2.6.2. Расчет экономической оценки эффективности инвестиций в открытие ресторана

Инвестиционные ресторанные проекты рождаются из потребностей населения в услугах питания и из желания ресторатора заработать. Условием жизнеспособности инвестиционных проектов является их соответствие инвестиционной политике и стратегическим целям ресторатора.

Оценка эффективности инвестиционных проектов — один из главных элементов инвестиционного анализа и является основным инструментом правильного выбора из нескольких инвестиционных проектов наиболее эффективного.

Методы оценки инвестиционных проектов не во всех случаях могут быть едиными, так как инвестиционные ресторанные проекты весьма значительно различаются по масштабам затрат, срокам их полезного использования, а также по полезным результатам.

К мелким инвестиционным проектам, не требующим больших капитальных вложений, также имеющим относительно небольшой срок полезного использования, можно применять простейшие способы расчета.

Наряду с этим реализация масштабных инвестиционных проектов в сфере ресторанного бизнеса (строительство нового ресторанного объекта, реконструкция ресторанного комплекса, освоение принципиально новых видов ресторанных услуг и т. д., требующих больших инвестиционных затрат), вызывает необходимость учета большого числа факторов, а следовательно, проведения более сложных расчетов и уточнения методов оценки эффективности. Чем масштабнее инвестиционный проект и чем больше значительных изменений он вызывает в результатах хозяйственной деятельности предприятия питания, тем более точными должны быть расчеты денежных потоков и методы оценки его эффективности.

Следует отметить, что движение денежных потоков, вызванное реализацией инвестиционных проектов в ресторанном бизнесе, как правило, происходит в течение ряда лет, что усложняет оценку их эффективности.

Причины расхождения между проектными и фактическими показателями эффективности инвестиционных проектов можно сгруппировать следующим образом:

•  сознательное завышение эффективности инвестиционного проекта, обусловленное субъективной позицией отдельных специалистов ресторанного рынка и их борьбой за ограниченные финансовые ресурсы. Защититься от таких просчетов возможно путем привлечения независимых экспертов к проверке объективности расчетов, связанных с оценкой эффективности инвестиционных проектов;

•  недостаточный учет факторов риска и неопределенности, возникающих в процессе использования инвестиционных проектов. Следует отметить, что ресторанный рынок сильно подвержен влиянию внешних и внутренних факторов, генерирующих значительные риски.

Исходя из этого следует, что при перспективной оценке эффективности инвестиционных проектов возникает множество проблем. Избежать или свести их к минимуму в значительной мере поможет выбор наиболее объективных методов оценки эффективности инвестиций.

Методы оценки эффективности инвестиций, основанные на дисконтировании, применяются в случаях крупномасштабных инвестиционных ресторанных проектов, реализация которых требует значительного времени (строительство ресторана и т. д.). Дисконтирование — метод оценки инвестиционных проектов путем выражения будущих денежных потоков, связанных с реализацией проектов, через их стоимость в текущий момент времени.

Методы дисконтированных наличных потоков представляют собой более объективную основу для оценки и выбора инвестиционного ресторанного проекта, к числу которых относят показатели: PV, NPV, IRR, PL Итак, рассмотрим каждый из данных показателей более детально:

Очевидно, что если NPV< О, то в случае принятия нового инвестиционного проекта владельцы компании понесут убыток и ценность компании уменьшится. Если NPV= О, то в случае принятия проекта ценность компании не изменится, т. е. благосостояние ее владельцев останется на прежнем уровне. Если NPV> О, то в случае принятия проекта ценность компании, а следовательно, и благосостояние ее владельцев увеличатся.

Проект с NPV= 0 имеет все же дополнительный аргумент в свою пользу — в случае его реализации благосостояние владельцев компании не изменится, но при этом объемы производства возрастут, т. е. компания увеличится в масштабах. Поскольку нередко увеличение размеров компании рассматривается как положительная тенденция, проект все же принимается.

3. Внутренняя норма доходности (IRR).

Смысл коэффициента IRR при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов предприятия, которые могут быть ассоциированы с данным инвестиционным проектом. Например, если проект финансируется полностью за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает его убыточным.

Таким образом, экономический смысл критерия IRR заключается в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя цены капитала (ССК). Под последним понимается либо средневзвешенная цена капитала, если источник средств точно не идентифицирован, либо цена целевого источника, если таковой имеется. Именно с показателем ССК сравнивается критерий IRR, рассчитанный для конкретного проекта. Если IRR больше цены капитала, то проект следует принять, если IRR меньше цены капитала, то проект следует отвергнуть, если IRR равен цене капитала, то он не является ни прибыльным, ни убыточным.

Независимо от того, с чем сравнивается IRR, очевидно одно: проект принимается, если его /ЛЛ больше некоторой пороговой величины; поэтому при прочих равных условиях большее значение IRR считается предпочтительным.

4. Индекс рентабельности (PI).

Индекс рентабельности является отношением полной текущей стоимости будущих наличных притоков по начальным инвестиционным издержкам. Этот индекс используется как средство ранжирования проектов в порядке их предпочтительности.

Если значение PI > 1, то проект можно принимать. Индекс рентабельности со значением более единицы показывает, что текущая стоимость проекта выше, чем изначальные наличные расходы, а чистая текущая стоимость NPVположительна (больше 0).

В отличие от чистого приведенного эффекта, индекс рентабельности является относительным показателем. Благодаря этому он очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NPV, либо при комплектовании портфеля инвестиций с максимальным суммарным значением NPV.

5. Срок окупаемости (РВР). Необходимо отметить, что расчет срока окупаемости — это один из самых простых и широко распространенных методов экономического обоснования инвестиций в мировой практике. Алгоритм расчета срока окупаемости зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от инвестиционных вложений:

•  если доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода;

•  если доход по годам распределяется неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены кумулятивным доходом.

Показатель срока окупаемости инвестиций очень прост в расчетах, вместе с тем он имеет ряд недостатков, на которые необходимо обращать внимание при анализе:

•  не учитывает влияние доходов последних периодов;

•  не обладает свойством аддитивности;

•  если при расчете срока окупаемости использовать не дисконтированные величины, то он не делает различия между проектами с одинаковой суммой кумулятивных доходов, но различным распределением ее по годам.

Для избежания этого недостатка наиболее правильно срок окупаемости определять на основе дисконтированных величин, как дохода, так и инвестиций.

Следует отметить, что каждый инвестор самостоятельно определяет способ расчета данного показателя. Однако наиболее объективными сроками окупаемости инвестиционных проектов являются рассчитанные с учетом дисконтирования денежных поступлений, поскольку они не занижают его величину, особенно в условиях нестабильной экономики (в отличие от сроков окупаемости, рассчитанных без учета дисконтирования).

Существует ряд ситуаций, при которых применение метода, основанного на расчете срока окупаемости затрат, может быть целесообразным. В частности, это ситуация, когда руководство предприятия питания в большей степени озабочено решением проблемы ликвидности, а не прибыльности проекта — главное, чтобы инвестиции окупились, и как можно скорее. Метод также хорош в ситуации, когда инвестиции сопряжены с высокой степенью риска, поэтому чем короче срок окупаемости, тем менее рискованным является проект. Такая ситуация обычна в целом для ресторанного бизнеса, которому присуща большая вероятность достаточно быстрых изменений (например, технологических, социальных и т. д.).

Так, если инвестиционные средства вкладываются в открытие нового предприятия питания (инвестиционный проект), то следует отметить, что срок окупаемости для различных предприятий ресторанного бизнеса свой и зависит от целого ряда факторов, таких как: масштабность проекта, уровень его классности (например, респектабельные рестораны со значительными затратами на интерьер окупаются, как правило, намного дольше, чем ресторан среднего уровня) и т. д., и, в конечном итоге, непосредственно от спроса на услуги данного предприятия питания (уровня доходности) и от величины инвестиционных вложений.

Следует отметить тот факт, что оценка инвестиционных вложений в ресторанном секторе необходима не только при открытии нового предприятия питания, но необходима также и при приобретении уже существующего ресторанного бизнеса. Так, оценка ресторана, как, впрочем, и любого другого действующего бизнеса, играет определяющую роль в разработке стратегии его продажи. От того, насколько заявленная цена соответствует действительному положению дел, зависит не только время реализации бизнеса, но и сама возможность таковой. Оценка может преследовать разные цели (от получения банковского кредита до ухода от налогов), в свою очередь, влияющие на технологию определения стоимости компании. В зависимости от того, на что направлена оценочная работа, зависит выбор метода, которым она производится. Многое определяет и доступность информации — каждый бизнес специфичен, иногда методы сбора и анализа данных, необходимых для определения стоимости компании, разрабатываются для каждого объекта в отдельности. Методы и методики определения стоимости ресторана принципиально не отличаются от тех, которые используются по отношению к другим видам бизнеса «неиндустриального» профиля.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?