1.2.7. Кофейни

Кофейня — одна из самых интересных и сложных концепций. Кофе крайне привлекателен для молодежи — как для посетителей кофеен, так и для акционеров. Кофейни пришли в Россию из Европы, где культура пития кофе именно как самостоятельного процесса формировалась достаточно долго. Кофейни быстро прижились в Восточной Европе, потом достигли ближайших к Европе регионов — Петербурга и Калининграда, далее они появились в Москве и потом распространились в российские регионы. Европейскими кофейными мекками по праву считаются Лондон и Барселона. В развитие сегмента кофеен внесли большой вклад также Италия, Испания, Австрия и Турция. Многие кофейные концепции имеют, по меньшей мере, двойные корни — средиземноморские и американские. При этом формат кофейни невероятно эластичен в том, что касается их размера и расположения. Они могут работать стационарно или размещаться в магазине. Место может быть практически любое: на пешеходных улицах, в людных местах (торговых центрах, железнодорожных станциях или аэропортах), на круизных лайнерах, в музеях, больницах и т. д. Кофейня — это общественная гостиная, и социальные аспекты в этом случае важнее, чем кулинарные: здесь приняты мягкие кресла вместо обеденных столиков. Создание особой атмосферы, а не просто продажа необходимого минимума, обязательно входит в счет.

В соответствии с ГОСТом Р 50762—2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания», кофейня — предприятие общественного питания, специализирующееся на изготовлении и реализации с потреблением на месте широкого ассортимента горячих напитков из кофе, какао и чая, мучных блюд и мучных булочных и кондитерских изделий, кулинарной продукции из полуфабрикатов высокой степени готовности в ограниченном ассортименте, а также алкогольных напитков и покупных товаров. Потребление продукции общественного питания в кофейнях осуществляется, как правило, за столиками, метод обслуживания — официантами.

На сегодняшний день можно выделить 12 сетевых кофеен, наиболее распространенных и популярных.

1.  Starbucks — номер один в мире и Европе по количеству кофеен. Starbucks сыграла в развитии рынка кофеен не менее революционную роль, чем McDonald's в секторе фаст-фуда, только революция произошла на 15—25 лет позже. Три лидирующих рынка: Великобритания, Германия и Турция. В числе перспективных рынков: Россия.

2. Tchibo — ведущая немецкая компания по обжарке кофе с уникальной многоканальной системой продаж. Она действует в семи европейских странах в различных форматах кофе-баров — от мини-модулей и киосков до полномасштабных кофеен.

3. Costa Coffee — учреждена в 1985 г. и находится в собственности Whitebread. В числе перспективных рынков компании — Китай (в течение ближайших пяти лет планируется открыть 600 кофеен) и Россия (в планах 200 заведений в сотрудничестве с «Росинтер Ресторантс»), а также Украина и Белоруссия.

4.  McCafe — концепция «магазин в магазине» от McDonald's, рожденная в Австралии и имеющаяся в 13 европейских странах. Добилась потрясающего успеха в Германии, где в каждом третьем ресторане McDonald's можно найти McCafe. Самая важная находка: доходы McDonald's в целом выросли после появления McCafe. Компания стала продавать больше чизбургеров.

5.  Segafredo — сеть кофеен, основанная в 1998 г. с точками в 30 европейских странах.

6. Caffe Nero — основана в 1997 г. Среди последних шагов компании — разработка мобильных киосков Nero Express для железнодорожных станций. Этот бренд делает особый акцент на создании аутентичной итальянской атмосферы с эксклюзивной музыкой и особенностями местного колорита и предложении особой смеси кофейных сортов.

7.  Caffe Ritazza — кофейни формата аэропортов, вокзалов и придорожных закусочных, созданные компанией SSP International, специализирующейся на предоставлении скидок на туристические поездки.

8.  Caffe Revive — кафетерии с полным диапазоном эспрессо, где используется продукция Fairtrade, разработанная Marks & Spencer для своих магазинов.

9.  Hema Koffiebuffet — инвестиционные возможности компании очень велики, но конкретные планы отсутствуют. Работает в Голландии, Бельгии и Германии.

10.  «Кофе Хауз» — крупнейшая сеть кофеен в России (рис. 15). Многие филиалы «Кофе Хауза» являются отдельно стоящими кофейнями, но эта сеть также имеет точки в аэропортах, бизнес-центрах, торговых центрах. Сеть предлагает около 40 различных напитков на основе эспрессо, чай, соки и многое другое.

11. BB's Coffee & Muffins основана в Австралии в 1985 г. Ассортимент кофе дополняется сладкими и сытными маффинами свежей выпечки, предлагаемыми круглосуточно. Кроме того, в некоторых кофейнях можно купить натуральное новозеландское мороженое, сор-беты и смузисы.

12. Cofreeright — греческий кофейный брэнд. Концепт принадлежит Gregorys Foodservice.

Сегмент кофеен в последние годы является одним из самых перспективных и быстро развивающихся на мировом и российском рынке фуд-сервиса. Кофейни приносят ощутимую прибыль многопрофильным ресторанным холдингам, начинающим предпринимателям, производителям кофе и кофейного оборудования. Точных статистических данных по рынку кофеен нет, но эксперты ресторанного рынка оценивают его следующим образом: Москва — примерно в 20— 25 млн долл. в год; Санкт-Петербург — 10 млн долл.; по России примерно еще 5—10 млн долл. Итого порядка 35—45 млн долл. в год. Наценка в кофейнях составляет в среднем 300 %.

Заведения имеют свою особую целевую аудиторию в силу специфики кухни и стиля. Кофейни ориентированы на посещения молодежью дружеские посиделки за чашечкой кофе, а также на деловые переговоры, поэтому предлагают большой ассортимент выпечки и кондитерских изделий к чаю и кофе. Обслуживание официантское. Производство собственное или на основе полуфабрикатов.

Кофейня по сравнению с обычным кафе имеет следующие особенности:

•  более широкий ассортимент кофе и кофейных напитков;

•  отсутствие алкогольной продукции в ассортименте напитков;

•  ограниченный выбор блюд кухни;

•  более широкий выбор десертов.

Считается, чтобы нормально функционировать, кофейня должна обслуживать в день порядка 200 человек (количество усредненное и варьируется по дням недели). При расчетах принимают, что самая низкая посещаемость — в понедельник и плавно растет до субботы, где наблюдается в среднем 3—5-кратное превышение уровня понедельника, затем понижается до 2—3-кратного в воскресенье и т. д.

Для открытия кофейни минимально требуется около 200 тыс. долл. В эту сумму входят услуги консалтинговой компании, покупка всего необходимого оборудования, ремонт и отделка помещения, дизайн-проект, мебель (этот вариант — для случая аренды помещения). Открытие кофейни в регионах РФ обойдется значительно дешевле прежде всего за счет более низких арендных ставок, стоимости выкупа помещения, возможности приобретения мебели и части оборудования по более низким ценам. Соответственно, оплата персонала также несравнима с московской. Однако нужно иметь в виду, что каждый регион имеет свои особенности, возможности и условия для открытия и деятельности такого бизнеса. Например, необходимо учитывать климатическую зону. В этом отношении менее затратны южные районы. Там можно делать кофейни в виде достаточно легких сооружений с большими окнами-витринами. Обеспечить аналогичный уровень теплового комфорта где-нибудь в Якутске обойдется значительно дороже. В нефтегазоносных районах уровни зарплат вполне сравнимы с московскими. В некоторых регионах есть собственные мебельные производства, где-то они отсутствуют. В некоторых городах оказывается, что можно использовать местные товары, оборудование, доставка такового из Москвы обойдется гораздо дороже. Все это влияет на итоговую стоимость организации кофейни.

Концептуально кофейни в регионах лучше всего делать в стиле уже существующих московских, поскольку достаточно много людей бывает в Москве, да и из нее в регионы также достаточно много приезжает потенциальных посетителей. При открытии кофейни необходимо обращать внимание на национальный состав региона. Очевидно, что в некоторых национальных культурах кофе так и не прижился.

Открытие нескольких кофеен с единым управлением значительно снижает риски по открытию. Уменьшаются общехозяйственные расходы, появляется возможность перераспределения ресурсов.

Следует отметить, что за последние десятилетия в структуре сегмента мировых кофеен произошли важные фундаментальные изменения:

•  от продажи напитков перешли к продаже образа жизни;

•  от горячего напитка — к питьевой закуске. Границы между питьем и едой стали крайне размытыми;

•  от завтраков к предложению 24-часовой работы;

•  от малых традиционных чашек к большим объемам чашек, стаканов, что повлекло увеличение продаж.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?