4.4. Направления развития разделения и кооперации труда
Тенденции в изменении содержания и форм разделения и кооперации труда, связанные с техническим прогрессом и развитием на его основе организации производства и труда на предприятиях, различны и нередко противоречивы.
Научно-технический прогресс приводит к развитию и совершенствованию орудий труда — машин, механизмов, инструментов, к прогрессивным изменениям в технологии производства. Чем больше механизируется, и автоматизируется производство, тем дальше отстоит рабочий-исполнитель от предмета труда и от непосредственного его преобразования. Функции рабочего выполняют машина, автомат или соответствующая аппаратура. При этом проявляются две несколько противоречивые тенденции: с одной стороны, процесс труда облегчается, но в то же время требует для своего осуществления более высокой квалификации работника (знание машины, навыки управления, изучение технологии и т.п.). С другой стороны, механизация трудовых процессов сопровождается глубоким расчленением трудовых процессов на мелкие и малосодержательные трудовые операции, что приводит к монотонности труда. В результате повышается утомляемость работника, утрачивается интерес к работе, возникает стремление оставить данное место работы и переменить область применения своего труда.
В рамках функционального разделения труда происходит изменение функциональных групп работников: в целом уменьшается число рабочих при увеличении численности служащих, а в числе рабочих происходит опережающий рост доли вспомогательных и обслуживающих по сравнению с основными.
Изменения в профессиональном разделении труда также связаны с научно-техническим и информационным прогрессом, в ходе которого стираются различия между отдельными видами труда и тем самым расширяется общность научно-технических основ многих профессий, появляются так называемые сквозные профессии. Изучение этих основ позволяет частично или полностью овладеть другими операциями. Это создает условия для разносторонней творческой деятельности, для расширения сферы деятельности и формирования рабочих широкого профиля. В ходе научно-технических изменений, экономического и социального прогресса некоторые профессии вообще исчезают, возникают новые профессии, многие старые профессии существенно меняют свое содержание и название.
Важными направлениями в развитии разделения и кооперации труда являются использование коллективных форм организации труда, совмещение профессий (функций) и должностей, расширение зон обслуживания, многостаночное (многоагрегатное) обслуживание.
Сущность совмещения профессий в том, что работник в течение установленной законом продолжительности рабочего дня наряду со своей основной работой выполняет дополнительную работу другого работника, отнесенную, как правило, к смежной профессии. Это ведет к полному высвобождению работников, осуществлявших ранее работу по совмещаемой профессии (если совмещение осуществляется постоянно).
При совмещении функций работник, сохраняя прежний профиль своей работы, частично выполняет обязанности другого исполнителя. Такое совмещение функций сопровождается частичным высвобождением работников.
Расширение зон обслуживания отличается от совмещения профессий тем, что в данном случае совмещаются работы в рамках одной профессии. Этой мерой можно достигнуть улучшения использования рабочего времени, высвобождения работников.
Совмещение профессий (функций), расширение зон обслуживания вызываются необходимостью более рационального использования рабочего времени, более полной загрузки оборудования, повышения маневренности в использовании персонала, обеспечения взаимозаменяемости. Совмещение профессий (функций) расширяет производственный профиль работника, способствует повышению профессионально - квалификационной мобильности, содержательности труда, устраняют монотонность в работе.
Основные условия, при которых возможно и экономически оправдано совмещение профессий:
• наличие у работников неиспользованного рабочего времени, обусловленного технологией производства или применяемым оборудованием;
• общность содержания труда по совмещаемым профессиям, их технологическая и функциональная взаимозависимость;
• территориальная близость рабочих мест;
• разновременность выполнения совмещаемых функций;
• отсутствие отрицательного влияния совмещения работ на точность, качество и производительность труда;
• достаточный профессиональный уровень работника или возможность его повышения.
Разновидности совмещения профессий
I. По видам совмещаемых профессий, работ, функций:
• совмещение основных функций с основными;
• совмещение основных функций со вспомогательными;
• совмещение основных функций с функциями по обслуживанию оборудования;
• совмещение ряда вспомогательных (или обслуживающих) функций;
• совмещение вспомогательных функций (или обслуживающих) с основными.
II. По количеству совмещаемых профессий (специальностей):
• одна профессия (простое совмещение);
• несколько профессий (комбинированное совмещение).
III. По степени совмещения:
• полное (с выполнением всего объема работ по совмещаемой профессии);
• частичное (с выполнением части функций по совмещаемой профессии).
IV. По порядку совмещения:
• параллельное;
• последовательное.
V. По сложности совмещаемых работ по сравнению с работами по основной профессии:
• низшего разряда;
• аналогичного разряда;
• более высокого разряда.
VI. По стабильности совмещения:
• временное;
• постоянное.
Конкретная форма совмещения выбирается в конкретных производственных условиях в зависимости от технологии производства, состава и расположения оборудования, форм и глубины разделения труда, квалификации работников и т.п.
Проведение работы по внедрению совмещения профессий и функций осуществляется в следующей последовательности:
1. Выявление условий, предпосылок для совмещения профессий, функций (анализ баланса рабочего времени).
2. Выбор объектов для внедрения совмещения.
3. Выбор вариантов (видов) совмещения.
4. Определение новых функций работника, объема совмещаемых работ и загрузки работника.
5. Расчет норм труда.
6. Проектирование организации труда работника, совмещающего профессии, функции.
7. Разработка необходимых оргтехмероприятий.
8. Разработка системы стимулирования совмещения.
9. Расчет ожидаемой экономической эффективности.
10. Обучение (при необходимости) работников совмещаемой профессии; инструктаж работников.
11. Внедрение совмещения.
12. Внесение необходимых изменений в ходе внедрения совмещения.
13. Расчет фактической экономической эффективности от совмещения профессий, функций, оценка социального эффекта.
При выявлении возможностей совмещения профессий исследуются все виды выполняемых работ, анализируется фактический баланс рабочего времени исполнителей.
Устанавливается:
• состав основных и вспомогательных работ;
• занятость каждого исполнителя;
• степень дублирования работ;
• удельный вес каждого из видов работ;
• удельный вес времени, затрачиваемого вспомогательными, обслуживающими рабочими;
• величина свободного времени, а также потерь рабочего времени, их причины.
При определении объема работ по основной и совмещаемой профессии необходимо учитывать:
• объем работ по совмещаемой профессии должен быть, как правило, меньшим, чем по основной;
• суммарная загрузка работников должна приближаться к нормативам (межотраслевым или отраслевым);
• сложность совмещаемых работ должна иметь минимальные колебания;
• совмещение должно обеспечивать нормальную занятость работников, уменьшение монотонности и повышение содержательности труда;
• расширение совмещения профессий допустимо до определенного предела, который обусловлен утомляемостью работника;
• для работников, занятых на участках с неблагоприятными условиями труда, следует выбирать такое совмещение профессий, при котором можно снизить воздействие вредных факторов;
• операции, принятые для совмещения, не должны нагружать те же системы организма.
При отсутствии нормативных материалов объем работ может быть определен на основе ФРД (фотографии рабочего дня) с таким расчетом, чтобы сумма времени работы по основной и совмещаемой профессиям и времени на отдых соответствовала бы сменному фонду рабочего времени.
Для определения конкретной возможности совмещения профессий данным работником используется коэффициент возможного совмещения Ксовм, рассчитываемый следующим образом:
Наряду с совмещением профессий и функций важным направлением развития разделения и кооперации труда, рационального использования совокупного фонда рабочего времени и расширения профиля работы исполнителей является многостаночное обслуживание.
Многостаночное (многоагрегатное) обслуживание — это обслуживание, при котором рабочий (или бригада) одновременно (в течение рабочей смены) обслуживает несколько станков (агрегатов). При этом ручную работу на одних станках рабочий выполняет в течение машинно-автоматического времени работы других станков. Основное условие использования многостаночного обслуживания состоит в том, что машинно-автоматическое время каждого станка должно быть больше или равно тому времени, в течение которого рабочий занят обслуживанием всех остальных станков. Это условие можно выразить следующим образом.
На практике наибольшее распространение получили 2 варианта многостаночного обслуживания.
1) Обслуживание нескольких станков-дублеров, т.е. станков, не связанных общим ритмом работы с другими станками и работающих независимо друг от друга, следовательно, остановка одного из них не вызывает остановку других.
2) Обслуживание станков, связанных общим ритмом работы.
Учет варианта многостаночного обслуживания имеет значение при определении количества станков и при выборе метода обслуживания.
При переходе на многостаночное обслуживание должна проводится необходимая подготовительная работа.
1) Необходимы проверка выполнения норм рабочими за ряд месяцев и анализ баланса рабочего времени и работы оборудования с целью выявления величины времени пассивного наблюдения, простоев, систематичности выполнения норм.
2) Определение оптимальной зоны обслуживания.
3) Выбор рационального функционального разделения труда между рабочими.
4) Отбор станков с учетом структуры оперативного времени и единообразия в методах управления ими.
5) Оснащение оборудования удобными пультами управления, приспособлениями и т.п.
6) Рациональное размещение (планировка) оборудования на рабочем месте, разработка удобных маршрутов передвижения многостаночника от одного станка к другому.
7) Подбор соответствующих деталей (изделий) для обработки в условиях многостаночного обслуживания.
8) Разработка рациональных приемов и методов труда, обучение им рабочих.
9) Определение наиболее эффективных систем обслуживания многостаночного рабочего места.
10) Расчет экономической эффективности внедрения многостаночного обслуживания.
11) Обеспечение материальной заинтересованности рабочих в переходе на многостаночное обслуживание и в достижении высоких результатов их труда.
Основой расчетов многостаночного обслуживания является продолжительность и структура цикла многостаночной работы (Гц). Цикл многостаночного обслуживания — это время, в течение которого полностью осуществляются все регулярно повторяющиеся элементы оперативной работы на обслуживаемых станках. Если при многостаночном обслуживании полностью используется время рабочего.
Необходимо стремиться, чтобы обеспечивалось равенство Тц = £Т,. Это зависит от отбора станков и определения выполняемых рабочим операции.
При определении оптимальной зоны обслуживания учитывается степень занятости рабочего путем расчета коэффициента занятости (К3), который определяется как частное от деления времени занятости (Т,) на величину оперативного времени отдельного станка (Топ).
При оптимальных условиях сумма коэффициентов занятости по всем обслуживаемым станкам не должна превышать единицы, в противном случае могут быть простои оборудования. Таким образом, должно соблюдаться условие
Наиболее широкое распространение в промышленности получили 3 метода многостаночного обслуживания: сторожевой (дежурный), маршрутный и маршрутно-сторожевой.
При сторожевом методе рабочий наблюдает за работой всех станков, подходит к ним, когда возникает необходимость. Этот метод возможен при обслуживании группы разнотипного технологического оборудования, станков-дублеров и целесообразен при обслуживании небольшого количества станков.
При маршрутном методе многостаночник по определенному маршруту обходит объекты, останавливаясь у тех, которые требуют обслуживания. Данный метод применяется повсеместно — в случае циклической и нециклической работы, но при большой зоне обслуживания.
Маршрут должен удовлетворять следующим требованиям:
а) быть наиболее коротким, чтобы рабочий как можно быстрее вернулся к тому месту, от которого ушел (чтобы быстрее устранить возможные возникшие за время его отсутствия неполадки);
б) обеспечивать равномерное обслуживание каждого станка, или участка рабочего места;
в) быть простым.
Маршрут может быть маятниковый, кольцевой (круговой), возвратный, поперечно-кольцевой.
Маршрутно-сторожевой метод обслуживания сочетает два первые методы. Его применение целесообразно при обслуживании нескольких станков, среди которых имеются станки, выполняющие однопроходные операции с большой длительностью технологического цикла, а также станки, выполняющие относительно короткие, но многопроходные операции. Тогда обслуживание первых, с длительным технологическим циклом, осуществляется по маршрутному способу, а остальных — по мере необходимости.
Планировка многостаночного рабочего места должна обеспечивать, наряду с минимальным временем на переходы рабочего от станка к станку, следующее:
• свободный подход к каждому станку;
• прямую территориальную связь рабочей зоны с общими проходами и проездами, но без пересечения ими рабочей зоны;
• возможность свободного обзора всего обслуживаемого оборудования из любой точки маршрута обхода.
|