12.3. Программно-целевое управление организацией труда

Рыночные отношения, базирующиеся на конкуренции, диктуют необходимость постоянного поиска хозяйствующими субъектами путей повышения своей конкурентоспособности, в том числе за счет организационного развития. Наиболее адекватным этим условиям является инновационный тип управления организацией труда, основанный на разработке и внедрении оргнововведений (ОНВ) и направленный на коренное совершенствование организации труда, обеспечение более полного ее соответствия параметрам технико-технологической базы производства.

Важнейшее направление решения проблемы перехода к инновационному типу управления организацией труда — использование целевых комплексных программ (ЦКП).

Основные преимущества, которые дает применение ЦКП в управлении организационным развитием:

1.      Возможность реализации системного подхода при решении проблем организационного развития, при планировании и управлении этим процессом. Это означает возможность установить на стадии планирования и обеспечить на стадии управления целесообразные связи между развитием отдельных элементов и сторон производственной системы. Прежде всего — установить связь организационного развития производственной системы с ее научно-техническим, экономическим и социальным развитием.

2.      Системный подход, реализуемый с помощью ЦКП, обеспечивает комплексное решение проблем организационного развития на основе установления связей внутри самой организационной системы между процессами организационного совершенствования в сфере организации технологических процессов, организации труда и организации управления. Возможность еще на стадии планирования, а затем и на стадии реализации обеспечить взаимоувязанность, согласование и синхронизацию этих процессов позволяет получить дополнительный эффект, выражающийся в превышении эффекта комплексного организационного развития над суммой эффектов организационного совершенствования, проводимых независимо в трех названных сферах.

3.      ЦКП, как инструмент системного подхода к управлению организационным развитием, дает возможность устанавливать целесообразные связи между отдельными элементами системы организации труда, обеспечивая ее комплексное, согласованное, целостное развитие.

4.      Организация процесса развития с помощью ЦКП предусматривает установление соответствующих обеспечивающих связей: научно-методических, нормативных, информационных, материальных, финансовых и др. ЦКП включает соответствующие разделы, в которых обозначены по каждой целевой программе или мероприятию (комплексу мероприятий) источники (субъекты) того либо иного вида обеспечения, объемы, сроки, ответственные и т.п.

Таким образом, появляется возможность управлять процессами обеспечения реализации мероприятий организационного совершенствования системы. Это не только повышает реальную осуществимость планов организационного развития, но и делает их более обоснованными как в части объектов, так и в части сроков реализации, а стало быть — ив части ожидаемых результатов.

5.      ЦКП позволяет управлять организационным развитием системы посредством внеструктурного механизма, реализуемого с помощью функциональных служб и линейных звеньев, но вне структуры установившихся между ними связей по управлению производством.

6.      Управление организационным развитием с помощью механизма ЦКП позволяет осуществлять контроль и регулирование этого процесса и обеспечить кооперацию исполнителей в достижении конечных целей.

7.      Эффект кооперации достигается благодаря возможности координировать с помощью ЦКП усилия отдельных служб и звеньев управления, направляемые на реализацию единых целей организационного развития.

8.      Координирующая роль управления с помощью ЦКП выражается не только в определении общей цели и вытекающих из нее частных целей, но и в рациональном распределении ресурсов, в обеспечении их совместного и целенаправленного использования, синхронизации выполняемых работ (совмещение или увязка работ во времени). Механизм ЦКП предоставляет благоприятную возможность оптимизировать эти процессы с помощью сетевых графиков и применения математического аппарата.

9.      Управление организационным развитием с помощью ЦКП позволяет оперативно регулировать сам процесс, вносить коррективы в отдельные решения, увязывая их с выполнением программы в целом, в зависимости от изменения ситуации протекания организационного развития системы.

Организационное развитие следует рассматривать как составную часть комплексного организационно-технического и социально-экономического развития производственной системы. С учетом этого ЦКП организационного развития представляется как одна из программ, входящих в комплексную программу развития предприятия (объединения, фирмы). В рамках последней ЦКП организационного развития можно рассматривать как относительно самостоятельную, связанную с аналогичными программами научно-технического, социального и экономического развития.

На рис. 24 представлена принципиальная схема целевых комплексных программ. Обозначенные на ней программы под порядковыми номерами ], 2, 3 и так далее, могут быть пообъектными (например, программа организационного развития цеха) или по направлениям (например, программа развития разделения и кооперации труда между подразделениями).

Важнейшим моментом применения ЦКП является управление реализацией программы. Применительно к целевой комплексной программе организационного развития оно будет выражено в следующих четырех функциях:

1)     разработка (формирование) программы;

2)     распределение функций по ее реализации, назначение ответственных и обеспечение выполнения отдельных частей программы (мероприятий);

3)     контроль за ходом обеспечения и выполнения участниками программы своих функций (в рамках программы), а также за ходом и результатами реализации программы в целом;

4)     регулирование отдельных связей программы, принятие дополнительных решений (уточнение сроков, объемов, исполнителей, планирование дополнительных мероприятий), корректировка программы.

Наиболее адекватной природе организационных нововведений является такая форма программно-целевого управления ОНВ, как проблемно-ориентированное управление, обеспечивающее опережающее управление. Последнее особенно необходимо в условиях рыночной конкуренции, когда предвидение необходимых и возможных путей достижения высоких конечных результатов на базе организационного совершенствования производства и реализации мер по их осуществлению, становятся одними из приоритетных направлений развития, не требующих особо крупных инвестиций.

Проблемно-ориентированное управление организационными нововведениями основывается на определении конечной цели управления и формирования банка проблем. Поиск, выявление, фиксация (признание) проблем и их отражение в сводном документе (в банке проблем) при этом служит базой определения научно обоснованной, учитывающей объективные потребности производства, целевой установки управления организационными нововведениями.

Эффективность исследования потребностей в ОНВ, выбор обоснованных направлений их развития с учетом наличных и формируемых предпосылок решения проблем во многом определяется внутренней и внешней инновационной ситуацией. Внутренняя инновационная ситуация определяется восприимчивостью и инициативностью предприятий по отношению к нововведениям, активным участием работников в данной деятельности. Особое значение имеют наличие ресурсов для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, взаимосвязи со смежными предприятиями, научно-исследовательскими, проектными организациями и др. Внешняя инновационная ситуация складывается под воздействием рыночных отношений и зависит от уровней развития научно-исследовательских разработок в целом по стране, региону, отрасли, взаимодействия основных звеньев экономики друг с другом, а также с научно-исследовательскими, проектными организациями. Внутренняя и внешняя инновационные ситуации в единстве своем формируют инновационную обстановку, служащую главным фактором, определяющим качество и развитие организационных нововведений, потенциал инноваций.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?