ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
2.1. Характеристика оптовой торговли в современных рыночных отношениях
Оптовой торговле принадлежит важная роль в развитии сферы обращения товаров народного потребления. Процесс обращения товаров во многих случаях складывается из двух частей — оптовой и розничной реализации. Оптовый товарооборот представляет собой процесс продажи товаров производственными или оптовыми торговыми предприятиями другим торговым предприятиям или предпринимателям с целью последующей продажи в сферу личного потребления.
На рынке страны оптовая торговля является посредником между промышленностью и розничной торговлей. Оптовые торговые предприятия определяют структуру и направления товарных потоков и способствуют гармонизации единого потребительского рынка страны. Организуя движение товаров по каналам распределения, оптовая торговля способствует синхронизации производства и потребления товаров. Она обеспечивает ускорение и интенсивность процесса товародвижения. Функционирование системы межотраслевых, региональных, межрегиональных связей невозможно без участия оптовой торговли как активного коммерческого посредника.
Оптовая торговля является необходимой составной частью внутренней торговли в стране, представляющей собой продажу крупных партий товара предприятиями-изготовителями по оптовым ценам. Оптовая цена — цена, по которой предприятие-изготовитель реализует свою продукцию оптовым покупателям — посредникам. Оптовая цена складывается из цены (себестоимости) предприятия-изготовителя и скидки в пользу сбытовой организации (посредника) для покрытия сбытовых расходов и получения прибыли.
Оптовая торговля — это продажа оптовым покупателям, торговля крупными партиями товаров с последующей их перепродажей в розницу или профессиональным использованием.
К моменту реформирования экономических отношений оптовая торговля России была достаточно мощной, стабильной и единообразной в территориальном отношении структурой. Это видно из таблицы «Организационное построение оптовой торговли в России (до перестройки)».
В период плановой, административной системы управления народным хозяйством в стране существовала разветвленная система оптовых контор, оптовых баз и складов-холодильников государственной и кооперативной торговли. Они осуществляли оптовую реализацию различных продовольственных и непродовольственных товаров.
Оптовые предприятия того периода были главенствующими звеньями торговой отрасли. Они централизованно распределяли товарные ресурсы, планово прикрепляли оптовых покупателей к поставщикам, определяли пути и звенность товародвижения. Работа оптовых баз имела такие черты, как:
■ административная гарантированность оптового сбыта товаров;
■ отсутствие какой-либо конкуренции между оптовиками;
■ независимость опта от розничной торговли;
■ главенствующая роль опта в поставке товаров как держателей товарных фондов.
Рыночные отношения превратили оптовые предприятия в равноправного субъекта рыночных отношений, вынужденного искать свою нишу на торговом рынке на основе принципов и методов маркетинга. Однако к новой роли в условиях рынка торговля оказалась неподготовленной. Единая система государственной оптовой торговли распалась. Государственные оптовые конторы и базы были преобразованы в оптовые предприятия с различными формами собственности и различных организационно-правовых структур. Оптовая торговля потребительской кооперации, как и сама система, оказались в кризисном состоянии: многие базы были ликвидированы, утратили свою роль организаторов снабжения розничной сети; произошло резкое сокращение объемов оптовых операций.
Чтобы выжить в условиях рынка, оптовые предприятия были вынуждены существенно изменить свои функции и методы оптовой деятельности. Они занялись новой для них деятельностью: розничной торговлей, производством, сдачей складов в аренду и т. п.
Были изменены территориальные рамки сфер деятельности, сложившаяся годами товарная специализация. Внедрялись новые формы организации оптовой торговли — оптовые объединения, фирмы, ассоциации, оптовые посредники и т. д. Структурная перестройка оптовой торговли предусматривает распространение таких форм, которые должны быть максимально ориентированы на малое предпринимательство в среде пользователей услугами оптового звена.
Развитие оптовой торговли в современных рыночных условиях предполагает создание и развитие конкурентной среды, преодоление монополизма на рынке оптовых закупок и продаж. Важными задачами оптовой торговли являются:
■ прекращение спада и стабилизация объемов оптовых операций;
■ внедрение активных форм продвижения отечественных товаров;
■ развитие региональных, межрегиональных и федеральных хозяйственных связей в сфере опта;
■ обеспечение потребностей рынка страны в товарах. Развитая оптовая торговля в условиях рыночного хозяйства является объективной реальностью и необходимостью. В корне изменились и цели развития оптовой торговли как активного коммерческого посредника. Целями развития оптовой торговли в рыночной экономике являются:
■ создание развитой структуры каналов товародвижения;
■ поддержание необходимой интенсивности товаропо-токов;
■ формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения;
■ обеспечение экономии совокупных издержек обращения.
В условиях рыночного хозяйствования изменяются и функции оптовой торговли. С одной стороны, они усложняются, с другой — персонифицируются. Предприятия оптовой торговли должны специализироваться:
■ на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между предприятиями-производителями товаров и розничными торговыми предприятиями или другими оптовыми покупателями;
■ на закупке и продаже товаров со складов и оказании сопутствующих услуг.
Из этой специализации и вытекают задачи в опте. Задачи оптового предприятия:
■ поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей;
■ закупка товаров у производителей и их доставка, хранение;
■ формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;
■ обеспечение предприятиям-производителям сбыта их товаров;
■ маркетинговые исследования для производителей товаров и розничных торговых предприятий;
■ информационное обслуживание.
Оптовые предприятия находятся на пересечении информационных потоков. Они способны обеспечить сбор, накопление и обработку коммерческой информации. Обобщив и проанализировав ее, оптовые предприятия передают информацию поставщикам и покупателям. Коммерческая информация в опте включает следующие элементы:
■ характеристика рыночной ситуации;
■ изучение возможности выхода на внешний рынок;
■ определение емкости рынка;
■ определение потребностей покупателей (текущих, перспективных);
■ определение конкурентоспособности и потребительских характеристик товаров разных производителей;
■ изучение мотивации покупок и закономерностей поведения покупателей на рынке.
Переориентация оптовой торговли в целях и функциях создает условия для углубления реформ в торговле, обеспечивает стратегическую стабильность потребительского рынка.
На макроуровне оптовая торговля выполняет следующие функции:
■ интегрирующая — обеспечение взаимосвязи между партнерами по поставкам продукции, по нахождению каналов сбыта;
■ оценочная — определение уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;
■ организующая и регулирующая — обеспечение рационального построения экономических систем.
На микроуровне функции оптовой торговли делятся на две группы:
■ по отношению к клиентам-покупателям;
■ по отношению к клиентам-поставщикам. Функции оптовых предприятий по отношению к клиентам-покупателям :
■ оценка потребностей и спроса, сглаживание цен;
■ преобразование промышленного ассортимента в торговый ассортимент;
■ накопление и хранение товарных запасов;
■ концентрация товарной массы;
■ доработка, доведение товаров до требуемого качества;
■ кредитование;
■ фасовка, упаковка, доставка товаров;
■ информационное и консалтинговое обслуживание. Оптовые предприятия обеспечивают значительную экономию издержек обращения в рознице. Розничные предприятия освобождаются от закупок товаров у множества производителей. Кроме того, снижаются затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой.
Хранение товаров обходится значительно дешевле, чем их размещение в розничной сети.
Функции оптовых предприятий по отношению к клиентам-поставщикам:
■ концентрация коммерческой деятельности;
■ поддержка процесса перехода прав собственности на товар;
■ инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;
■ маркетинговое обслуживание;
■ минимизация коммерческого рынка. Организация хозяйственных связей по поставкам товаров в значительной степени зависит от того, как оптовые звенья будут выполнять вышеперечисленные функции.
Оптовые предприятия должны привлекать розничные торговые предприятия по поставке товаров. Привлекательность оптовых предприятий зависит от уровня обслуживания, который они предлагают своим клиентам.
Уровень обслуживания в опте зависит от следующих факторов:
■ скорость выполнения заказа;
■ возможность срочной доставки товара по специальному заказу;
■ готовность принять обратно поставленный товар;
■ обеспечение различных партий отгрузки;
■ использование подходящего вида транспорта;
■ использование высокоэффективной службы сервиса;
■ наличие хорошей складской сети;
■ уровень цен на товары и услуги;
■ достаточность уровня товарных запасов.
При выборе конкретного оптового предприятия клиенты должны иметь определенную информацию о нем. К такой информации относятся данные о зоне действия и ассортименте товаров оптовика. Коммерческое предложен ние оптового предприятия определяется продолжитель-. ностью работы на данном рынке. Большую роль играют техническая оснащенность и организация технологических процессов на складе, наличие удобных подъездных путей к складам, система учета складских запасов. Немаловажное значение имеет отношение к данному оптовику со стороны его коллег, умение привлекать новых клиентов, средний возраст руководящего персонала и его профессионализм. Очень важно учитывать политику цен, которую ведет оптовик и структуру его капитала.
Торгово-посреднические оптовые фирмы в юридическом и хозяйственном отношении не зависят от производителя и потребителя товаров. Они действуют в целях извлечения прибыли.
Прибыль возникает двумя путями:
1) в результате разницы между ценами закупки товаров у производителей и ценами, по которым эти товары продаются оптовым покупателям;
2) в виде вознаграждения за предоставленные услуги по продвижению товаров на рынок.
Экономическая целесообразность посредничества обусловливается возникновением и развитием целостных хозяйственных систем, в которых между производителем продукции и потребителем возникает целый ряд материальных процессов. К ним относятся: затаривание, маркировка, комплектация, погрузка, транспортировка, перевалка, складирование, подготовка к продаже, погрузка и пр. Поставщикам легче поручить исполнять эти операции посреднику — оптовому звену, чем самим заниматься их выполнением.
Торговое посредничество в экономическом смысле — довольно широкое понятие. Оно включает большой круг услуг:
■ подыскание контрагента;
■ подготовку и совершение сделки;
■ кредитование сторон;
■ выполнение транспортно-экспедиционных операций;
■ страхование товаров при транспортировке;
■ выполнение таможенных операций;
■ проведение рекламных и других сбытовых операций по продвижению товаров на рынок;
■ осуществление технического обслуживания рынка.
|