготовке товаров для отгрузки необходимо учитывать габариты вагона и тарного места, ориентируясь на максимальное использование грузоподъемности и вместимости вагона, а также соблюдение технических норм загрузки, которые указаны в правилах перевозок и тарифных руководствах. За неполную загрузку вагона с грузоотправителей взимается штраф.
Маркировка, наносимая грузоотправителем, содержит реквизиты отправителя, название станции и дороги отправления и назначения, наименование грузоотправителя и порядковый номер места. В мелких и малотоннажных отправках маркируют каждое грузовое место, а в повагонах (если груз однороден) — не менее четырех мест, размещаемых по два у каждой двери вагона. Дополнительную маркировку «Верх», «Не кантовать» на грузы, требующие внимательного отношения при погрузке и разгрузке, также наносит грузоотправитель.
При сдаче и приемке товаров на железной дороге необходимо соблюдать сроки погрузки и выгрузки товаров средствами грузоотправителей и грузополучателей, установленные правилами перевозок. За нарушение этих сроков взимается штраф.
Навигационные договоры имеют важное значение в осуществлении приемно-сдаточных операций. Ими предусматриваются условия, порядок и сроки подачи под погрузку и разгрузку. За несвоевременную подачу, сдачу или подачу судов недостаточного тоннажа штрафуются пароходства, за не предъявление груза к перевозке или предъявлении его в меньшем количестве — грузовладельцев. Штраф при этом составляет на морском транспорте 100%, а на речном — 25% провозной платы за все непредъяв-ленное или непринятое количество груза.
Грузоотправитель наносит на грузовые места общую или специальную маркировку, предусмотренную договором. При перевозке однородных тарных и штучных грузов допускается маркировка только 10% грузовых мест. В порту после приемки груза на каждое грузовое место наносят и транспортную маркировку. При приемке проверяют качество упаковки, соответствие тары стандартам, количество грузовых мест.
К качеству тары, надежности крепления грузов при перевозке их морским транспортом предъявляются повышенные требования.
Второй группой транспортно-экспедиционных операций являются погрузочно-разгрузочные операции.
Погрузочно-разгрузочные операции осуществляются непосредственно грузоотправителями, грузополучателями в местах не общего пользования (например, на плодоовощных базах). В местах общего пользования эти работы выполняет железная дорога за счет средств грузоотправителя и грузополучателя. На станции назначения грузы могут храниться бесплатно в течение 24 часов после подачи вагона под загрузку средствами грузополучателя. За дальнейшее хранение взимается особый сбор. Однако правилами перевозок установлены предельные сроки хранения и вывоза груза, дифференцированные по видам товаров. Нарушение предельных сроков дает железной дороге право реализовать эти товары в установленном порядке. Предельные сроки хранения и вывоза груза в соответствии с правилами перевозок грузов составляют по основным непродовольственным товарам пять суток. Если получатель не вывезет товары в указанный срок, дорога имеет право реализовать их в установленном порядке.
Под погрузку должны подаваться только технически исправные и пригодные для данного груза транспортные средства. О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, осуществляемую грузоотправителем, работники железнодорожных станций должны его уведомить не позднее чем за 2 часа до их подачи. Вагоны, погруженные средствами железной дороги, отправляются за ее пломбами. Если погрузка, выгрузка не обязательны для железной дороги, тогда эти операции в местах общего пользования могут выполнять сами грузоотправители, грузополучатели. Если груз отгружен отправителем, то он и пломбирует вагоны: погрузку грузов в контейнеры и выгрузку их из контейнеров производят соответственно грузоотправители или грузополучатели.
Грузы должны доставляться в установленные сроки. Срок доставки грузов и правила их исчисления утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Однако в договорах об организации перевозок могут быть иные сроки доставки груза. Исчисление срока доставки груза начинается с 24 часов дня приема груза для перевозки. Дату приема груза к перевозке и дату истечения срока доставки груза указывает железнодорожная станция отправления в выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. За просрочку доставки груза железная дорога уплачивает пени.
Погрузочно-разгрузочные операции на автотранспорте выполняются грузоотправителем и грузополучателем. Для выполнения этих операций торговые организации и предприятия имеют в своих штатах рабочих-грузчиков. Положением об организации централизованных перевозок запрещено сопровождение автомашин грузчиками и другими работниками.
Правила применения единых тарифов на перевозку грузов автотранспортом регламентируют время на проведение погрузочно-разгрузочных работ. Штраф в пользу предприятия взимается за каждую минуту сверхнормативного простоя.
Погрузочно-разгрузочные операции на водном транспорте осуществляются в портах и пристанях общего пользования силами транспортных предприятий. Водный транспорт располагает соответствующей техникой, а также складами для кратковременного хранения перерабатываемых грузов и подъездными железнодорожными и автомобильными путями для проведения работ по прямому варианту; перегрузки осуществляются по схеме: вагон-судно и судно—вагон или автомашина—судно и судно—автомашина.
Погрузочно-разгрузочные операции осуществляются силами аэропорта за счет средств грузовладельцев.
В тех случаях, когда в договоре ответственность за сохранность груза возложена на транспортное предприятие, товар отправляется без сопровождающих. Скоропортящиеся товары перевозятся с проводниками грузоотправителя (если масса такого груза превышает 2 т, разрешается бесплатный полет вместе с грузом и обратно двум сопровождающим).
Аэропорт назначения уведомляет грузоотправителя о прибытии в его адрес товаров телеграммой (оплата этой услуги входит в тариф) и хранит прибывшие грузы в течение суток. За дальнейшее хранение взыскивается плата по тарифу.
Перевозки товаров воздушным транспортом осуществляются самолетами и вертолетами гражданской авиации.
Транспортные и экспедиционные операции (третья и четвертая группа) по перевозке грузов и оформлении документации являются самыми ответственными.
Участие торговых организаций в экспедиционных операциях весьма значительно. Во многих районах страны, где нет централизованного транспортно-экспедиционного-обслуживания, грузовладельцы осуществляют все экспедиционные операции, а при централизации этой работы — часть, иногда заметную.
Представитель грузополучателя должен иметь доверенность на право получения груза. После оформления выдачи груза и его выгрузки получатель обязан сдать железной дороге транспортные средства.
Принимая груз, получатель обязан проверить, обеспечена ли его сохранность при перевозке. При этом он проверяет целостность пломб, оттиски на них, исправность вагона, соответствие наименования груза и количества мест данных, указанным в железнодорожной накладной.
Перевозка грузов по железной дороге осуществляется по накладной, оформленной грузоотправителем и представленной вместе с грузом на каждую отправку. Накладная сопровождает груз до станции назначения и выдается грузополучателю. Она является документом, имеющим форму договора по перевозке между грузоотправителем, дорогой и грузополучателем. На ее основе составляется дорожная ведомость, также сопровождающая груз до станции назначения. Станция отправления выдает грузоотправителю квитанцию о приеме товаров к перевозке после оплаты ее стоимости, величина которой определяется по прейскуранту.
Железная дорога обязана уведомить грузополучателя о прибытии груза в его адрес в день прибытия груза, но не позднее 12 часов следующего дня. Правилами перевозок предусмотрена возможностью заключить с дорогой договор на получение этой информации за 12 часов до прибытия груза.
В случае недостачи или порчи перевезенного товара составляют коммерческий акт. Размеры недостачи или порчи товара устанавливает экспертиза (с привлечением эксперта бюро товарных экспертиз, инспектора по качеству или представителя незаинтересованной организации). Коммерческий акт является основным документом для предъявления претензии железной дороге. В случае утраты груза претензию может предъявить грузополучатель (документом служит грузовая квитанция с отметкой станции назначения о неприбытии груза) или грузоотправитель, предоставляя грузовую квитанцию. Устав железных дорог РФ подробно и четко регламентирует не только права грузовладельцев в предъявлении претензий к дорогам, но и определяет круг необходимых для этого документов.
Для перевозки грузов автомобильным транспортом торговые предприятия используют как собственный автомобильный транспорт, так и транспорт общего пользования, принадлежащий другим предприятиям. Торговые организации и предприятия заключают с автохозяйствами договоры на перевозку грузов. В них устанавливаются: объем и сроки перевозок, порядок выполнения погрузочно-раз-грузочных работ и экспедирования товаров, материальная ответственность. Также определяются рациональные формы, маршруты и схемы грузоперевозок. В зависимости от срока действия различают разовые и долгосрочные договоры, (годовые). Кроме транспортных договоров, торговые предприятия могут заключать договоры транспортной экспедиции. По такому договору одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет стороны (грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза. При заключении транспортного договора клиент должен убедиться, что перевозчик имеет лицензию на проведение перевозок.
Структура транспортного договора:
■ преамбула;
■ предмет договора;
■ условия перевозок;
■ расчеты за перевозку;
■ ответственность сторон;
■ срок действия договора;
■ юридические адреса и реквизиты сторон.
Перед началом каждого месяца утверждаются декадные задания на перевозку грузов, по которым грузоотправители должны заблаговременно представлять автохозяйствам заявки на требуемое количество автомобилей. Автохозяйства выделяют автотранспортные средства с учетом объема и характера предстоящих перевозок в необходимом количестве. Они должны быть исправными и чистыми в санитарном отношении. Подача их под погрузку должна осуществляться в указанное в заявке время. Товары должны быть подготовлены к транспортированию: заранее упакованы в инвентарную тару, взвешены, сгруппированы по получателям. Заблаговременно должны быть подготовлены товарно-транспортные документы и счета-фактуры. Перед выдачей груза для доставки у водителя проверяют наличие путевого листа и документа, удостоверяющего личность. Прием груза к перевозке осуществляется путем взвешивания на весах при погрузке, обмера в кузове автомобиля или счета мест. За сохранность товаров при перевозке ответственность несет автохозяйство. Товары, опломбированные отправителем, водитель принимает по количеству мест согласно счету-фактуре. Прием товаров к перевозке удостоверяется подписью водителя на всех экземплярах товарно-транспортной накладной. После перевозки водитель или экспедитор сдает груз грузополучателю на основании товарно-транспортной накладной по массе, количеству или объему. Грузы в контейнерах, многооборотной таре, цистернах с исправными пломбами грузоотправителя выдают грузополучателю без проверки массы, состояния груза и количества мест. При этом проверяется соблюдение условий перевозки грузов. Получение товара удостоверяется подписью и штампом грузополучателя в товарно-транспортной накладной и счете-фактуре. Окончательный расчет по платежам за перевозку грузов, за транспортно-экспедиционные операции производится клиентом на основании счета автотранспортного предприятия. Основанием для выписки счета служат товарно-транспортные накладные, либо акты замера, либо акты взвешивания груза, а за использование автомобилей, оплачиваемых по повременному тарифу, — данные путевых листов, заверенные клиентом.
Постоянный рост объемов перевозок товаров автомобильным транспортом вызывает необходимость более эффективного его использования. Факторы интенсивного использования автотранспорта:
■ улучшение использования грузоподъемности транспортных средств;
■ повышение коэффициента сменности, работы транспорта — путем продления времени работы экспедиционных складов и диспетчерских служб, а также созданием условий для ночного завоза товаров на торговые предприятия;
■ улучшение использования пробега;
■ ускорение погрузочно-разгрузочных работ.
Водный и воздушный транспорт играет важную роль в эффективном функционировании единой транспортной системы страны.
По видам сообщений на речном транспорте перевозки подразделяются:
■ во внутреннем водном сообщении — перевозки в пределах одного речного пароходства;
■ в прямом внутреннем водном сообщении — в границах нескольких пароходств;
■ в прямом водном сообщении — с участием речного и морского транспорта.
В зависимости от объема груза, доставляемого по одному перевозочному документу, отправления речным транспортом подразделяются:
й на мелкопартионные (массой не более 20 т); й менее судовой нормы (сборные); й судовые.
Перевозки грузов речным транспортом могут осуществляться большой (на грузопассажирских судах и грузовых теплоходах) и грузовой скоростью.
На срок доставки груза речным транспортом оказывают влияние: вид груза, период навигации, скорость судов и направление их движения.
Правила и условия перевозки грузов речным транспортом регулируются Уставом внутреннего водного транспорта, а морским транспортом — Кодексом торгового мореплавания. В дополнение к ним ежегодно на период навигации между пароходствами и постоянными грузоотправителями заключаются навигационные договоры. В навигационном договоре предусматриваются: условия, порядок и сроки подачи судов под погрузку и разгрузку (по декадным заявкам или по календарному месячному графику), порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ и информации о подаче судна и др.
На каждую отправку грузов речным транспортом грузоотправитель заполняет накладную, которая является договором на перевозку данной партии товара. В порту (пристани) отправления после оплаты стоимости перевозки на основании накладной оформляется дорожная ведомость, в которой получатель расписывается при приемке груза.
Накладная содержит данные о характере и количестве груза, скорости перевозки (грузовая или большая), о грузоотправителе и грузополучателе, пунктах отправления и назначения, сумме провозных платежей и сборов.
На речном транспорте обязательно устанавливается срок доставок грузов, зависящий от вида груза, направления движения (вверх и вниз по течению), периода навигации, скорости судна и некоторых других факторов (например, времени на накопление и отправление грузов, на передачу груза с одного судна на другое, на передачу груза от одного пароходства другому и т. п.).
Недостача, порча или повреждение перевезенных товаров фиксируются коммерческим актом. Претензии, возникающие при перевозках товаров в прямом смешанном сообщении (водно-автомобильном, железнодорожно-вод-ном), предъявляются к организации, являющейся конечным пунктом перевозки, — пароходству, железнодорожной станции или автотранспортной организации.
Для осуществления экспедиционных операций в портах и на пристанях имеются товарные конторы, в которых оформляется переход грузов с одного вида транспорта на другой. В них определяется сумма провозной платы и других сборов, производятся расчеты по перевозкам и другие операции.
При морских перевозках грузоотправители оформляют погрузочный ордер, на основании которого грузовая контора порта выписывает коносамент — перевозочный документ. Первый экземпляр коносамента после оплаты стоимости перевозки служит подтверждением приема груза и заключения договора на перевозку, а также основанием для получения-груза в пункте назначения.
Перевозки грузов с участием морского транспорта в прямых смешанных сообщениях оформляются накладной и дорожной ведомостью. Вместо коносамента отправителю вручается квитанция (часть дорожной ведомости), по предъявлении которой получателю выдается груз в пункте назначения.
При отправке грузов водным транспортом отправитель наносит на грузовые места общую, а в необходимых случаях и специальную маркировку.
При перевозке однородных тарных и штучных грузов отправитель может замаркировать только часть грузовых мест (10%). После приемки груза на каждое грузовое место в порту наносят транспортную маркировку. При приеме тарно-упакованных и штучных грузов проверяют количество грузовых мест. Обращают внимание на качество упаковки, соответствие тары государственным стандартам.
Погрузочно-разгрузочные работы в морских и речных портах осуществляются их силами и средствами, но за счет отправителей и получателей.
Сроки хранения грузов на портовых складах ограничены. В течение суток груз хранится бесплатно. За хранение сверх этого срока взыскивается плата по тарифу. В речных портах груз выдается получателю на основании накладной и доверенности, а в морских — оригинала коносамента и доверенности. Если при получении груза выявляются недостача, повреждение отдельных мест, порча, то по требованию получателя составляется коммерческий акт.
В отличие от морских перевозок, где сроки доставки грузов определяются в основном при перевозках на линейных судах, на внутреннем водном транспорте обязательно устанавливается срок доставки. Сроки доставки устанавливаются в зависимости от вида груза, периодов навигации, направления движения (вверх или вниз по течению), скорости судов. На воздушном транспорте основными документами, регламентирующими перевозки, является Воздушный кодекс Российской Федерации. На основе кодекса разработаны правила перевозок пассажиров, багажа и грузов. Перевозка грузов осуществляется на основе договоров. По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а грузополучатель обязуется оплатить воздушную перевозку груза. При чартерных воздушных перевозках заключается договор фрахтования воздушного судна, по которому фрахтовщик предоставляет фрахтователю за плату одно или несколько воздушных судов для выполнения одного или несколько рейсов. Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной, форма которой устанавливается специально уполномоченными органами в области гражданской авиации. Срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. На воздушном транспорте действует такой же порядок хранения и выдачи грузов, как и на других видах транспорта. При приемке аэропортом грузов оформляют отравительную и грузовую накладную. Первую выдают получателю одновременно с грузом, а вторая — остается в аэропорту назначения с распиской получателя о приеме груза.
Аэропорт назначения уведомляет получателя о прибытии груза в день прибытия самолета телеграммой за установленную плату по тарифу. Прибывшие грузы хранятся в аэропорту бесплатно в течение 24 часов. За дальнейшее хранение взыскивается плата по тарифу.
|