ГЛАВА 5 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ
5.1. Тара и тарные операции в торговле
Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или таре.
Упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих, защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также процесс обращения продукции. Тара является основным элементом упаковки, представляющим собой изделия для размещения продукции. В процессе обращения она участвует не только вместе с продукцией (товаром), но и без него.
Разнообразие свойств и особенностей товаров, различные условия их транспортирования, хранения и отпуска вызывают необходимость производства тары множества видов: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, банки, бутылки, мешки, пакеты, корзины и т. д.
Роль упаковки и тары в торговле (технологическом процессе) определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим:
■ предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а также от вредного воздействия товара;
■ защита товара от влияния других товаров;
■ обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;
■ придание товарам и другим грузам необходимой мобильности, создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей;
■ создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их учета;
■ выполнение роли носителя коммерческой информации торговой рекламы;
■ использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).
Использование современной упаковки и тары, их красочное оформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей.
Расфасовка товаров в мелкую, удобную для потребления тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствует повышению производительности труда торговых работников. Она улучшает показатели работы магазинов, повышая культуру торгового обслуживания.
Ассортимент тары, используемой для размещения товаров, постоянно расширяется. Он пополняется новыми видами тары, позволяющими расширить ее функции и сделать еще более значимой в торгово-технологическом процессе.
Тара, используемая для упаковки товаров, должна отвечать ряду технических, экономических и эстетических требований.
Технические требования предусматривают, что материал, используемый для производства тары, ее конструкция должны отвечать свойствам помещенных в нее товаров. Она должна быть прочной и обеспечивать сохранность товаров при перевозке и хранении.
Тара должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортирования как с товаром, так и в порожнем виде. Она должна обладать нужным коэффициентом собственной массы (отношение массы к объему).
Тара должна иметь привлекательный внешний вид. Ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитанию эстетических вкусов покупателей.
Классификация и характеристика основных видов тары
Тара представляет собой обширную номенклатуру изделий, используемых для размещения товаров. Эти изделия существенно отличаются одно от другого. Поэтому классифицируют тару по достаточно широкому кругу признаков. Основные признаки классификации:
■ функции, выполняемые в процессе товарного обращения;
■ назначение;
■ принадлежность;
■ кратность использования;
■ материал изготовления;
■ конструкция и метод изготовления;
■ устойчивость к внешним механическим воздействиям;
■ качество.
В процессе товарного обращения тара может выполнять различные функции, с учетом которых ее делят на транспортную, цеховую, потребительскую и тару-оборудование.
Транспортная (внешняя) тара применяется для транспортирования и хранения товаров. К ней относятся ящики, бочки, мешки и т. д.
Цеховая тара предназначена для группировки товаров внутри предприятия (лотки и ящики специальной конструкции).
Потребительская (внутренняя) тара поступает к потребителю с продукцией и не представляет собой самостоятельной транспортной единицы. Стоимость потребительской тары (пакетов, коробок, тубов, банок и т.п) входит в стоимость товара. Она должна быть удобной, дешевой, легкой, красочно оформляемой. Ее оформление должно нести большую рекламную и информационную нагрузку.
Одной из разновидностей потребительской тары является подарочная тара, художественно-конструкторское исполнение которой должно подчеркивать назначение продукции (товара) как подарка, сувенира.
Тара-оборудование — это устройство, предназначенное для транспортирования, временного хранения, выкладки и продажи товаров.
По назначению тару делят на универсальную и специализированную. Универсальная тара может быть использована для затаривания различных товаров, специализированная тара — только для определенных товаров.
В зависимости от принадлежности следует различать тару общего и индивидуального пользования. Тара общего использования может применяться различными предприятиями и организациями. К таре индивидуального пользования относится инвентарная тара, изготовляемая по специальному заказу для централизованной доставки товаров на розничные торговые предприятия. Она является собственностью предприятий промышленности или оптовых торговых предприятий.
По кратности использования тара делится на многооборотную, возвратную и разового использования.
Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках продукции. Сюда относятся ящики, бочки, фляги, мешки и другая транспортная тара.
К возвратной таре относится тара, бывшая в употреблении, которую целесообразно использовать повторно. Она подлежит сдаче поставщику в обязательном порядке.
Разовая гаара.предназначена для однократного использования при поставках продукции. Это коробки из-под конфет, спичек, папирос и другая потребительская, а также транспортная тара, которая после ее использования подлежит утилизации.
В зависимости от материала изготовления тару подразделяют на деревянную, металлическую, картонную, бумажную, текстильную, стеклянную, керамическую, полимерную и комбинированную.
Деревянная тара распространена в обращении. Ее изготовляют из древесины различных пород. К этой группе тары относятся ящики, бочки и корзины.
Ящики бывают дощатые, фанерные и комбинированные. Конструктивными элементами ящиков являются: дно, две головки, две боковины и крыщка. Для упаковки промышленных и продовольственных товаров используют плотно сколоченные ящики; для овощей, фруктов, винно-водочных изделий — решетчатые. В соответствии со стандартами выпускается несколько видов дощатых и фанерных ящиков для продукции рыбной промышленности, кондитерских изделий, консервов, овощей, фруктов, а также других продовольственных товаров, продукции легкой промышленности и других непродовольственных товаров. Различаются они между собой по размерам, назначению, объему древесины. Бывают неразборные, разборные и складные ящики. Вместимость их может составлять до 200 кг продукции.
Деревянные бочки изготавливают из древесины различных пород. Состоят они из клепок, днищ и обручей. Из клепок и днища собирают остов бочки. На конце клепок имеются уторы (пазы), в которые вставляют дно. Остов бочки с наружной стороны обтянут симметрично расположенными обручами.
Бочки подразделяются на заливные и сухотарные. В заливные бочки затаривают рыбу в тузлуке, пиво, вина и другие жидкие продукты, в сухотарные бочки — сухие молочные продукты, яичный порошок, сухую краску, замазку и т.д. В днище заливных бочек имеется отверстие для заливки рассола, тузлука и т. п.
Деревянные бочки выпускают различной емкости. Например, соки, морсы, коньяки, коньячный спирт, вина затаривают в бочки емкостью от 50 до 600 л; рыбную и плодовоовощную продукцию, топленое масло, маргарин —от 15 до 250 л.
Сыпучие и пастообразные товары затаривают в фанерные барабаны емкостью от 10 и 100 л.
Для сбора, хранения, транспортирования овощей, фруктов, рыбы и некоторых других продуктов используют прутяные и драночные корзины.
Тара может быть изготовлена из шпона с прослойками эластичной резины. Производство тары из такого материала (резофана) позволяет значительно уменьшить ее собственный вес без снижения показателей прочности и влагостойкости, характерных для деревянной тары.
К картонной таре относят коробки и ящики. Коробки изготовляют из прессованного картона, ящики — из прессованного и гофрированного. Картонная тара легче деревянной в 2,5—4 раза на единицу затаренной продукции. Для ее изготовления требуется в несколько раз меньше древесной массы. Сырьем для ее изготовления могут служить отходы деловой древесины. Производство картонной тары и процесс ее затаривания легче механизировать. В связи с этим картонная тара все шире применяется для затаривания как непродовольственных, так и продовольственных товаров.
В зависимости от назначения, конструкции, размеров и некоторых других признаков картонные ящики подразделяются более чем на 10 типов (для кондитерских изделий, для продукции мясной и молочной промышленности и т.д.).
Для затаривания сыпучих товаров используется бумажная тара. К ней относятся бумажные мешки и пакеты. Мешки разделяют на бутимированные (крафт-мешки), дублированные и влагопрочные. Бутилированные мешки пропитывают специальными растворами. Кроме того, по способу изготовления их подразделяют на склеенные и сшитые, с открытой и закрытой горловиной. Для изготовления пакетов используют специальную упаковочную бумагу.
Текстильно-мочальная тара в основном представлена тканевыми и сетчатыми мешками, паковочными тканями. Мешки изготовляют из льняных, полульняных, льно-джутовых, льнокенафных, льноджутокенафных и других тканей, а также из сетки или гардинного полотна.
В зависимости от назначения они делятся на мешки сетчатые из-под картофеля и овощей, мешки тканевые из-под сахара и мешки тканевые из-под хлебопродуктов и семян, сельскохозяйственных культур. Как правило, мешки выпускают вместимостью 50 и 100 кг.
Паковочная ткань (хлопчатобумажная или льняная) используется для упаковки тканей, швейных, трикотажных и ковровых изделий, а также других товаров.
Транспортирование и хранение жидких, летучих, огнеопасных и других товаров осуществляется в металлической таре, к которой относятся бочки, баллоны, барабаны, фляги, банки и канистры. Для их изготовления используют листовую сталь, специальную жесть, алюминий. Внутреннюю поверхность металлической тары покрывают специальными лаками или нейтральными металлами, для того чтобы предотвратить ее взаимодействие с пищевыми продуктами.
Стеклянная тара используется для затаривания жидких товаров (молоко и молочных продуктов, винно-водочных изделий и других продовольственных и промышленных товаров). В зависимости от формы и емкости различают банки, бутылки, баллоны и флаконы. Товары, затаренные в стеклянную тару, необходимо перевозить и хранить в жесткой транспортной таре и мягких упаковочных материалах.
Керамическая тара находит ограниченное применение. В основном она используется для затаривания некоторых ликеро-водочных изделий.
Полимерная тара получает все более широкое распространение. Она изготавливается из синтетических материалов, которые обладают прочностью, легкостью и хорошо защищают товары от вредных влияний. Она объединяет достаточно разнообразный ассортимент как потребительской, так и транспортной тары. Сюда относятся банки, бутылки, канистры, тубы, коробки, пакеты, ящики и т. п.
Комбинированная тара получается путем сочетания различных материалов при ее изготовлении. Так, путем комбинации полимерных материалов с бумагой, фольгой, тканью можно получить прочную красочную упаковку.
По конструкции тару подразделяют на разборную, неразборную, складную, разборно-складную, со съемными деталями, а по методам изготовления — на литую, штампованную, бондарную, клееную тару и тару, изготовленную литьем под давлением.
В зависимости от устойчивости к внешним механическим воздействиям тару принято делить на жесткую (деревянные и металлические ящики и бочки, стеклянная тара), полужесткую (картонные ящики и корзины) и мягкую (мешки, паковочные ткани и т.п.).
Одним из признаков классификации тары является ее качество. Например, тканевые мешки в зависимости от их качества делятся на три категории, возвратные, деревянные ящики — на две категории и т.д.
Унификация, стандартизация и качество тары
Постоянное развитие производства тары неразрывно связано с мероприятиями по ее унификации.
Унификация тары — процесс приведения всего многообразия видов, форм и размеров тары к ограниченному числу типоразмеров и закрепление их за определенными товарными группами. Она осуществляется на базе единого модуля для тары, транспортных средств, средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и оборудования для хранения.
Модулем унификации для транспортной тары принят международный плоский поддон размером 800 х 1200 мм. С учетом этого модуля разработана сетка унифицированных внешних и внутренних размеров ящика, а по внутренним размерам определены унифицированные размеры потребительской тары. Исходя из оптимальной шкалы устанавливаются также определенные размеры тары и по высоте. Все это позволяет унифицировать форматы тарных материалов, расфасовочно-упаковочных машин и других видов оборудования, а также габариты транспортных средств. Это, в свою очередь, создает условия для внедрения единой системы технологии обработки грузовых мест на транспорте, на предприятиях оптовой и розничной торговли.
Унификация распространяется не только на тару с прямоугольным основанием (ящики, коробки и т. д.), но и на другие виды тары. При этом основывается также на модуле 800 х 1200 мм.
Стандартизация тары предусматривает установление наиболее рациональных типов тары с точки зрения материалов изготовления, конструктивных особенностей, размеров, формы и веса. Одной из задач стандартизации является установление общих технических требований к таре, правил ее приемки, маркировки, транспортирования и хранения.
Различают две группы стандартов на тару. К первой группе относятся нормативные стандарты, в которых сформулированы общие технические требования к таре, определены ее типы и основные параметры, методы испытаний. Например стандарт «Ящики деревянные. Номенклатура показателей качества и классификационные группировки деревянных ящиков». В специальном разделе этого важного документа регламентировано применение показателей качества деревянных ящиков. Существуют стандарты, в которых приведены общие и основные понятия, связанные с тарой, важнейшие термины и даны их операции.
Вторая группа включает предметные стандарты на тару для конкретных видов продукции (товара). В них приведены: наименование и значение тары, типы и особенности ее конструкции, технические требования и т. д. Предметные стандарты разрабатываются на основании нормативных.
Система стандартизации тары основывается на принципах максимальной экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Она устанавливает оптимальную массу конкретных видов тары и рациональные габариты с учетом применяемых транспортных средств.
Эффективность использования тары во многом зависит от качества. Действующими стандартами предусмотрена система показателей качества, которые применяются при разработке конструкторской и нормативно-технической документации на конкретные виды тары. Например, номенклатура показателей качества деревянных ящиков включает следующие показатели: назначение, надежность, эргономические, эстетические, показатели технологичности, транспортабельности, патентно-правовые, стандартизации и унификации.
К показателям назначения относятся: исходные материалы, размеры, предельная масса упаковываемого груза, вместимость, сопротивление сжатию, сопротивление к ударам, устойчивость к воздействию дождя, влажность и др.
Показатели надежности, в свою очередь, включают показатели ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости.
Очень важными показателями качества тары являются показатели транспортабельности. Сюда относится коэффициент складирования, указывающий на степень использования транспортирования (на поддонах 800 х 1200 и 1000 х 1200 мм), свидетельствующий о степени использования поддона.
Качество конкретных видов новой (после ее изготовления) тары определяется по соответствующим стандартам с учетом требований, которые изложены в разделах «Типы и размеры», «Технологические требования», «Правила приемки», «Методы контроля».
Качество тары, находящейся в обращении, определяется в соответствии с требованиями действующих «Правил применения, обращения и возвращения многооборотных средств упаковки» и «Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары».
Так, мешки сетчатые из-под картофеля и овощей по качеству подразделяются на две категории:
I категория — мешки новые, а также бывшие в употреблении, сухие, непрелые, без заплат, штопок и дыр;
II категория — мешки, бывшие в употреблении, сухие, непрелые, имеющие или требующие не более трех заплат или штопок;
Ill категория — мешки, бывшие в употреблении, сухие, непрелые, имеющие или требующие не более пяти заплат или штопок.
Мешки тканевые из-под сахара — на три категории.
Мешки I и II категории используются для упаковывания муки всех видов и сортов, крупы и сортовых семян сельскохозяйственных культур, а III категория — для упаковывания муки, крупы (кроме риса, пшена, манной крупы и бобовых), зерна, сортовых семян сельскохозяйственных культур, рядовых семян масличных культур, семян трав, комбикормов, пищевых жмыхов, шрота и отрубей.
Новые мешки для хлебопродуктов и семян сельскохозяйственных культур, получаемые от промышленности, подлежат обязательному клеймению до упаковывания в них продукции.
Мешки, бывшие в употреблении, подлежат клеймению на специализированных ремонтных предприятиях после их обработки. Клеймят их несмывающейся краской штампом размером 75 х 35 мм, который ставится в середине мешка на расстоянии 30-40 см от кромки горловины. В штампе слева ставятся буквы, обозначающие название материала, из которого изготовлен мешок, а затем цифры «1», «2», «3», обозначающие категорию мешка по качеству. Категория мешка определяется по последней стоящей в штампе цифре.
Возвратные деревянные ящики (дощатые, комбинированные и из листовых древесных материалов) по качеству подразделяются на ящики, требующие ремонта и отремонтированные.
Возвратными ящиками, требующими ремонта, считаются ящики, у которых имеется одно из следующих повреждений:
■ поломки (отсутствие) по 4 дощечки или планки, за исключением вертикальных планок, торцовых стенок, плотных и решетчатых ящиков;
■ поломка (отсутствие) одной дощечки в одной из стенок или дна лотков для плодов и овощей;
■ повреждения металлической ленты или проволочки, уголков из ленты, расшатанность;
■ наличие торчащих гвоздей.
В отремонтированных ящиках должны быть устранены повреждения, перечисленные выше.
Возвратные деревянные бочки по качеству подразделяются на бочки, требующие ремонта, и бочки отремонтированные.
Возвратными деревянными бочками, требующими ремонта, считаются бочки, у которых имеется одно из следующих повреждений:
■ поломка не более трех клепок остова;
■ повреждение уторного паза; й повреждение обручей.
Бочки, требующие ремонта, должны быть не менее трех обручей и двух звеньев. Допускается поломка одного дна, но его детали должны быть вложены внутрь бочки.
В отремонтированных бочках должны быть устранены перечисленные выше повреждения.
Деревянные ящики с повреждениями, превышающими дефекты, допустимые для ящиков, требующих ремонта; детали деревянных бочек, а также бочки, имеющие повреждения сверх тех, которые допустимы для бочек, требующих ремонта, относятся к деревянному таромате-риалу.
Возвратные картонные ящики по качеству подразделяются на ящики, требующие ремонта, и ящики отремонтированные.
В свою очередь, ящики, требующие ремонта, делятся на ящики I и II категории.
Ящики, требующие ремонта, I категории — годные для повторного использования, чистые с внутренней стороны, без сквозных повреждений, с цельными клапанами и укомплектованные вспомогательными упаковочными средствами с наличием скрепок. Допускаются обрывки клеевой ленты, этикеток.
В отремонтированных ящиках должны быть устранены повреждения, допустимые для ящиков, требующих ремонта.
Картонные ящики, имеющие повреждения, считаются тароматериалом.
Возвращаемая (сдаваемая) отправителю (изготовителю) стеклянная тара не должна иметь сквозных сторон, сколов и посечек на внешней стороне горла, щербин на дне, трещин на стекле горла и корпуса.
Маркировку, характеризующую тару (кроме мешков), изготовитель наносит следующим образом:
■ на ящиках — в левом верхнем углу торцовой стенки;
■ на бочках и барабанах — на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз (по соглашению с потребителем она может быть нанесена на обечайку);
■ на флягах и баллонах — на дне.
Маркировка должна содержать следующую информацию: наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак; обозначение стандарта или другой нормативно-технической документации, в соответствии с которыми изготовлена тара. На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная;».
Организация тарного хозяйства в торговле
Сбор и возврат тары осуществляют предприятия торговли и производственные предприятия. При этом они руководствуются специальными правилами, которые допускают другой порядок применения, обращения и возврата тары, если он предусмотрен в договоре.
Значительная нагрузка ложится на предприятия торговли, которые в зависимости от выполняемых ими функций и товарно-отраслевого профиля выполняют очень обширный круг операций с тарой. Основными операциями являются следующие:
■ приемка тары по количеству и качеству;
■ вскрытие тары;
■ высвобождение от товара;
■ кратковременное хранение и накопление отгрузочных партий;
■ вызов;
■ сдача по количеству и качеству тарособирающим (тароремонтным) предприятиям или изготовителям (поставщикам) товаров;
■ документальное оформление тарных операций. Приемка тары по количеству и качеству осуществляется материально-ответственными лицами. Причем тару, поступившую с товаром, принимают одновременно с товаром.
Количество поступившей тары сверяют с данными сопроводительных документов.
Принимая тару по качеству, следует убедиться в ее соответствии требованиям стандартов, проверить правильность маркировки. Необходимо также убедиться в соответствии фактического качества тары качеству, указанному в сопроводительных документах. Проверяется правильность цен, соответствие их ценам, установленным в договоре.
При выявлении ненадлежащего качества тары или расхождении в количестве получатель обязан составить акт, который служит основанием для предъявления претензии к поставщику. Порядок составления акта и предъявления претензии к поставщику определен в инструкциях о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.
Для вскрытия тары используют специальные инструменты: топорик-гвоздодер, трубчатый гвоздодер, молотки (железный и деревянный), набойки обручей (деревянная и металлическая), клещи, ножи для вскрытия и вспарывания мешков.
Освобожденная от товаров и приведенная в порядок тара должна быть рассортирована по видам и сосредоточена в специально отведенных местах.
Деревянную тару хранят на подтоварниках штабелями, уложенными по видам и назначению. Тару из-под товаров, обладающих специфическим запахом, хранят отдельно. Мешки после очистки их от остатков товаров сортируют по видам и категориям и укладывают кипами на хранение в сухих помещениях. К каждой кипе прикрепляют бирку, в которой указывают категорию и количество мешков.
Металлические бочки хранят на подтоварниках под навесом. Стеклянную тару, уложенную в транспортную тару, также хранят под навесом. Нельзя хранить тару в беспорядочно сложенных кучах, мягкую тару — в сырых местах, на каменных полах без деревянных настилов или прокладок.
Тара разового пользования после вскрытия и высвобождения от товара подлежит утилизации. Бумажная и картонная тара используется в качестве макулатуры. Некоторая часть полимерной тары может быть использована как вторичное сырье химических производств. В качестве материалов для ремонта тары рекомендуется использовать отходы деревянной тары.
Для различных видов возвратной тары установлены определенные сроки возврата их предприятиям-изготовителям, а при отсутствии сведений об изготовлении товаров — отправителю. В связи с этим очень важен регулярный вывоз тары.
Для повышения коэффициента загрузки транспорта наращивают борта автомашин, применяют полуприцепы большой вместимости. Однотипную тару укладывают правильными рядами с максимальной плотностью, обеспечивая при этом необходимую связь. Уложенную тару перевязывают веревкой и закрывают брезентом.
Заключительные операции с тарой, выполняемые предприятиями розничной торговли, — сдача ее по количеству и качеству тарособирающим (тароремонтным) предприятиям или изготовителям (поставщикам) товаров и ее документальное оформление.
Для концентрации возвратной тары, вывезенной из магазинов и других предприятий, ее систематизации создают тарные склады. Они занимаются сбором различных видов возвратной тары, ее ремонтом, изготовлением новой тары, переработкой нестандартной или вышедшей из оборота тары. Важнейшей функцией таких складов является сдача отремонтированной тары ее потребителю.
Наличие тарных складов позволяет улучшить организацию тарного хозяйства и обеспечить максимально возможный сбор и возврат тары. На таких складах можно применять современную технологию сбора, ремонта, очистки, хранения и возврата тары. Они организуют централизованный вывоз тары от получателей товаров и другой продукции, что способствует снижению издержек, связанных с ее возвратом. Создаваемые здесь мастерские для ремонта тары оснащаются современными высокопроизводительными станками.
Тарные склады имеют в своем распоряжении автомобильный транспорт, который используется для централизованного вывоза тары от получателей товаров и другой продукции и для возврата ее изготовителям или поставщикам товаров.
Операции по сбору тары выполняет специальный сборщик (экспедитор) или шофер, принимающий тару от материально-ответственных лиц по количеству и качеству.
Магазины и другие таросдатчики обязаны предварительно подготовить тару к сдаче и погрузке на автомашину, рассортировав ее по видам и категориям, выписать расходную накладную.
Основным документом, подтверждающим вывоз тары из магазина или другого предприятия, является товарно-транспортная накладная. На ее основе осуществляется оплата услуг автотранспорта по вывозу порожной тары.
|