3.2. Торговое предприятие — основное звено розничной торговой сети
Торговое предприятие на современном этапе рыночной экономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, который с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров.
Сущность предприятия торговли рассматривается в трех аспектах: юридическом, хозяйственном и отраслевом.
Юридический аспект имеет наиболее общий характер, присущий всем предприятиям независимо от отраслевой принадлежности. Все торговые предприятия являются юридическими лицами с правовой точки зрения. Значение законодательного оформления торгового предприятия проявляется в том, что оно:
■ позволяет определенным образом организовать, упорядочить внутренние отношения между участниками (учредителями) предприятия, объединить интересы каждого в общую цель;
■ является оптимальной формой для долговременного объединения капиталов;
■ позволяет ограничить имущественный риск участников суммой вклада в капитал конкретного предприятия;
■ создает основания для гибкого управления капиталом.
Все юридические лица в России должны проходить государственную регистрацию, иметь печати и открывать счета в банках. Но эти внешние атрибуты не отражают сущности торгового предприятия как юридического лица. Выделяются четыре основополагающих признака, на основании которых торговое предприятие признается юридическим лицом:
■ первый признак — организационное единство, которое предполагает наличие определенной иерархии, соподчиненности органов управления предприятием (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, четкую регламентацию отношений между его участниками;
■ второй признак — имущественная обособленность, которая создает материальную базу деятельности торгового предприятия, то есть для организации торгового процесса требуется наличие материальных, финансовых и других ресурсов, принадлежащих только данному предприятию;
■ третий признак — самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица означает, что каждое торговое предприятие самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам на основе имеющегося обособленного имущества, которым оно может отвечать перед кредиторами (статья 56 ГК РФ);
■ четвертый признак — выступление в гражданско-правовом обороте от собственного имени означает возможность приобретать и осуществлять гражданские права, нести обязательства, выступать истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо приобретает гражданские права и обязательства через свои органы управления. Оно может иметь как один орган (директор), так и одновременно несколько органов (директор и дирекция) управления. Органы управления могут назначаться, если у предприятия единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько.
Индивидуализация торгового предприятия как юридического лица, то есть его выделение из массы других, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования с указанием принятой организационно-правовой формы.' Местонахождение торгового предприятия определяется местом его государственной регистрации. Конкретный адрес указывается в учредительных документах, что принципиально важно для применения к нему нормативно-законодательных актов со стороны местных органов власти.
Правила образования и прекращения деятельности юридического лица определяются ГК РФ, если это не предусмотрено другими нормативными актами (например, Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»).
Таким образом, в российском гражданском законодательстве юридическое лицо — это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.
Гораздо меньшую правовую информацию несут такие термины, как «фирма» или «компания», которые широко используются как общепринятые названия любой хозяйственной организации, обладающей правами юридического лица.
По сравнению с юридическим большую степень конкретизации имеет хозяйственный аспект, в соответствии с которым предприятием считается самостоятельный хозяйствующий субъект рыночных отношений, созданный в целях удовлетворения определенных общественных потребностей и получения прибыли. В статье 132 ГК РФ указывается, что предприятием как объектом гражданских прав является имущественный комплекс, используемый для осуществления торговой деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса включаются: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, товары, инвентарь, денежные средства и права потребителя, права собственности (товарные знаки, фирменные наименования, образцы), а также нематериальные активы (авторские и лицензионные права, ноу-хау, деловая репутация и т. д.).
Специфика торговых предприятий в максимальной степени раскрывается через отраслевой аспект их деятельности.
Торговое предприятие имеет четко выраженное целевое назначение и характеризуется единством материально-вещественной, торгово-технологической и организационно-экономической структур.
Под материально-вещественной структурой понимается общность материальных ресурсов, использование однотипных помещений и однородного торгово-технологи-ческого оборудования.
Торгово-технологическая структура определяется общностью назначения реализуемых товаров и методов их продажи, единством операций технологического процесса и обслуживания, однородностью размещения и функциональной взаимосвязи торговых, складских, производственных и вспомогательных помещений.
Организационно-экономическая структура характеризуется хозяйственной обособленностью предприятия, наделением его юридической системой учета и отчетности, однотипной методикой анализа и планирования торговой деятельности.
Экономическая сущность торговых предприятий обусловлена выполняемыми функциями, характерными для всех хозяйствующих субъектов отрасли.
Основной функцией торговли является реализация товаров. Эту функцию в соответствии с классической экономической теорией можно рассматривать в двух аспектах:
■ реализация потребительской стоимости, то есть доведения конкретного товара от производителя до потребителя путем применения таких технологических операций, как транспортировка, прием товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка товаров;
■ реализация стоимости товара, в результате чего конкретный товар получает общественное признание,
В момент купли-продажи (Д-т), то есть выполнения расчетных операций, происходит смена форм стоимости и форм собственности: товарная форма стоимости обменивается на денежную, а товар, находящийся в государственной или иной собственности, переходит в личную собственность потребителя.
В ходе своей деятельности предприятие торговли выполняет и другие функции, связанные с доведением товаров: реклама товаров и услуг, оказание помощи покупателям в выборе товаров, размещение и выкладка их в торговом зале, оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров, размещение, доставка на дом покупателю, прием заказов на товары, отсутствующие в продаже, и т. д.
Объем и характер выполняемых предприятием функций зависит от его хозяйственной самостоятельности, типа, размера, технической оснащенности, места расположения и других факторов.
Осуществляя свои функции, торговые предприятия обеспечивают:
шразвитие производства — путем организации коммерческой работы по заключению договоров, контрактов-заказов на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;
■ денежное распределение — путем развития финансово-кредитной системы, установления уровня и соотношения цен на товары на основе поддержания баланса между спросом и предложением;
■ личное потребление — посредством удовлетворения потребностей населения путем применения различных форм и методов торгового обслуживания, эффективной направленности рекламных, маркетинговых мероприятий.
Классификация и функции предприятий розничной торговли
Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы розничной торговли.
Предприятие розничной торговли — это торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного или дальнейшего использования (ГОСТ Р). Под продажей (реализацией) товаров понимается передача покупателю товаров на определенных условиях в ходе торгового обслуживания. При торговом обслуживании покупателей в розничных торговых предприятиях осуществляется деятельность продавцов при непосредственном взаимодействии с покупателями, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара или услуги. Оказываемые услуги торговли должны быть безопасны для жизни и здоровья покупателей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.
Предприятия розничной торговли классифицируются по следующим основным признакам: виды и особенности устройства, форма обслуживания покупателей, тип здания и особенности его объемно-планировочного решения, функциональные особенности предприятия и др. По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяются на магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, киоски, автомагазины и др.
Магазин — это предприятие розничной торговли, стационарно размещающееся в отдельных помещениях и являющееся самостоятельным юридическим лицом. От других пунктов розничной продажи магазин отличается капитальностью сооружения и размерами торговых площадей. Различают магазины небольшие, торговой площадью до 200 м2, средние — от 200 до 1000 м2, крупные — от 1000 до 2000 м2и особо крупные (супермаркеты) торговой площадью свыше 2000 м2.
Самыми распространенными являются — «Универмаги», «Универсамы», «Продукты», «Гастроном», «Хлебо-кондитерские товары», «Промтовары», «Хозяйственные товары», «Товары для детей», «Технически сложные товары», «Мебель», «Книги» и др. Главными признаками, определяющими тип магазина, являются ассортиментный профиль магазина и размер торговой площади. Специализация магазинов различается по товарно-отраслевому признаку, формам торгового обслуживания, функциональной роли.
Товарно-отраслевая специализация означает ограничение торговли отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента. В процессе товарно-отраслевой специализации весь ассортимент товаров распределяется между различными магазинами. Под ассортиментом товаров понимают набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (ГОСТ Р). Торговая специализация позволяет представить покупателям более широкий выбор товаров в пределах одной группы или подгруппы.
Примерно 90% сети розничной торговли приходится на долю магазинов. Они располагают набором помещений и оборудованием, необходимым для выполнения операций. Размещены магазины в капитальных стационарных зданиях.
Магазины-склады осуществляют торговлю строительными материалами и топливом. Они имеют благоустроенные площадки и складские помещения для строительных материалов и топлива, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.
Павильоны, палатки, ларьки и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они имеют более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей.
Автомагазины и другие средства передвижной торговли используются для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т.д.
В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади магазины подразделяют на типы, а внутри каждого типа — на типоразмеры. Так, например, магазины «Универмаг», рекомендуемые для нового строительства в современной торговле, могут иметь торговую площадь 650, 850,1000,1650, 2150, 3000 и 3500 м2. Магазины «Товары повседневного спроса» — 100, 150 и 250 м2.
По формам обслуживания различают магазины самообслуживания, а также предприятия, торгующие через прилавок обслуживания и т. д.
С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяются на отдельно стоящие, встроенно-пристро-енные и торговые комплексы. Они также одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями.
По функциональным особенностям предприятия розничной торговли делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные.
Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.
Основные торговые функции магазинов следующие:
■ изучение покупательского спроса на товары;
■ составление заявок на завоз товаров;
■ формирование ассортимента товаров;
■ реклама товаров и услуг.
К основным технологическим операциям относят:
■ прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;
■ обеспечение хранения товаров;
■ выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (упаковка, фасовка и др.);
■ внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;
■ продажу товаров (предложение товаров и оказание помощи в их выборе, выполнение расчетных операций).
Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателя и т. д.).
Объем и характер выполняемых магазинов функций будут зависеть от его типа и размера, хозяйственной самостоятельности, технической оснащенности, места расположения и других факторов. Например, магазин, обладающий полной хозяйственной самостоятельностью, кроме перечисленных выше функций товаров и расчетами за них, осуществляет управление и обслуживание подчиненных ему торговых единиц. Здесь, как правило, больше возможностей для оказания широкого круга дополнительных услуг.
Дополнительные услуги магазинов представляют покупателям в процессе торгового обслуживания. Перечень дополнительных услуг включает:
■ прием предварительных заказов на товары, временно отсутствующие в продаже;
■ комплектование подарочных и комплексных наборов;
■ продажа товаров в кредит;
■ прием заказов на изготовление одежды и обуви нестандартных размеров;
■ различные виды торгового обслуживания на дому;
■ доставка купленных товаров по указанному адресу;
■ подгонка готового платья по фигуре покупателя, мелкая переделка одежды и головных уборов;
■ раскрой тканей, пошив штор;
■ растяжка головных уборов и обуви;
■ прикрепление ремешков к часам;
■ установка креплений на лыжи;
■ мелкий ремонт технически сложных товаров, кожгалантереи, трикотажных изделий и детских игрушек;
■ ремонт и заправка авторучек;
■ точка ножей, ножниц и других товаров;
■ выполнение граверных работ;
■ прием заказов на проявление фотопластинок и фотопленок и печатание фотоснимков;
■ демонстрация мод, новых товаров, выставка товаров;
■ консультации специалистов по правилам пользования товарами;
■ консультации врачей (косметологов, ортопедов, диетологов и др.);
■ хранение купленных товаров и вещей покупателей;
■ обеспечение покупателей информацией.
Кроме указанных могут быть организованы и другие виды услуг. В отечественной и зарубежной практике известны такие услуги, как прием утренних заказов для выполнения в вечернее время, досылка товаров по почте, прием и выполнение заказов на индивидуальный пошив одежды, постельного белья; установка крупных бытовых приборов и их ремонт, прием заказов на запасные части к приборам; прием товаров, морально устаревших для обменной продажи; выделение специальных детских комнат, где дети под надзором воспитателей могут находиться во время посещения торговых предприятий родителями; оборудование и представление вблизи магазинов стоянок для автомобилей, мотоциклов и велосипедов.
Развитие системы услуг создает удобства для покупателей, а также экономически выгодно для торговых предприятий.
|