5.4. Технология товароснабжения розничных торговых предприятий

Товароснабжение розничной торговой сети — это система мероприятий, представляющая собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли.

Благодаря рационально организованному товароснаб-жению в розничных торговых предприятиях обеспечиваются полнота и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения, а также высокие финансово-экономические показатели работы торговых организаций и предприятий.

Рациональная организация товароснабжения предполагает четкую взаимосвязь технологических процессов в оптовой и розничной торговле. Она предусматривает разработку схем движения товаров, высокий уровень организации работ на оптовых базах, наличие эффективных транспортных средств и тары. Товары должны поступать в магазины максимально подготовленными к реализации.

Важным условием рациональной организации товароснабжения является максимальная оперативность в выполнении требований магазинов по ассортименту поставок, количеству и срокам завоза. При функционировании с минимальными товарными запасами розничные предприятия должны быть гарантированы в своевременном и полном по ассортименту удовлетворении поддаваемых заявок и в возврате на базу товаров, не пользующихся спросом.

При организации товароснабжения предприятий розничной торговли необходимо учитывать основные требования:

■ источники и применяемые формы снабжения должны определяться с учетом ассортимента и объема выпускаемых товаров, а также территориальной удаленности производителей от снабжаемых предприятий торговли;

■ завоз товаров должен осуществляться в соответствии со спросом населения и установленным для магазина обязательным ассортиментным перечнем;

■ количество завозимых товаров должно определяться типом предприятия, его мощностью, которая характеризуется объемом товарооборота и размерами торговых площадей. Особое значение имеет оснащенность торговых предприятий соответствующим тор-гово-техническими оборудованием;

■ величина единовременно доставляемой партии должна исчисляться с учетом имеющихся товарных запасов, объема среднедневной реализации и установленной периодичности завоза;

■ четко разработанная система товароснабжения должна обеспечивать минимальные издержки по завозу и хранению товаров.

Товароснабжение розничных торговых предприятий должно основываться на определенных принципах.

Принципы товароснабжения розничной торговой сети

Планомерность означает, что процесс товароснабжения магазинов должен носить планомерный характер. Завоз товаров в магазины и другие пункты продажи должен осуществляться на основе плановых графиков с учетом их ассортиментного процесса.

Ритмичность предполагает завоз товаров через относительно одинаковые промежутки времени. Ритмичность доставки товаров в магазины способствует ускорению оборачиваемости товаров, исключает образование излишков товарных запасов. Она создает оптимальные условия для работы складов, оптовых баз и транспортных предприятий. Рационально используются складские (помещения) площади.

Оперативность предусматривает, что ритм завоза товаров должен нарастать или сокращаться в зависимости от изменений в спросе на них, сезонных и других колебаний. Оптовые базы должны учитывать эти изменения и вносить коррективы на основе информации розничных торговых предприятий о ходе реализации товаров и состоянии товарных запасов.

Экономичность означает минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных средств на весь процесс доставки товаров в розничную торговую сеть. Это достигается эффективным использованием транспортных средств, механизацией погрузочно-разгрузочных работ, установлением рациональной звенности движения товаров, четким оформлением документов по отпуску, приемке товаров. Товароснабжение розничной торговой сети должно осуществляться на основе рациональных схем завоза товаров. Они разрабатываются с учетом грузооборота, оптимальной звенности, частоты доставки и размеров товарных партий. Рациональная форма товароснабжения определяется в результате разработки схем завоза товаров в торговые предприятия. В них по каждой товарной группе отражаются источники и объемы завоза товаров, пути и способы доставки в розничную сеть. При разработке схем завоза товаров учитываются следующие принципы:

■ достижение минимального числа складских звеньев в пути движения товаров, сокращение перевалок и погрузочно-разгрузочных работ;

■ планирование поставок продовольственных и непродовольственных товаров простого ассортимента, а также крупногабаритных и грузоемких, на склады организаций магистральными видами транспорта;

■ сосредоточение оптовой торговли товарами сложного ассортимента на крупных оптовых предприятиях;

■ соблюдение ассортиментной политики при завозе товаров в отдельные типы магазинов;

■ расширение централизованной доставки товаров с применением тары-оборудования;

■ внедрение прогрессивных методов завоза товаров путем организации работы автоскладов, передвижных комнат товарных образцов, разъездных товароведов и мелкооптовой посылочной торговли.

Централизация предполагает товароснабжение розничных торговых предприятий силами и средствами предприятий-поставщиков. При этом работники магазинов хотя и несут ответственность за коммерческую сторону товаро-снабжения, но не отвлекаются от своей непосредственной работы по обслуживанию покупателей.

Технологичность означает, что товароснабжение должно осуществляться на основе использования на всех его этапах прогрессивных технологических решений. Большую роль здесь играют модульные таро-транспортные системы, которые являются основой индустриализации товароснабжения розничной торговой сети.

Формы товароснабжения

Товары в розничную торговую сеть поступают от производственных предприятий-поставщиков, со складов оптовых организаций и собственных складов торговых организаций. Свой путь в сферу обращения товары начинают с производственных предприятий, которые являются исходным звеном товародвижения. Промежуточными звеньями являются склады оптовых и розничных организаций.

Главную роль в снабжении розничной торговой сети играют оптовые базы. На их долю приходится 80% общего поступления товаров в розничную сеть. Непосредственно с производственных предприятий завозится в розничную сеть скоропортящаяся продукция местных заводов, комбинатов и цехов.

Хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, безалкогольные напитки, пиво, колбасные изделия, выпускаемые в местах потребления, нецелесообразно завозить на склады перед доставкой в розничную сеть. Минуя склады, могут поступать также товары простого ассортимента (овощи, фрукты, соль, сахар, крупа, мыло хозяйственное, соки и т. п.) как из местных производственных предприятий, так и от оптовых предприятий. Товары сложного ассортимента (кондитерские изделия, консервы, макаронные изделия и т. п.) завозятся, как правило, со складов оптовых баз.

В зависимости от источников поступления товаров и от порядка завоза товаров применяются как транзитная, так и складская формы товароснабжения.

Завоз товаров в магазины непосредственно из производственных предприятий, а также выходных баз при производственных предприятиях, минуя промежуточные склады оптовых и розничных организаций, называется транзитным.

Под складской формой снабжения понимают поступления товаров в магазины со складов оптовых и розничных организаций. Складская форма товароснабжения применяется по товарам сложного ассортимента, нуждающимся в предварительной подсортировке (швейные и трикотажные изделия, обувь, товары культурно-бытового назначения, электробытовые товары и др.). Из оптовых предприятий в розничную торговую сеть завозится значительная часть товаров.

Транзитная форма товароснабжения имеет определенные преимущества: ускоряется обращение товаров, сокращаются издержки обращения, снижаются товарные потери. Но транзитная форма товароснабжения имеет ограниченное применение из-за измельченности и рассредоточен-ности розничной торговой сети. В основном она применяется по товарам простого ассортимента (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты и т. п).

Завоз товаров в розничные торговые предприятия

Основанием для завоза товаров в розничные торговые предприятия служит заявка.

Для рациональной организации товароснабжения розничной торговой сети необходимо четко соблюдать порядок представления заявок и обоснование в них объема и ассортимента на завоз товаров. Заявки составляют по установленной форме. В них указывают наименование товаров, вид, сорт и другие ассортиментные признаки товаров. Сначала записывают товары, содержащиеся в ассортиментном перечне, но отсутствующие в продаже; затем — товары, требующие пополнения, и далее — товары, не входящие в ассортиментный перечень магазина, но на которые приняты заказы от покупателей. В заявке следует отразить одноименные товары с различными ценами с тем, чтобы в магазине предлагались как сравнительно недорогостоящие товары, пользующиеся устойчивым спросом покупателей, так и товары повышенного спроса с более высоким уровнем цен.

В заявке может указываться также норматив товарных запасов и их наличие в магазине, фактический товарооборот на день ее составления, месячный план товарооборота и перечень излишне завезенных и залежалых товаров с указанием их количества. Если фактические товарные запасы значительно превышают нормативные, то розничному предприятию может быть отказано в удовлетворении заявок до приведения товарных запасов в соответствии с нормативными. Заявка составляется в двух экземплярах, подписывается директором, заверяется печатью и передается поставщику для исполнения.

При составлении заявки важно правильно определить количество заказываемого товара. Оно устанавливается с учетом однодневного розничного товарооборота, имеющихся в наличии остатков товаров и неснижаемых товарных запасов, частоты завоза товаров и сроков реализации, сезонности спроса на отдельные товары и других факторов. При определении количества заказываемых товаров заведующему магазином известна конъюнктура торговли отдельными товарами. Экономическое обоснование определения потребности в товарах и периодичности их завоза достигается расчетами частоты завоза и оптимальных размеров товарных партий. Периодичность завоза (и оптимальных размеров) по скоропортящимся товарам определяется исходя из однодневного оборота и срока продажи товара, определенного в соответствии с условиями его хранения. По товарам, имеющим длительные сроки реализации, периодичность завоза товаров определяется как удвоенная разница между средним и неснижаемым запасом товаров в днях:

И = 2 (Зс — Зн),

где И — интервал завоза в днях; Зс и Зн — средний и неснижаемый запас товаров в днях.

Например, если средний запас товаров в днях растительного масла равен 20 дням, а неснижаемый — 15, то интервал его завоза составит 10 дней, а частота завоза — 3 раза в месяц. Если месячный оборот по данной группе товаров составляет 900 руб., то размер равен 300 руб. (900 : 3).

Данная методика расчета распространяется на товары простого ассортимента, когда в каждой партии поступает полное число разновидностей. В каждой завозимой партии товаров сложного ассортимента поступает лишь часть разновидностей, предусмотренных ассортиментным перечнем. Интервал завоза в этом случае определяется с учетом коэффициента комплексности (к), который рассчитывается отношением среднего числа разновидностей товаров, поступающих в одной партии, к общему количеству разновидностей, указанному в ассортиментном перечне. Например, в магазин «Продовольственные товары» за пять завозов поступило 40 разновидностей кондитерских изделий (8 разновидностей в одной партии), а по ассортиментному перечню в продаже должно находиться 24 разновидности.

Коэффициент комплексности составит 0,33 (8:24), а формула по определению интервала завоза приобретает следующий вид:

Я =2 х (Зс — Зн) х 0,33.

Выполненные расчеты по периодичности завоза отдельных групп товаров группируются по источникам поступления и устанавливается рациональная частота завоза по общему объему поставок товаров с учетом максимального использования грузоподъемности автомобилей и разработанных маршрутов завоза товаров.

При составлении заявок очень важно правильно определить размер заказываемой партии товаров.

Размер очередной партии завоза товаров определяется исходя из среднедневной продажи товара, интервала завоза, практических и нормативных запасов по формуле:

Пз = Тд х И + Зн = Зф,

где Пз — размер очередной партии завоза товаров, дней: Зн и Зф — запасы товаров по нормативу и фактические, тыс. руб.

На основании заявки, поступившей от розничного предприятия, товаровед-реализатор оптовой базы оформляет заказ (отборочный лист) в трех экземплярах. Один направляется в машинно-счетное бюро для выписки товарно-транспортной накладной, другой — на склад для отборки товаров, а третий — вместе с заявкой подшивается в папку данного предприятия.

Товарно-транспортная накладная, отпечатанная в четырех экземплярах, поступает на склад. По ее данным проводят сверку отобранных товаров, которые затем упаковывают в многооборотную тару, пломбируют и сдают экспедиционному складу вместе с товарно-транспортной накладной. Эта передача оформляется в специальном журнале. На экспедиционном складе поступившие товарные места размещают по маршрутам перевозок и в зависимости от объема грузов в конце рабочего дня заказывают автомобильный транспорт соответствующей грузоподъемности.

Передача товаров и сопроводительных документов водителю-экспедитору для доставки в розничную сеть регистрируется в журнале. Принимает товары в магазине заведующий или замещающее его лицо. Товары, поступившие в исправной таре и с ненарушенными пломбами, принимают по количеству мест. При обнаружении неисправности сверяют наличие товаров с товарно-транспортной накладной и при расхождении составляют акт в четырех экземплярах. Приемка товаров в магазине оформляется подписью заведующего во всех экземплярах товарно-транспортной накладной и заверяется штампом магазина. Один экземпляр остается в магазине, а другие передают шоферу.

На обратный путь автомобиль загружают порожней тарой, на которую выписывают накладную. Если тары нет, то делается отметка в путевом листе. Вернувшись из рейса, водитель-экспедитор сдает тару и передает товарно-транспортные накладные заведующему экспедиционным складом.

Организация и технология доставки товаров в розничную сеть

Рациональная организация товароснабжения розничной сети предполагает выбор наиболее эффективных методов завоза товаров. В настоящее время применяются следующие методы товароснабжения магазинов:

■ децентрализованный завоз;

■ централизованная доставка товаров.

Децентрализованный завоз товаров (самовывоз) предусматривает выполнение транспортно-экспедиционных операций силами и средствами розничных предприятий. Он обусловливает рассредоточение транспорта по предприятиям и неэффективное его использование, а также необходимость работников розничных предприятий обращаться к услугам наемного транспорта.

Децентрализованный завоз товаров не подвергается планированию и рациональной организации операций, связанных с отборкой товаров, оформлением документов, погрузочно-разгрузочными работами. Поэтому автомобили, используемые при этом методе товароснабжения, имеют более низкие технико-экономические показатели их эксплуатации по сравнению с централизованной доставкой товаров. Кроме того, децентрализованный завоз товаров отвлекает работников розничных предприятий от выполнения возложенных на них обязанностей по обслуживанию покупателей. В магазинах с одним продавцом он ведет к закрытию предприятия на время, необходимое для поездки за товарами. Это отрицательно отражается на качестве обслуживания покупателей и снижает объем розничного товарооборота.

Централизованная доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщиков или транспортных предприятий по магазинам в предусмотренные графиком сроки. При этом все транспортные экспедиционные операции выполняются централизованно, без участия представителей розничной сети.

Централизованная доставка товаров применяется как при транзитной, так и при складской формах товароснабжения розничной сети.

Преимущества централизованной доставки товаров в сравнении с децентрализованной проявляются в следующем:

■ планомерно анализируется порядок завоза товаров в розничную сеть в соответствии с утвержденными технологическими картами, графиками, маршрутами;

■ ответственность за доставку товаров в магазины возлагается на поставщиков или транспортные предприятия;

■ работники розничных предприятий освобождаются от поиска транспорта, поездок с поставщиком и экспедирования товаров и все рабочее время посвящается выполнению своих прямых обязанностей по обслуживанию покупателей и улучшению работы магазинов;

■ более ритмично анализируется завоз товаров, что способствует ускорению товародвижения, нормализации товарных запасов, обеспечению широкого и устойчивого ассортимента товаров в розничной сети;

■ уменьшается потребность в складской площади (ликвидируются распределительные склады) и появляются резервы увеличения торговой площади магазинов за счет сокращения кладовых;

■ внедряется комплексная механизация погрузочно-разгрузочиых работ, развивается перевозка товаров в контейнерах и таре-оборудовании, сокращается время простоя автомобилей, эффективнее используется автотранспорт;

■ ускоряется и упрощается документооборот и расчеты между поставщиками и покупателями.

Несмотря на отмеченные преимущества, централизованная доставка медленно внедряется в практику работы торговых организаций. Сдерживает ее развитие недостаточная обеспеченность складскими помещениями, подъемно-транспортным оборудованием, многооборотной тарой и автомобилями.

В организации централизованной доставки принимают участие три стороны: поставщики, розничные организации и транспортные предприятия. Поставщик заключает договор с транспортным предприятием, а с покупателем — договор на своевременную доставку товаров. Между участниками складываются следующие отношения:

■ магазин направляет поставщику заказ на необходимые товары;

■ поставщик направляет автотранспортному предприятию заявку на перевозку товаров;

■ автотранспортное предприятие выделяет автомобили для перевозки товаров;

■ поставщик загружает их товарами, передает сопроводительные документы, по которым товары доставляют в магазины;

■ организации и предприятия производят расчеты с поставщиками;

■ поставщик рассчитывается с автотранспортным предприятием за доставку товаров в магазины;

■ при внедрении централизованной доставки необходимо провести подготовительные организационно-технические мероприятия;

■ сосредоточить автотранспорт в пунктах нахождения оптовых торговых баз;

■ рассчитать грузооборот по доставке товаров в магазины;

■ определить рациональные размеры поставок и частоту завоза товаров;

■ разработать маршруты и графики завоза товаров в магазины;

■ рассчитать потребное количество инвентарной тары;

■ подготовить розничные предприятия к приему товаров в многооборотной таре;

■ определить виды транспортных средств и рассчитать их потребность;

■ установить порядок оформления документов и материальную ответственность сторон по централизованной доставке товаров;

■ провести инструктаж работников оптовой базы, заведующих торговыми отделами, заведующих магазинами;

■ исходной информацией для разработки перечисленных мероприятий являются дислокация розничной торговой сети, типы и объемы товарооборота предприятий, режим их работы, расстояние от магазинов до источников поступления товаров, состояние транспортных путей, ассортиментные перечни магазинов, имеющиеся средства связи и т. п.

Все эти данные должны быть критически оценены и прокорректированы. Разработка мероприятий по внедрению централизованной доставки начинается с определения грузооборота обслуживаемых магазинов. Он рассчитывается как отношение среднемесячного товарооборота к средней стоимости 1 тонны реализуемого товаров и умножается на коэффициент, учитывающий вес тары.

Затем рассчитываются частота завоза, размеры партий, заказываемых товаров, и разрабатываются маршруты. Для составления маршрутов необходимо подготовить крупномасштабную картосхему района деятельности оптовой базы с населением дислокации розничных предприятий, расстояний между населенными пунктами и дорог, соединяющих их.

Маршруты разрабатывают в зависимости от грузоподъемности автомобиля раздельно для доставки продовольственных и непродовольственных товаров. Вначале определяют маршруты для магазинов, объем завоза которых равен или кратен грузоподъемности автомобиля с учетом удельного веса груза. Товары в эти магазины доставляются одним или несколькими полностью загруженными автомобилями. Такие маршруты называются линейными.

Магазины, размер поставки товаров в которые меньше грузоподъемности автомобиля, объединяются в кольцевые маршруты. В маршрут включаются два и более розничных близлежащих предприятий с объемом поставок, обеспечивающим полную загрузку автомобиля. Время выполнения каждого маршрута рассчитывается по формуле:

где Т — время нахождения автомобиля на маршруте, ч; Д — длина маршрута, км; С — средняя техническая скорость движения автомобиля, км/ч; Тпр — время на погрузку и разгрузку, ч; Т3 — время на каждый заезд в промежуточный пункт (примерно 9 мин); Kz— число (количество) заездов.

Знать время выполнения маршрута необходимо для планирования работы транспорта, чтобы каждый автомобиль использовался интенсивно, совершая несколько ездок в течение рабочего дня. Целесообразно в первую половину дня выполнять маршруты с небольшими расстояниями, а затем отдаленные маршруты, так как до обеда экспедиция оптовой базы работает по отправке товаров в розничную сеть, а после обеда — по приемке товаров от складов оптовой базы для отправки на следующий день.

Маршруты завоза товаров при необходимости уточняют и изменяют. Одновременно с разработкой маршрутов составляют графики централизованной доставки товаров. Их разрабатывают на основе рассчитанной частоты и установленных маршрутов завоза, а также объема завозимых товаров по дням недели с учетом режима работы розничных предприятий.

При разработке маршрутов и графиков централизованной доставки важно предусмотреть равномерную нагрузку в работе складов и транспорта по дням недели, то есть примерно одинаковые объемы перевозок и минимальные отклонения в потребности автомобильного транспорта. Внедрение централизованной доставки товаров в розничную сеть требует четкого соблюдения утвержденных графиков. Для организации централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть поставщики должны иметь необходимое количество многооборотной тары, которое насчитывается по формуле:

где П — потребное количество многооборотной инвентарной тары; О — объем перевозок грузов, т; Тоб — время оборота единицы тары, дней; Д — число дней, эксплуатация тары в планируемом периоде, с учетом времени нахождения тары в ремонте; Г — грузоподъемность единицы тары, Т; К — коэффициент использования грузоподъемности единицы тары, т.

Контроль за движением инвентарной тары и ее учет ведет кладовщик экспедиции, который в специальном журнале указывает дату отпуска тары конкретному покупателю, инвентарный номер тары и дату возврата в экспедицию.

К прогрессивным методам снабжения товарами подписной сети относится мелкооптовая посылочная торговля. Она осуществляется базами главоптпосылторга по каталогам, рассылаемым организациям, и полученным от них заявкам. В наборы посылок включаются: галантерейные товары, трикотажные изделия, часы, радиодетали и т. п. Посылки отправляются с оптовых посылочных баз в адрес предприятий. Получение магазинами небольшой партии товаров в подсортированном виде содействует расширению и обновлению имеющегося ассортимента товаров.

Управление торгово-технологическим процессом товароснабжения

Рациональная доставка товаров в розничную сеть требует четкой взаимосвязанной работы оптовой базы, автотранспорта и розничных предприятий.

Контроль за ритмичностью поступления товаров в розничную сеть возлагается на информационно-диспетчерские службы оптовых баз, которые являются связующим звеном между поставщиками и розничными предприятиями. Одна из основных функций информационно-диспетчерской службы — решение комплекса вопросов ритмичного товароснабжения розничной сети. Она ежедневно изучает состояние торговли в розничных предприятиях, ход выполнения плана товарооборота, изменения в спросе на товары, обеспеченность товарами в соответствии с ассортиментными перечнями, состояние товарных запасов, состояние дорожных условий. Служба принимает заявки от магазинов на завоз товаров, предлагает для пополнения ассортимента имеющиеся на складе товары, оказывает помощь розничным предприятиям в перемещении товаров между ними и в вывозе тары, информирует розничные предприятия о поступивших на склады товарах, контролирует выполнение графиков отборки товаров, подачи заявок, работы автоскладов и автомагазинов.

Информационно-диспетчерская служба работает в тесном контакте с транспортным предприятием, сообщая диспетчеру автохозяйства о работе выделенного транспорта, сложившейся обстановке в районе деятельности оптовой базы или района. Ее работники рассчитывают потребность в автотранспорте и подают заявку на необходимое количество автомобилей на следующий день, вносят коррективы в маршруты перевозок и контролируют правильность заполнения транспортных документов.

Создание информационно-диспетчерских служб положительно отражается на результате работы торговых организаций.

Освобождение товароведов от оперативных функций по завозу товара позволяет сосредоточить внимание на изучении спроса, экономически обоснованном составлении заявок и заказов на поставку товаров, контроле за торговлей отдельными группами товаров, воздействии на поставщиков по всем договорным обязательствам.

Рациональная организация технологического процесса по отправке товаров в магазины и выполнение погру-зочно-разгрузочных работ обусловливает создание на оптовых базах экспедиционных складов, которые осуществляют централизованную доставку.

Создание экспедиционных складов на оптовых базах способствует ускорению оборачиваемости товаров, снижению уровня расходов, увеличению уровня централизованной доставки, уменьшению транспортных расходов, снижению потребности в автомобилях за счет повышения эффективности их использования. Наличие экспедиционного склада позволяет увеличить среднесуточное время на завоз товаров в розничную сеть путем увеличения сменности работы и организации отправки товаров в магазины по субботам, когда отдыхают работники товарных складов.

Внедрению прогрессивной технологии товароснабжения розничной сети предшествует большая организационно-техническая работа по подготовке поставщиков, транспортных средств и магазинов к перевозкам в таре-оборудовании, оснащению и обеспечению их необходимым подъемно-транспортным оборудованием и тарой-оборудованием.

Эффективность внедрения прогрессивных методов товароснабжения можно установить, определив экономию за счет снижения себестоимости перевозок товаров и сокращения объема грузооборота в результате ликвидации излишних перевозок грузов в пути движения. Расчеты необходимо выполнять как по отдельным звеньям процесса товародвижения, так и в совокупности. Только суммирование итогов по всем звеньям позволит полностью оценить эффект от внедрения прогрессивной системы товародвижения.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?