ГЛАВА 4 ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ, ТЕХНОЛОГИЯ ОПТОВЫХ И РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

4.1. Понятие и сущность, содержание технологии торговли

Термин «технология» происходит от греческих слов — techne, что означает «искусство, ремесло, мастерство, умение», и logos — «учение», то есть учение о каком-то ремесле, мастерстве.

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь).

Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

В более поздний период термин «технология» рассматривался применительно к совершению каких-либо производственных процессов. Производственный процесс служит для превращения предметов природы, сырья, материалов в полезные для человека изделия. Производственный процесс — это совокупность всех этапов, которые проходят сырье и полуфабрикат на пути их превращения в готовую машину, прибор, товар. Производственный процесс состоит:

■ из основного технологического процесса обработки исходных материалов;

■ вспомогательных технологических процессов производства;

■ ремонта оборудования;

■ обслуживания, производства.

Технология — виды производственных, технологических процессов, способы преобразования, обработки металлов и других материалов и получение готового продукта.

Технология существенным образом связана с техникой. Техника или технические средства — это виды применяемых в производстве машин, оборудования, приборов, инструментов и их технические характеристики: вес, габариты, скорость, грузоподъемность, производительность, расход топлива и энергии, надежность, точность. Технология и техника подвержены взаимному влиянию, непрерывно совершенствуются под взаимодействием научно-технического , прогресса. Научно-технический прогресс (НТП) — это проникновение, продвижение научных достижений в технику и технологию, преобразование на их основе производственных процессов. Происходит постоянное освоение производства новых видов материалов, энергии, машин, товаров, услуг. Научно-технический прогресс вбирает в себя научные исследования, проектно-кон-структорские технологические разработки, опытное производство, выпуск новых видов продукции. Научно-технические новшества называют инновациями.

В настоящее время термин «технология» получил расширенное толкование, охватывая и непроизводственную сферу, в том числе и торговые технологические процессы.

Технология — это комплекс основных функциональных процессов конкретной отрасли деятельности человека. В отраслях материального производства технология содержит основные производственные процессы, на транспорте — процесс перевозки", в торговле — процессы товародвижения. Технологический процесс означает целенаправленное взаимодействие основных его элементов: предметов труда, орудий труда и трудовых операций. Он требует непосредственного управления. Каждая отрасль народного хозяйства имеет различную технологию. Это различие определяется целями, составом средств труда, особенностями трудовых операций. Вместе с тем технология любой отрасли подчинена общим закономерностям развития технологических процессов.

Объектом технологии торговых процессов являются основные процессы, выполняемые торговлей. Торговля является одной из основных отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям. В зависимости от цели, с которой приобретаются товары, торговлю делят на два вида:

■ оптовую — торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием;

■ розничную — торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Истинной чистой функцией товарного обращения протекающего в торговле, является смена формы стоимости: Д — Т и Т' — Д'. На смене формы стоимости, этой основной формуле товарного обращения, базируется акт купли-продажи товаров. Но помимо этой основной функции, товарное обращение выполняет и дополнительные (производственные) функции, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Процессы, совершаемые в торговле, по характеру выполняемых функций подразделяют на два вида:

1)  коммерческие — торговые;

2)  технологические — производственные.

Коммерческие процессы — процессы, связанные со сменой стоимости, то есть с куплей и продажей товаров. К ним относятся и организационно-хозяйственные процессы, непосредственно не связанные с актами купли-продажи, но обеспечивающие беспрерывность их осуществления. Эти процессы не имеют производственного (технологического) характера и изучаются специальной дисциплиной — «организация коммерческой деятельности».

Виды коммерческих процессов в торговле:

■ изучение и прогнозирование покупательского спроса, изучение и выявление потребностей, населения в товарах и услугах;

■ выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

■ организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров. Они включают: заключение договоров (контрактов) на поставку товаров, разработку и предоставление заявок и предоставление заявок и заказов на товары; организацию учета и контроля за выполнением договорных обязательств и др.;

■ организация и технология проведения оптовых закупок товаров у различных поставщиков — на оптовых ярмарках, оптовых продовольственных рынках, товарных биржах, аукционах, у изготовителей продукции, торговых посредников и т. д.;

■ организация и технология оптовой и розничной продажи товаров, включая формы и методы продажи товаров, условия их применения, качество обслуживания и т. д.;

■ рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров;

■ формирование торгового ассортимента на складах и в магазинах, управление товарными запасами.

Коммерческие процессы являются объектом коммерческой деятельности в торговле.

Технологические процессы — процессы, связанные с движением товара как потребительной стоимости. Они являются продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка и т. д.). Технологические процессы представляют собой единство трех элементов — живого труда, средств труда и предметов труда.

Средствами труда служат все те вещи, при помощи которых человек воздействует на предмет своего труда и видоизменяет его. К средствам труда относятся прежде всего орудия труда, а также производственные здания, оклады, магазины, транспортные средства и др.

Орудиями труда в торговле являются торговые машины, аппараты, различное торгово-технологическое оборудование.

К предметам труда в технологических процессах относятся находящиеся в обращении товары, тара, рекламные и денежные средства. Технологические процессы в торговле завершают производство товаров, так как они направлены на главную цель производства — доведение товаров до покупателей. Основной технологический процесс торговли — товародвижение, представляет собой последовательно выполняемые операции товарной, грузовой и специальной обработки товаров по доведению их от производства до потребителя. Он включает операции перемещения, хранения, дозировки, комплектования, сортировки, этикетировки, пакетирования, упаковки, взвешивания, выкладки и другие операции. Комплекс этих операций зависит от особенностей самого товара, степени подготовленности его к продаже и потреблению, схем товародвижения. Экономическая цель товародвижения достигается при розничной реализации товаров покупателям. Реальный путь движения товаров при этом не завершается. Торговые предприятия оказывают и послепродажные услуги покупателям (доставка товаров на дом, установка на дому у покупателей и др.).

Комплексный технологический процесс товародвижения делится на несколько последовательных этапов.

Этапы товародвижения:

1)  движение товаров от поставщиков (изготовителей и посредников.) на склады оптовой торговли;

2)  внутрискладские операции с товаром в оптовой торговле;

3)  товароснабжение розничной торговой сети;

4)  внутримагазинные операции с товаром;

5)  продажа и доведение товара до покупателей.

Кроме того, на заключительном этапе товародвижения в качестве активного участника технологического процесса торговли выступают покупатели товаров. Технологический процесс товародвижения в торговле завершается доведением товара до конечного потребителя и сменой формы стоимости товара. Этот процесс завершает в целом производство товара и создает необходимые условия для воспроизводства. Любой общий технологический процесс можно разделить на частные процессы и операции, выделить элементы операций.

Комплексный «макропроцесс» товародвижения в торговле делится на частные технологические «микропроцессы» и операции:

■ оптово-складские процессы;

■ товароснабжение розничной сети;

■ внутримагазинные процессы;

■ торговое обслуживание покупателей.

Технологические процессы являются объектом изучения специальной учебной дисциплины — технологии торговли. Предмет «технология торговли» изучает рациональную организацию и технологию торгово-технологических процессов с целью их более эффективного выполнения, внутренней упорядоченности, взаимодействия и согласованности. Объект изучения в узком понимании — оптовые и розничные торговые предприятия, где совершаются технологические процессы. В более широком смысле к объекту изучения «технология торговли» относится весь торгово-технологический процесс товародвижения, рассматриваемый как процесс доведения товаров от производственных предприятий до потребителей.

Под технологией торговли следует понимать совокупность знаний о рациональной организации торгово-техно-логического процесса, способах и методах наиболее эффективного выполнения торговых операций. Это научная дисциплина, изучающая торгово-технологические процессы в оптовой и розничной торговле. Сущность технологии торговли как науки сводится к познанию закономерностей торгово-технологических процессов, условий рационального выполнения отдельных операций и всего процесса товародвижения в соответствии с целевыми функциями торговли. Важнейшая задача технологии торговли заключается в научной организации взаимодействии орудий и предметов труда с рабочей силой с целью рационального использования живого труда и вещественных элементов труда.

Помимо коммерческих и технологических процессов в торговле выполняются дополнительные торговые услуги, поскольку осуществление актов купли-продажи товаров обрастает разнообразными операциями по обслуживанию покупателей. В цивилизованной торговле именно эти дополнительные услуги становятся преобладающими по массе затрачиваемого на них труда (прием заказов у покупателей, доставка товаров на дом, раскрой купленных тканей и др.).

Торговые услуги подразделяют на два вида:

1)  услуги, оказываемые оптовыми организациями и предприятиями своим клиентам, — оптовые торговые услуги;

2)  услуги, оказываемые покупателям в магазинах, — розничные торговые услуги.

Оптовые торговые услуги связаны с процессом оптовой продажи товаров. Состав и виды оптовых торговых услуг могут быть самыми разнообразными: по функциям, по назначению, по источникам финансирования, по видам расчетов и т. д. Например, по функциональному назначению услуги могут быть:

■ технологические — хранение товаров; подсортировка, фасовка, упаковка, транспортировка и др.;

■ коммерческие — маркетинговые, рекламные, комиссионные и др.;

■ организационно-консультативные — информационные консультации, торгово-расчетные.

Услуги, оказываемые покупателям в магазине, делятся на три вида:

■ услуги, связанные с покупкой товара — прием предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары, упаковка товара, доставка крупногабаритных товаров на дом покупателя и др.;

■ услуги, связанные с оказанием услуг, помогут покупателям при использовании приобретенных товаров — мелкая переделка и подгонка готового платья, раскрой купленных в магазине тканей и т. д.;

■ услуги, связанные с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина, — организация кафетерия, стоянки для автомашин и т. п. Процессы и операции, выполняемые в торговле, схематично представлены на рисунке:

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий, развитие конкуренции вызвали необходимость широкого внедрения современного оборудования и прогрессивных технологий. Возникла потребность в новых подходах к организации технологических процессов на предприятиях торговли, в развитии частной инициативы и предпринимательства. На первый план выдвинута задача дальнейшего совершенствования торгово-технологических процессов. Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», введенному в действие с 1 января 2000 г., под технологией понимается совокупность знаний о способах и средствах проведения процессов (торговых и др.), а также сами процессы (технологические процессы), при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта. Технология торговли — это совокупность параллельно или последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием определенных средств и методов. Торговля — вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям. Таков современный подход к основным понятиям и определениям технологии торговых процессов.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?